Продовольственная проблема как глобальная проблема

■ Прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задания.

Две группы старшеклассников самостоятельно изу­чают глобальную продовольственную проблему. Уча­щимся необходимо составить план, по которому они бу­дут изучать проблему.

Школьники нашли в Интернете статистические дан­ные, подтверждающие актуальность глобальной продо­вольственной проблемы и необходимость ее решения. Изучив данные различных источников, учащиеся одной из групп пришли к выводу, что продовольственная про­блема тесно связана с демографической проблемой, а учащиеся другой группы пришли к выводу, что продо­вольственная проблема тесно связана с экологической проблемой.

Мнения в двух группах разделились и при обсужде­нии путей решения продовольственной проблемы. В од­ной группе ученики утверждали, что не может быть универсальных путей решения продовольственной про­блемы и ее следует преодолевать прежде всего на нацио­нальном и локальном уровнях. Участники другой груп­пы пришли к выводу, что существуют единые пути решения продовольственной проблемы для всех стран.

Вопросы и задания

  1. Из каких вопросов может состоять план изучения глобальной про­довольственной проблемы?
  2. При формулировании вопросов плана между участниками двух групп возникла дискуссия о том, что считать «глобальной про­блемой». Дайте определение понятия «глобальная проблема», ис­пользуя знания, полученные при изучении различных предметов. Обоснуйте свою точку зрения.
  3. Приведите ключевые факты — статистические данные из Интер­нета, подтверждающие актуальность глобальной продовольствен­ной проблемы и необходимость ее решения.
  4. С каким из выводов, сформулированных участниками двух групп, о связи продовольственной проблемы с демографической и эколо­гической проблемами, указанными в тексте, вы согласны? Какие доводы вы можете привести в обоснование каждого вывода?
  5. С какой точкой зрения участников дискуссии о путях решения продовольственной проблемы, указанных в тексте, вы согласи­тесь? Объясните почему.
  6. Старшеклассники выяснили, что увеличение производства про­дуктов питания можно решить за счет развития сельского хозяй­ства интенсивным и экстенсивным путем. Что это означает?

Ответы и комментарии

Ответы

  1. В плане необходимо:

а)    раскрыть суть продовольственной проблемы

б)    доказать, что продовольственная проблема в настоящее время является одной из глобальных проблем

в)    предложить пути ее решения

  1. Продовольственная проблема относится к категории глобальных проблем, т.к. для ее решения недостаточно усилий отдельных го­сударств, необходимо хорошо налаженное сотрудничество всех стран, независимо от их общественного строя; с ней органично связаны другие глобальные проблемы современности — демогра­фическая, экологическая, энергетическая и др. Глобальными на­зывают проблемы, которые охватывают весь мир, создают угрозу для настоящего и будущего человечества и требуют для своего решения совместных усилий всех государств и народов Земли. Суть продовольственной проблемы — дефицит продуктов пита­ния, необходимых для нормального развития человечества.
  2. Приведены ниже перечисленные или другие (любые) ключевые факты, подтверждающие актуальность глобальной продовольст­венной проблемы и необходимость ее решения.

793 млн человек страдают от хронического голода.

161 млн детей в возрасте до пяти лет имеют задержку роста.

Ежегодно 3,4 млн человек умирают из-за излишка веса и ожи­рения.

Издержки вследствие недостаточности питания ежегодно составляют около 3,5 триллиона долларов США.

  1. По прогнозам ООН, численность населения мира на середину XXI в. составит 9,4 млрд человек. Подавляющее большинство — жители развивающихся стран. При этом самый большой естест­венный прирост населения ожидается именно в тех регионах, ко­торые в наибольшей степени страдают от голода и недоедания. Африка, где сегодня 40 % населения недоедает, характеризуется самыми высокими в мире темпами прироста населения. Кроме аб­солютного роста численности населения, объем продовольствен­ных потребностей определяется и рядом демографических факто­ров: половозрастной структурой населения, увеличением удельного веса жителей городов и др. Продовольственная про­блема тесно связана с экологической проблемой: рост сельскохо­зяйственного производства означает вовлечение в оборот новых земель, в основном после вырубки лесов; увеличение поголовья скота приводит к загрязнению поверхностных и подземных вод, почв, атмосферы (метаном).
  2. В настоящее время пашней занято около 11 % всей площади су­ши. Около 24 % всех земель планеты используется в животновод­стве (и хотя пастбища часто распахивают с целью производства зерновых, их потери компенсируют сведением лесов). Особенно­сти агроресурсных ситуаций часто резко отличаются не только в отдельных странах, но и в рамках их географических областей. Поэтому не может быть универсальных путей решения продо­вольственной проблемы, ее следует изучать и преодолевать преж­де всего на национальном и локальном уровнях.
  3. Экстенсивный путь развития заключается в дальнейшем расши­рении пахотных, пастбищных и рыбопромысловых угодий. Одна­ко, поскольку все самые плодородные и удобно расположенные земли уже освоены, этот путь требует очень больших затрат. Ин­тенсивный путь заключается прежде всего в повышении биологи­ческой продуктивности существующих угодий. Решающее значе­ние для него будут иметь биотехнология, использование новых, высокоурожайных сортов и новых методов обработки почвы, дальнейшее развитие механизации, химизации, а также мелиора­ции.

Формируемые познавательные умения

  • определять понятия
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в кон­тексте решаемой задачи / определять логические связи между предметами и/или явле­ниями
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения
  • подтверждать вывод собственной аргументацией или само­стоятельно полученными данными / объяснять явления, процессы, выявляемые в ходе познава­тельной и исследовательской деятельности (объяснять с за­данной точки зрения)

Методический комментарий

Данный блок заданий может быть использован в 10-11 классах на уроках географии и обществознания (тема «Глобальные проблемы человечества»). Задания могут выполняться с применением поисково­го и исследовательского методов обучения. На уроке создается про­блемная ситуация, организуется коллективное обсуждение возмож­ных подходов к решению проблемной ситуации, подтверждается правильность выводов. Обучаемые, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях решения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причи­ны явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее ра­циональный вариант решения проблемной ситуации.

Предложения интернет-магазинов