Мыслительная операция: определение понятий

Логическая операция, раскрывающая содержание поня­тия, называется определением.

Наиболее распространенным видом явных определений является определение через род и видовое отличие.

Операция включает два приема: 1) подведение опреде­ляемого понятия под более широкое по объему родовое по­нятие (род) и 2) указание видового отличия, т.е. признака, отличающего определяемый предмет от других, входящих в данный род. При указании видового отличия не всегда можно ограничиться одним признаком.

Вопросы и задания

  1. Вставьте родовое понятие в приведенное ниже определение госу­дарства. Приведите дополнительные видовые отличия (признаки) понятия «государство».

Государство — это _______________________________ , оно

обладает такими признаками, как единство территории и суве­ренитет.

  1. Укажите видовые отличия понятия «государство» как организа­ции политической власти.
  2. Прочитайте приведенный ниже текст. Укажите понятие, которое может служить родовым при определении государства.

Государство взаимосвязано с нормативной состав­ляющей политической системы. Нормы выполняют роль правил, на основе которых происходят политические взаимодействия. Эти правила фиксируются в конститу­ции, законах государства, могут закрепляться в виде обычаев.

Ответы и комментарии

Ответы

  1. Политический институт. Дополнительные видовые отличия — на­личие публичной власти, символика.
  2. Наличие и взаимосвязь исполнительных органов, правоохрани­тельных органов, армии.
  3. Политическая система.

Методический комментарий

Данное задание целесообразно использовать при изучении темы «Государство» в курсе обществознания (11 класс). Задание может вы­полняться на разных этапах урока в зависимости от реализуемой об­разовательной функции: служить средством мотивации изучения те­мы (предлагается в начале урока с учетом того, что эти вопросы уже изучались в основной школе; трудности в решении подводят выпуск­ников к пониманию важности нового обращения к данной теме), ис­пользоваться для активизации познавательной деятельности при изу­чении учебного материала, выступать как инструмент контроля на завершающем этапе урока.

При затруднении самостоятельного применения учащимися ори­ентировочной основы действий учитель может предварительно кон­кретизировать каждое из них на материале, уже изученном школьни­ками.

Предложения интернет-магазинов