ПРОБЛЕМАТИКА РАССКАЗА А. П. ЧЕХОВА «ДОМ С МЕЗОНИНОМ»

Безымянный герой рассказа, художник-пейзажист, живёт на даче, где знакомится с семейством Волчани- новых — вдовой и двумя её дочерьми.

Он влюбляется в младшую, Женю (Мисюсь), видя в ней родственную душу.

Лидия, старшая сестра, не одобряет «праздности» ге­роя, их споры постепенно приобретают обобщённый смысл — о роли образованного человека в современ­ном обществе.

Лида и «кружок симпатичных людей»  исповедуют теорию «малых дел», они стремятся облегчить жизнь народа хоть чем-то («аптеч­ками, библиотечками, книжками»). «Нужно делать что-нибудь…».

Герой с ней не соглашается, он считает, что необхо­димо в корне изменить жизнь общества, тогда и на­род будет счастлив.

Лидия смотрит узко, но что-то делает, художник же го­ворит о прекрасном будущем, но ничего не предприни­мает для его достижения — конфликт не разрешается.

Возлюбленную героя, Мисюсь, увозят, чтобы поме­шать развитию её отношений с художником. Герой тяжело переживает разлуку, «ему по-прежнему ста­ло скучно жить».

Главная мысль произведения заключена в самом его названии. Дом — символ дворянского гнезда, символ традиций, прошлого, корней; мезонин (верхний полу­этаж дома) — то, что, возможно, пристраивают впослед­ствии. Антитеза «верх — низ», отражённая в назва­нии рассказа, становится символом неразрешимости конфликта прежнего и нового.

Время в рассказе движется в обратном направлении — из настоящего в прошлое; вопрос же («Мисюсь, где ты?»), замыкающий повествование и адресованный в будущее, остаётся без ответа.

Предложения интернет-магазинов