Проекты переустройства России

В первой четверти XIX в. важнейшими вопросами общественного развития России были вопросы об отмене крепостного права и введении в стране представительно­го правления. Радикальная часть общества заявила о се­бе мятежом декабристов на Сенатской площади в Петер­бурге и на Украине.

Руководители Северного и Южного тайных обществ разработали программные документы — свое видение решения насущных проблем.

■ Прочитайте приведенные ниже тексты, ответьте на вопросы и выполните задания.

Источник 1

«Объявляется Российское государство… единым и неразделимым, отвергающим при том совершенно вся­кое федеративное образование, устройство и существо­вание государства. <…>… Все люди в государстве долж­ны непременно быть пред законом совершенно равны и что всякое постановление, нарушающее сие равенство всех перед законом, есть нестерпимое зловластие, дол­женствующее непременно быть уничтоженным. <…>Учреждение сословий непременно должно быть уничтожено, все люди в государстве должны составлять только одно сословие, могущее называться граждан­ским, и все граждане… должны иметь одни и те же пра­ва… Не может долее в России существовать позволение

одному человеку иметь и называть другого своим крепо­стным. Рабство должно быть решительно уничтожено…»

П.И. Пестель.

«Русская правда»

Источник 2

«Опыт всех народов и всех времен доказал, что власть самодержавная равно гибельна для правителей и для обществ, что она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началами здравого рассудка. Нельзя допустить основанием правительства произвол одного человека; невозможно согласиться, чтобы все права на­ходились на одной стороне, а все обязанности на дру­гой… Источник верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя… Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли Рус­ской, становится свободным. Разделение между благо­родными и простолюдинами не принимается, поелику противно вере, по которой все люди братья, все рождены благо по воле Божией, все рождены для блага и все про­сто люди… Земли помещиков остаются за ними. Дома поселян с огородами оных признаются их собственно­стью со всеми земледельческими орудиями и скотом, им принадлежащим…»

Н.М. Муравьев.

«Конституция»

Вопросы и задания

  1. Сравните основные положения проектов П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева. Какие линии сравнения вы можете выделить?
  2. Приведите термины / понятия, на которые должны опираться ва­ши рассуждения при сравнении этих проектов.
  3. Какой из названных проектов вы поддерживаете и почему? Изло­жите свое мнение в форме кратких тезисов.
  4. 4 . Используя приведенные выше документы, знания по истории, до­полнительную литературу, в том числе интернет-ресурсы, само­стоятельно составьте задания по данной проблематике в следую­щих форматах:
  • задание на аргументацию;
  • задание с использованием иллюстративного материала;
  • задание с использованием источников.

Ответы и комментарии

Ответы

  1. Могут быть названы следующие линии сравнения:
  • отношение к крепостному праву;
  • отношение к сословному строю;
  • форма будущего государственного устройства.
    1. Могут быть названы следующие термины и понятия: сословие; федеративное государственное устройство; унитарное государст­венное устройство; гражданские права; монархия; республика; из­бирательное право; общественная собственность; частная собст­венность; реформы и др.
    2. Ответ свободный.

Формируемые познавательные умения

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности)
  • осуществлять сравнение по указанным параметрам, самостоя­тельно определять критерии сравнения
  • осуществлять синтез знаний, полученных из разных источни­ков
  • составлять ответ в тезисной форме

Методический комментарий

Данный блок заданий может быть использован в 9 классе в курсе истории России при изучении темы «Общественная жизнь России. Восстание декабристов»; в 10-11 классах на обобщающих уроках, по­священных проблематике общественных движений в России; на уро­ках обществознания при изучении проблематики общественных дви­жений; на факультативных занятиях, на уроках-практикумах при формировании умений работать с историческими источниками и др. Учащимся можно предложить подготовить презентации и проекты, посвященные движению декабристов. Возможно обсуждение про­блемного вопроса: «Были ли у декабристов шансы взять власть в свои руки и реализовать планы переустройства России?»

Предложения интернет-магазинов