Что нужно сделать для устойчивого производства сельхозпродукции

■ Проанализируйте представленные ниже материалы, ответьте на вопросы и выполните задания.

«Устойчивое производство сельскохозяйственной продукции предполагает обеспеченность населения про­дуктами питания и такое управление природными ре­сурсами, при котором будут сохранены экосистемные функции, обеспечивающие текущие и будущие потреб­ности населения».

ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН)

Пять принципов устойчивого производства продовольствия и ведения сельского хозяйства

  • Принцип 1. Повышение эффективности использования ресурсов играет важнейшую роль в обеспечении устойчивости сельского хозяйства
  • Принцип 2. Для обеспечения устойчивости необходимы решительные действия по сохранению, защите и улучшению природных ресурсов
  • Принцип 3. Сельское хозяйство, которое обеспечивает защиту и укрепление источников средств к существованию, равенства и социального благополучия
  • Принцип 4. Повышение устойчивости людей, общин и экосистем к внешним воздействиям — ключевой фактор обеспечения устойчивости сельского хозяйства
  • Принцип 5. Для устойчивого производства продовольствия и ведения сельского хозяйства необходимы механизмы ответственного и эффективного управления

Принцип 1

Повышение эффективности использования ресурсов.

В целях обеспечения достаточных объемов продо­вольствия и другой сельскохозяйственной продукции по-прежнему будет необходим рост эффективности сель­ского хозяйства в условиях сокращения воздействия сельского хозяйства на окружающую среду. Традицион­но эффективность сельскохозяйственного производства выражается термином «урожайность» (столько-то кг продукции с гектара). В настоящее время, говоря о по­вышении эффективности, необходимо учитывать пока­затели, связанные с потреблением таких ресурсов, как вода и электроэнергия.

Принцип 2

Для обеспечения устойчивости необходимы реши­тельные действия по сохранению, защите и улучшению природных ресурсов.

Производство продукции сельского хозяйства зави­сит от природных ресурсов, поэтому устойчивость про­изводства зависит от устойчивости самих этих ресурсов (рис. 1).

Принцип 3

Сельское хозяйство должно обеспечить защиту и ук­репление источников средств к существованию, равен­ства и социального благополучия.

Принцип 4

Повышение устойчивости людей, общин и экосистем к внешним воздействиям — ключевой фактор обеспече­ния устойчивости сельского хозяйства.

Принцип 5

Для устойчивого производства продовольствия и ве­дения сельского хозяйства необходимы механизмы от­ветственного и эффективного управления.

Вопросы и задания

(Номер каждого задания соотносится с номером принципа устойчивого производства продовольствия и ведения сельского хозяйства)

  1. Проследите цепочку связей между ростом эффективности сель­ского хозяйства и потреблением водных и энергетических ресур­сов; между ростом эффективности сельского хозяйства и воздей­ствием сельского хозяйства на окружающую среду.
  2. Интенсификация сельского хозяйства оказывает как положитель­ное, так и отрицательное воздействие на окружающую среду. Приведите два довода в обоснование этого вывода.
  3. Согласны ли вы со следующими высказываниями? Приведите ар­гументы.

А) Сельское хозяйство — наиболее трудоемкий из всех видов экономической деятельности.

Б) Низкий уровень социально-экономического развития боль­шинства развивающихся стран в огромной степени ассоции­руется именно с сельским хозяйством.

В) Сельское хозяйство относится к числу наиболее рискованных видов бизнеса.

4. Устойчивость к внешним воздействиям становится важнейшим фактором перехода к устойчивому ведению сельского хозяйства. Используя рис. 1, определите, от воздействия каких факторов пре­жде всего зависит устойчивость сельского хозяйства?

5. К внешним воздействиям относится и изменчивость цен на про­дукцию сельского хозяйства. В последние годы наблюдается рост изменчивости цен на продовольствие. Как это может повлиять на устойчивость сельского хозяйства?

Ответы и комментарии

Ответы

  1. С ростом сельскохозяйственного производства возрастает дефи­цит воды, возрастает и потребление электроэнергии; сельскому хозяйству придется изыскивать пути сокращения выбросов пар­никовых газов. Чрезмерное использовании удобрений и других сельскохозяйственных ресурсов.
  2. Интенсификация предполагает сокращение сельскохозяйственной экспансии и связанное с этим уменьшение воздействия на окру­жающую среду: рост сельскохозяйственного производства проис­ходит не за счет увеличения площади сельскохозяйственных уго­дий, поголовья скота, что положительно воздействует на окружающую среду (уменьшаются деградация почв, вырубка ле­сов, выбросы метана в атмосферу). Есть у нее и потенциально не­гативные последствия — интенсивное использование сельскохо­зяйственных ресурсов, в том числе воды, удобрений и пестицидов. То же касается животноводства и аквакультуры, где результатом интенсификации является загрязнение воды, уничто­жение пресноводных водоемов и ухудшение свойств почвы. Кро­ме того, интенсификация приводит к резкому сокращению био­разнообразия сельскохозяйственных культур и животных.
  3. Возможные аргументы:

А) прямо или косвенно сельское хозяйство является источником средств к существованию примерно для 2,5 млрд сельских жи­телей;

Б) в большинстве отсталых развивающихся стран в структуре ВВП преобладает сельское хозяйство и в структуре занятости населения преобладают занятые в сельском хозяйстве. Приме­ры: Чад, Афганистан, Ангола, Бангладеш;

В) непредсказуемы прогнозируемые результаты сельскохозяйст­венного производства: зависимость от стихийных бедствий, волатильности цен на продукцию.

  1. К внешним воздействиям относятся экстремальные погодные яв­ления.
  2. Изменчивость цен на рынке и различные социальные катаклизмы нарушают стабильность сельского хозяйства. Возросшая измен­чивость цен на продовольствие оказывает влияние и на произво­дителей, и на потребителей, у которых не всегда есть возмож­ность с этим справиться.

Формируемые познавательные умения

/ выявлять причины явления, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следст­венный анализ

/ делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными / строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям

/ объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности

Методический комментарий

Данный блок заданий (или отдельные задания) может (могут) ис­пользоваться при изучении тем:

  • «Сельское хозяйство мира», «Глобальные проблемы челове­чества» в курсе географии (10-11 классы)
  • «Роль государства в экономике», «Экономический рост» в курсе обществознания
  • «Социальная экология» в курсе экологии

Задания (отдельные или блок заданий в целом) могут выполняться на разных этапах урока в зависимости от реализуемой образователь­ной функции: использоваться для активизации познавательной дея­тельности при изучении учебного материала, выступать как инстру­мент контроля на завершающем этапе урока.

При затруднении самостоятельного использования учащимися ориентировочной основы действий учитель может предварительно конкретизировать каждое из них на материале, уже изученном школьниками.

 

Предложения интернет-магазинов