Три технологические революции, изменившие мир

■ Прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задания.

Промышленная революция конца XVIII — начала XIX в. произошла там, где в ней назрела необходимость. Западная Европа была самой развитой частью света, а Великобритания — богатейшей державой с наиболее продуктивным сельским хозяйством. Накопленный ка­питал требовал вложения, а традиционных энергоресур­сов для этого уже не хватало. К счастью, страна была богата углем: вот откуда взялась энергия для про­мышленности. Появление первой индустриальной стра­ны изменило весь мир. Паровую машину не пришлось изобретать дважды: промышленники стали перенимать британскую технологию. Правительства стимулировали прогресс, стараясь не отстать от соперников на между­народной арене.

Индустрия, созданная первой Промышленной рево­люцией, выпускала как потребительские товары, в пер­вую очередь текстильные, так и паровые двигатели, ло­комотивы, станки, корабли, сельскохозяйственные орудия и машины. Вторая Промышленная революция конца XIX в. была нацелена на расширение круга потре­бителей индустриальных товаров и характеризовалась технологиями массового производства. Массовое произ­водство развернулось в США, где к концу XIX в. суще­ствовала самая высокая в мире покупательная способ­ность населения.

В последние десятилетия XX в. на первый план вы­шли наукоемкие отрасли, такие, как нефтехимия, аэро­космическая промышленность, фармацевтика, электро­ника. Но главным изменением стала компьютеризация, намного повысившая гибкость производственных про­цессов, контроль за ними и в результате качество това­ров без роста их стоимости. Компьютеры ускорили и удешевили потоки информации. Это стимулировало глобализацию рынка, облегчило странам доступ к но­вым технологиям и привело к перекачке капиталов в ре­гионы с наиболее динамичной экономикой. Такие тен­денции в сочетании с государственной поддержкой национального бизнеса обеспечили стремительное раз­витие не только стран Западной Европы и США, но и стран Тихоокеанского региона.

(По кн.: «Всемирная история: люди, события, даты» )

Вопросы и задания

  1. Ниже приведен перечень примеров, характеризующих ту или иную промышленную революцию.

Сгруппируйте эти примеры в три блока, соответствующие каждой из промышленных революций, и оформите их в виде таблицы.

А) Покончить с дефицитом энергоресурсов позволило использо­вание ископаемого топлива, на первых порах угля.

Б) Появились новые отрасли: автомобилестроение, самолето­строение, радио, а в 40-е годы XX в. — телевидение.

В) Ричард Аркрайт и Джеймс Харгривс рискнули установить прядильные машины на фабриках и завалили рынок хлопча­тобумажными тканями. Предприниматели становились изо­бретателями, талантливые механики — капиталистами.

Г) Всего за несколько лет после поражения во Второй мировой войне Япония превратилась в одного из лидеров мировой эко­номики. Южная Корея стала крупным экспортером высоко­технологичной продукции — кораблей, автомобилей и элек­троники. Тайвань сосредоточился на выпуске современных товаров повседневного спроса. Успехи этих стран, а также Китая, Сингапура, Малайзии, Гонконга, Филиппин, Индии обусловлены сочетанием новейшей технологии и дешевой ра­бочей силы: это позволяет за счет более низких цен вытеснять с рынков традиционные индустриальные державы.

Д) Главным революционным преобразованием, совпавшим по времени с Первой мировой войной, стало введение на произ­водстве поточных линий: каждый работник выполнял одну простую операцию, передавая по движущейся ленте- конвейеру заготовку следующему рабочему. Такая система требовала высочайшей согласованности всех стадий процесса: линию сборки «Форда Т» пришлось отлаживать более трех лет. Поточные линии изменили характер труда. Индивидуаль­ное мастерство и относительная независимость отдельных умельцев оказались ненужными: потребовалась способность автоматически выполнять монотонные движения.

Е) Индустриализация создала новый тип города. Крупные города существовали тысячи лет, но обычно это были торговые и ре­месленные кварталы, окруженные крепостными стенами. В XIX в. промышленность сконцентрировалась вблизи источни­ков сырья и энергии, вокруг заводов выросли перенаселенные и неблагоустроенные поселки.

Первая Промышленная революция Вторая Промышленная революция Научно- техническая и информационная революция
     

 

  1. Рассмотрите изображения и соотнесите каждую иллюстрацию с тем или иным типом Промышленной революции.

Ответы и комментарии

Ответы

1.

Первая Промышленная революция Вторая Промышленная революция Научно-техническая и информационная революция
А; В Б;Д;Е Г
2.
Первая Промышленная революция Вторая Промышленная революция Научно-техническая и информационная революция
А; Б В Г;Д

 

Формируемые познавательные умения

  • находить в тексте требуемую информацию
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст / резюмировать главную идею текста
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности
  • строить логическое рассуждение, умозаключение; высказы­вать обоснованные предположения

Методический комментарий

Данный блок заданий может быть использован в курсе общест- вознания при изучении темы «Типы обществ», а также на уроках обобщающего повторения по истории. Отдельные задания могут быть использованы как инструмент контроля, а также в качестве индивиду­альных домашних заданий.

Могут быть заслушаны сообщения, проекты по теме в целом или отдельным сюжетам с последующим обсуждением. Возможно зада­ние на подготовку учащимися презентации по данной теме.

Предложения интернет-магазинов