Работаем с понятиями «случайность», «тенденция», «закономерность»

В философии понятия «случайность», «тенденция» и «закономерность» выражают различные типы связей в объ­ективном мире и его познании. Случайность — непредви­денное, неожиданное обстоятельство, явление (отсутствие причинной обусловленности). Тенденция — возможность тех или иных событий развиваться в данном направлении или направление развития какого-либо явления или стрем­ление, склонность, свойственное кому-чему-нибудь. Зако­номерности — объективные законы действительности, существуют независимо от сознания и воли людей. Знание таких законов позволяет объяснять и прогнозировать ход событий.

■ Прочитайте приведенные ниже высказывания и выполните зада­ния.

А) Большую популярность в туризме, особенно в Запад­ной Европе, в последние годы стали приобретать не­продолжительные поездки на небольшие расстоя­ния — маршруты выходного и праздничных дней с посещением выставок, музеев, магазинов.

Б) От экватора к полюсам сокращается поступление солнечной радиации на земную поверхность, в связи с этим выделяются географические (климатические) пояса. По преобладающему типу воздушных масс их границы проводят как для океана, так и для суши, в основном следуя географическим широтам.

В) Надежды россиян на то, что зима начнет отступать после Масленицы, вряд ли оправдаются: на европей­ской части России по-прежнему будут морозы.

Задания

  1. Установите соответствие между понятиями «случайность», «тен­денция», «закономерность» и высказываниями (фрагментами тек­ста) географического содержания, обозначенными буквами. За­пишите выбранные буквы под соответствующими понятиями.
Случайность Тенденция Закономерность
     

 

  1. Приведите свои примеры проявлений случайности и закономер­ности из курса истории.

Ответы и комментарии

Ответы

1. В, А, Б.

Методический комментарий

Данный блок заданий можно использовать в 10-11 классах на уроках географии при изучении тем «Страноведение» или «Глобаль­ные проблемы человечества»; обществознания при изучении познава­тельной деятельности человека, а также темы «Уровни научного по­знания. Способы и методы научного познания»; истории. Рекомендуем использовать его преимущественно на уроках обобще­ния и систематизации знаний.

При возникновении затруднений можно предложить дополни­тельные задания на:

  • выделение ключевых слов в предъявленных определениях по­нятий;
  • анализ отрывка текста из какого-либо параграфа учебника, содержащего исходный материал для определения понятий с последующим ответом на вопрос: присутствует ли в прочи­танном отрывке высказывание, в котором проявляется одно из рассматриваемых философских понятий?

Задание 1 целесообразно использовать как обучающее, для акти­визации познавательной деятельности учащихся на уроке, задание 2 — как контрольно-оценочное.

Предложения интернет-магазинов