Топонимы и история страны

■ Группа школьников решила провести исследование по теме «От­ражение в топонимах страны исторических событий».

Цель исследования — выяснить, можно ли по назва­ниям населенных пунктов, рек и другим географиче­ским названиям получить информацию об исторических событиях, происходивших на изучаемой территории.

Вопросы и задания

  1. Сформулируйте одну-две задачи, соответствующие цели исследо­вания.
  2. При разработке плана исследования возникла дискуссия. Некото­рые учащиеся считали, что нужно сразу выбрать какой-то истори­ческий период и подробно его изучать. Другие предлагали снача­ла изучить материал, выяснить, какие исторические этапы переименований объектов выделяются, и затем уже выбрать исто­рический период. Каково ваше мнение? Обоснуйте его.
  3. Назовите несколько источников информации, которыми можно пользоваться при работе над исследованием.

Ответы и комментарии

Ответы

  1. Может быть названа любая задача, имеющая отношение к теме проекта, в обобщенном или конкретном виде, например, состав­ление списка топонимов, классификация топонимов, составление исторических карт, изучение исторических событий, связанных с переименованиями объектов и т.п.
  2. Возможно любое мнение с соответствующим ему обоснованием. В поддержку первой точки зрения: тема будет раскрыта на приме­ре одного исторического периода, но глубоко, со множеством примеров (переименования в странах, сделавших социалистиче­ский выбор после Второй мировой войны). В поддержку второй точки зрения: в географических названиях можно проследить от­ражение истории страны или любой территории на протяжении длительного периода, так как это непрерывный процесс; можно определить круг исторических событий, которые приводят к пе­реименованиям (изменению географических названий или появ­лению новых).
  3. Могут быть названы любые источники информации — географи­ческие и исторические карты, словари, архивные документы, про­изведения устного народного творчества, марки, литература, кар­тины и т.п.

Формируемое познавательное умение

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и планирова­ния учебного проекта в соответствии с поставленной целью

Методический комментарий

Блок заданий разработан для формирования умений, необходи­мых на первом, начальном этапе исследовательской работы школьни­ков, проектной деятельности. Его можно использовать на уроках гео­графии в 10 классе в начале изучения региональной части курса географии.

Задания используются для организации групповой работы и по­следующего обсуждения. Сравнение получившихся задач, оценка их соответствия цели исследования позволят на конкретном примере продемонстрировать разные возможные пути развития проекта. Целе­сообразна также организация дискуссии о многообразии источников географической и исторической информации, о взаимосвязи геогра­фии, истории, филологии, что позволит внести вклад в формирование целостной картины мира у обучающихся.

Предложения интернет-магазинов