Работаем с понятиями «гипотеза», «концепция», «теория»

Гипотеза — предположение, догадка, утверждение, предполагающее доказательство. Гипотеза должна быть ли­бо подтверждена, либо опровергнута.

Концепция — определенный способ понимания, трак­товки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения.

Теория — форма достоверного научного знания о неко­торой совокупности объектов, представляющая собой сис­тему взаимосвязанных утверждений и доказательств и со­держащая методы объяснения и предсказания данной предметной области. Теории системны, содержат систему доказательств и проверки их истинности. С развитием нау­ки новые научные факты могут противоречить ранее при­знанной теории, она может быть признана недостоверной или рассматриваться как частный случай более широких теорий.

Вопросы и задания

  1. Выясните, к какой из форм научного знания относятся следующие учения.

А) Демокрит разработал учение об атомах — мельчайших неде­лимых частицах, из которых состоят тела. Он мыслил мир как систему атомов. Атомы находятся в постоянном движении. Различные комбинации атомов создают различные свойства тел.

Б) Учение А.Б. Тойнби (1889-1975) о локальных цивилизациях. Ученый рассматривал историю с точки зрения цивилизацион- ного подхода. По Тойнби всемирная история насчитывает 21 цивилизацию, проходящую одинаковые фазы: зарождения, расцвета и гибели. Цивилизация по Тойнби характеризуется двумя основными признаками: религией и территориальным признаком. Тойнби собрал обширный материал по истории цивилизаций.

В) Современное синтетическое учение об эволюции органиче­ского мира, синтез различных научных дисциплин. Представ­ляет собой совокупность взаимосвязанных положений, осно­ванных на данных, прежде всего, биологических наук (генетики, молекулярной биологии и др.), развивает положе­ния дарвинизма (происхождение жизни, возникновение разно­образия живой природы и др.), прогнозирует эволюционный процесс.

  1. Приведите примеры гипотез, концепций и теорий. На основе представленной выше информации и собственных примеров сформулируйте дополнительные признаки отличия разных форм научного знания.

Ответы и комментарии

Ответы

  1. А — гипотеза; Б — концепция; В — теория.
  2. Концепции более субъективны, чем теории, у них меньше сторон­ников, их доказательная база субъективна; концепции более рас­пространены в социально-гуманитарных дисциплинах в силу ме­тодов научного исследования и сложности проверки в социальной практике и др.

Методический комментарий

Данные задания можно использовать в качестве обучающих при изучении тем «Мышление, формы и методы мышления», «Особенно­сти научного познания» в курсе обществознания (10-11 класс) на ба­зовом уровне, а также в качестве контрольно-диагностирующих при изучении темы «Уровни научного познания. Способы и методы науч­ного познания», предназначенной для углубленного уровня.

Задание 1 рекомендуется для фронтальной работы с классом с це­лью активизации учебной деятельности. Задание 2 целесообразно предложить для работы в группах. Чтобы это задание не вызвало за­труднений, учитель обращает внимание на отличие методов познания в естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплинах.

 

Предложения интернет-магазинов