Пути России

В 1830-1850-е гг. Россия находилась на историче­ском повороте от аграрного общества к индустриально­му. Главным вопросом общественной жизни стало обсу­ждение путей развития страны. В общественной мысли и общественном движении второй четверти XIX в. мож­но выделить три направления: консервативное, либе­ральное и радикальное.

■ Прочитайте приведенные ниже тексты, ответьте на вопросы и вы­полните задания.

Источник 1

«В основание европейской общественности легла сильно развитая личность. Личная независимость, лич­ная свобода, возможно — нестесненная, всегда были ис­ходной точкой и идеалом в Европе. Весь ее гражданский и политический быт, сверху донизу, был построен на до­говорах, на системе взаимного уравновешения прав. Ев­ропа долго боролась, прошла через целый ряд глубоких потрясений, прежде чем ей удалось наконец справиться с разрозненностью и замкнутостью враждебных друг другу союзов, ввести их в некоторые границы и подчинить ус­ловиям правильно организованного государства».

К.Д. Кавелин.

«Наш умственный строй»

Источник 2

«Россия — земля совершенно самобытная, вовсе не похожая на европейские государства и страны. Очень ошибутся те, которые вздумают прилагать к ней евро­пейские воззрения и на основании их судить о ней. <…> Все европейские государства основаны завоеванием… Власть явилась там неприязненною и вооруженною и насильственно утвердилась у покоренных народов. <…> Русское государство, напротив, было основано не завое­ванием, а добровольным призванием власти. Поэтому не вражда, а мир и согласие есть его начало. <…>

Вся сила в нравственном убеждении. Это сокровище есть в России, потому что она всегда в него верила и не прибегала к договорам… Во все времена русской истории народ русский не изменил правительству, не изменил монархии. <…> Чем долее будет продолжаться петров­ская правительственная система, делающая из поддан­ного раба, тем более будут входить в Россию чуждые ей начала, тем грознее будут революционные попытки, ко­торые сокрушат, наконец, Россию, когда она перестанет быть Россией».

К.С.Аксаков.

«О том же»

Источник 3

«По вступлению моему… в должность министра на­родного просвещения употребил я… заглавным местом, лозунгом моего управления, следующие выражения: «Народное воспитание должно совершаться в соединен­ном духе Православия, Самодержавия и Народности».

… Россия… сохранила доселе теплую веру к некото­рым религиозным, моральным и политическим поняти­ям… В сих понятиях, в сих священных остатках ее на­родности, находится и весь залог будущего ее жребия».

С.С. Уваров.

«О некоторых общих началах, могущих служить руко­водством при управлении Министерством народного просвещения». 19 ноября 1833 г.

Вопросы и задания

  1. На основе своих знаний по истории и обществознанию, а также знания современной политической терминологии определите, по­зиции каких политических течений отражены в каждом из трех текстов.
  2. Проанализируйте содержание каждого текста и ответьте, какие общие линии для сравнения государственно-политического разви­тия России и Европы присутствуют в текстах? Свои ответы аргу­ментируйте ссылками на тексты источников и укажите номер ци­тируемого источника.

Ответы и комментарии

Ответы

  1. Источник 1. Либерализм. Источники 2-3. Консерватизм.
  2. Первая линия сравнения: нравственность и/или право.

Аргументы:

  • в России — «Вся сила в нравственном убеждении. Это сокро­вище есть в России, потому что она всегда в него верша и не прибегала к договорам…» (источник 2); «… Россия… сохра­нила доселе теплую веру к некоторым религиозным, мораль­ным и политическим понятиям…» (источник 3);
  • в Европе — «…в Европе. Весь ее гражданский и политиче­ский быт, сверху донизу, был построен на договорах, на сис­теме взаимного уравновешения прав» (источник 1).

Вторая линия сравнения: насилие и/или мирный характер.

Аргументы:

  • в России — «Русское государство… было основано не завое­ванием, а добровольным призванием власти. Поэтому не вра­жда, а мир и согласие есть его начало» (источник 2);
  • в Европе — «Европа долго боролась, прошла через целый ряд глубоких потрясений, прежде чем ей удалось наконец спра­виться с разрозненностью и замкнутостью…» (источник 1).

Формируемые познавательные умения

  • осуществлять сравнение по указанным параметрам
  • самостоятельно определять критерии сравнения
  • осуществлять синтез знаний, полученных из разных источни­ков
  • составлять ответ в тезисной форме

Методический комментарий

Данный блок заданий можно использовать на уроках истории:

  • в 9 классе при изучении темы «Общественно-политическая

жизнь России. 1830-1840-е гг.»

  • в 10-11 классах в ходе обобщающего повторения
  • для организации индивидуальной и групповой работы.

Предложения интернет-магазинов