Социальная реклама. Задания по обществознанию

■ Прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задания.

В отличие от других видов рекламы социальная рек­лама не носит коммерческого характера. Ее появление относят к началу XX в. Реклама подобного рода ставит своей целью обращение внимания на проблемы социума, имеющие ценностный характер, а также формирование гражданского сознания, изменение моделей обществен­ного поведения.

В федеральном законе «О рекламе» (13.03.2006) со­циальная реклама определяется как «информация… на­правленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение ин­тересов государства». Рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические и юридические лица, органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, кото­рые не входят в структуру органов местного самоуправ­ления (ст. 10). В законе фиксируется время, которое от­водится упоминанию спонсоров социальной рекламы в радио- и телепередачах, видео- и кинофильмах (не более 3 секунд), в других видах рекламы — не более 5 % рек­ламного пространства. Эти ограничения не распростра­няются на упоминания об органах государственной вла­сти, органах местного самоуправления.

Социальная реклама выполняет важные функции в обществе. Во-первых, это информационная функция: привлечение внимания и информирование о какой-либо социальной проблеме; во-вторых, экономическая: госу­дарственные институты (например, налоговая полиция), призывая граждан действовать в правовом поле, защи­щают экономические интересы государства («Заплати налоги и спи спокойно»); собственно социальная — формирование общественного сознания («Позвони роди­телям»); просветительская («Тщательно пережевывая пищу, ты помогаешь обществу»: советский лозунг 1920-х гг., пропагандирующий гигиену питания); эко­логическая («Сделаем планету чище!») и др.

Вопросы и задания

  1. В чем отличие социальной рекламы от коммерческой? Сравните их цели.
  2. Существуют разные точки зрения на взаимосвязь коммерческой и социальной рекламы. Одни считают, что, несмотря на ограниче­ния, налагаемые законом, коммерческие организации используют социальную рекламу для создания положительного имиджа своей фирмы, что привлекает внимание потенциальных приобретателей товаров и услуг. Другая точка зрения состоит в том, что даже скрытая реклама своих экономических интересов не снижает цен­ности социальной рекламы. И если солидная коммерческая фирма пропагандирует социальные проекты, польза все равно значи­тельная. Обсудите в классе эти две точки зрения. Какая из них вам представляется верной? Обоснуйте свой вывод, привлеките свои знания по истории меценатства и благотворительности в России в Х1Х-ХХ вв.
  3. Обсудите в классе тезис: «Темы социальной рекламы всегда от­ражают главные проблемы общества». Приведите аргументы.
  4. Предложите темы для социальной рекламы, актуальной для ваше­го региона, особенно с учетом потребностей молодежи.
  5. Рассмотрите приведенные ниже образцы советской рекламы 1920-1930-х гг. Найдите среди них социальную рекламу. В каких географических регионах мира и сегодня актуальна социальная реклама подобной тематики?

Ответы и комментарии

Ответы

  1. Коммерческая реклама — инструмент маркетинга. Социальная реклама не преследует цели экономической выгоды; в ней не упоминаются товары и услуги; она поднимает общественно важ­ные проблемы.
    1. Обе точки зрения могут иметь место. Хорошо, если учащиеся приведут примеры из истории. Для российского менталитета ха­рактерно не выставлять напоказ свои добрые дела. Поэтому мно­гие помогали сиротским приютам, больницам, школам для бед­ных анонимно. В то же время мы знаем и имена крупнейших благотворителей. Например, граф Н.П. Шереметев в память о сво­ей жене выстроил в Москве Странноприимный дом (ныне инсти­тут скорой помощи имени Н.В. Склифосовского) и др.
    2. С этой точкой зрения учащиеся могут поспорить и привести при­меры социальной рекламы, относящейся к локальным социаль­ным проблемам.
    3. Главные темы: экология, образование, семья, здоровье и др. Уча­щиеся сами сформулируют темы, актуальные для региона.
    4. К социальной рекламе относятся изображения 1 и 5. Социальная реклама 1920-х гг. поднимает важнейшую проблему — неграмот­ность. Она образна, доходчива, понятна малограмотным людям, предлагает конкретные пути решения — обращаться в общество «Долой неграмотность!». В современную эпоху проблема негра­мотности актуальна для многих стран Африки и Азии, а также не­которых государств Латинской Америки.

Формируемые познавательные умения

  • анализировать социальную информацию, представленную в различных формах и знаковых системах
  • конкретизировать тезис примерами, привлекать ранее полу­ченные знания и синтезировать их с новой информацией
  • обосновывать приведенное утверждение

Методический комментарий

Блок заданий может быть использован при изучении ряда тем курса обществознания: «Массовая культура», «Современное общест­во», «Типы обществ». В зависимости от целей урока работу с зада­ниями можно организовать на любом этапе занятия. Для выполнения заданий уместна групповая форма работы. Учащиеся в группах, орга­низованных по познавательным интересам и возможностям, парал­лельно работают над заданиями. Групп может быть пять (по числу за­даний) или меньше (можно предложить двум группам выполнить по 2 задания: например, 1 и 3; 2 и 4; а третьей группе, менее подготов­ленной, — задание 5). При обсуждении и оценке заданий учитывают­ся полнота и логика аргументации, использование знаний из других предметов, привлечение собственного жизненного опыта. Задания могут служить основой для проведения дискуссий в классе, а также использоваться для организации дифференцированной и индивиду­альной домашней работы.

Предложения интернет-магазинов