Мыслительная операция: обобщение и конкретизация

Мышление — это процесс познавательной деятельности человека. Он осуществляется при помощи различных мыс­лительных операций (например, понятие, суждение, умо­заключение), среди которых важную роль играет обобще­ние и конкретизация.

Обобщение — это логический процесс перехода от еди­ничного к общему. Обобщение позволяет выделить те свой­ства и характеристики, которые являются общими для оп­ределенной группы явлений и предметов. Конкретизация (от лат. concretus — точный, вполне определенный, реально существующий) характеризуется мысленным выделением в предметах и явлениях частного. Обобщение предстает перед нами в выводах, определениях, правилах и законах науки, а конкретизация представлена конкретными фактами и ил­люстрациями.

Вопросы и задания

  1. Прочитайте текст, выделите в нем обобщенное понятие. С помо­щью каких понятий оно конкретизируется?

Народная культура — это совершенно особый пласт культуры национальной, наиболее устойчивая ее часть — источник развития и хранилище традиций. Это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах… Когда мы говорим о народной культуре, то в первую очередь имеем в виду фольклор (со всеми его преданиями, песнями и сказками), народную музыку, танцы, театр, архитектуру, изобразительное и декора­тивно-прикладное искусство.

  1. Конкретизируйте примерами следующее обобщение.

Основная черта массовой культуры — ориентация на вкусы и запросы массового потребителя. В содержатель­ном плане, будучи «культурой антиусталости», она про­ста, доступна, развлекательна и стандартизирована.

Ответы и комментарии

Ответы

  1. Народная культура; фольклор, народная музыка и т.д.
  2. Эти черты массовой культуры проявляются в таких формах и жан­рах, как детективная литература, боевики и блокбастеры, развле­кательные ток-шоу и т.п.

Методический комментарий

Задания на обобщение и конкретизацию широко используются на едином государственном экзамене. Целесообразно выделить специ­альное время для отработки этих мыслительных операций на различ­ном учебном содержании.

Задания также могут использоваться при изучении темы «Массо­вая и элитарная культуры» в курсе обществознания 10 класса на раз­ных этапах урока, в частности, как инструмент контроля на его за­вершающем этапе. Затруднение может вызвать второе задание, требующее, возможно, повторения темы, посвященной массовой культуре, или помощи учителя через наводящие вопросы. Учителю следует обратить внимание на формирование умения конкретизиро­вать примерами то или иное обобщение, что часто является слабым звеном при подготовке учащихся к единому государственному экза­мену.

Предложения интернет-магазинов