Что такое безработица?

■ Ознакомьтесь с источниками, ответьте на вопросы и выполните задания.

Источник 1

В широком смысле неполная занятость — это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессио­нальной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объеме), на которую мог бы претендовать…

Циклическая безработица связана с колебанием спроса на рабочую силу. Спад — это циклическое сни­жение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не воз­растет спрос и не произойдет оживление деловой актив­ности. Сезонная безработица возникает из-за сезонных колебаний спроса на рабочую силу. Она затрагивает тех, кто занят в рыболовстве, строительстве и сельском хо­зяйстве. Тех, кто меняет работу, и тех, кто не занят в данный момент в связи с переходом с одного места на другое, называют функциональными (фрикционными) безработными. Функциональная (фрикционная) безра­ботица считается хотя и неизбежным, но все же прием­лемым следствием здоровой экономики. Можно предпо­ложить, что даже при полной занятости работающие по найму будут переходить с места на место.

Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, воз­раста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных со­храняется непропорционально высокая безработица.

Безработица — не просто отсутствие работы… Хотя безработица может оказаться созидательным, мобили­зующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Для большинства людей работа по найму является основным, а часто и единственным средством обеспечения материальных потребностей в еде, одежде, крыше над головой. Исследования показы­вают: те, кто не любит свою работу, все-таки предпочи­тают сохранить ее даже тогда, когда предоставляется возможность жить на иные доходы. Хотя условия труда могут вызывать неблагоприятные последствия, отсутст­вие работы приводит к не меньшим нарушениям: усиле­ние стресса, семейные конфликты, пристрастие к алко­голю и наркотикам.

(По К.Х. Брайеру )

Источник 2

Фонд общественного мнения провел опросы о безра­ботице. Результаты (в % от числа отвечавших) приведе­ны на диаграммах 1 и 2.

Диаграмма 1

Если бы Вы имели достаточно средств, чтобы не работать, Вы бы работали?

Вопросы и задания

  1. Как автор объясняет неизбежность функциональной (фрикцион­ной) безработицы?
  2. Проанализируйте данные диаграммы 1, сделайте вывод о резуль­татах опроса. Выскажите предположение о причинах таких ре­зультатов.
  3. Укажите предложение текста, которое может быть проиллюстри­ровано результатами данного опроса.
  4. Проанализируйте данные диаграммы 2, сделайте вывод о резуль­татах опроса. Какая точка зрения вам ближе? Свой ответ аргумен­тируйте.
  5. Укажите предложение текста, которое может послужить объясне­нием данного вывода (по результатам диаграммы 2).

Ответы и комментарии

Ответы

  1. Даже при полной занятости работающие по найму будут перехо­дить с места на место.
  2. Большинство опрошенных (независимо от статуса работающе­го/безработного) отметили, что они продолжили бы работать, да­же если бы у них были другие источники существования. Воз­можно, это связано с потребностью в самореализации.
  3. Исследования показывают: те, кто не любит свою работу, все-таки предпочитают сохранить ее, даже если предоставляется возмож­ность жить на иные доходы.
  4. Большинство опрошенных (независимо от статуса работающе­го/безработного) отметили, что безработица приносит только вред.
  5. Хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизую­щим волю испытанием, большинство прошедших через это гово­рят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. ИЛИ Хотя условия труда могут вызывать неблагоприятные последствия, от­сутствие работы приводит к не меньшим нарушениям: стресс, се­мейные конфликты, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

Формируемые познавательные умения

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности)
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст
  • соотносить социальную информацию, представленную в раз­личных знаковых системах
  • осуществлять синтез информации, полученной из разных ис­точников

Методический комментарий

Блок заданий может быть использован в 11 классе на уроках об- ществознания при изучении темы «Занятость и безработица», а также при подготовке к единому государственному экзамену. Задания целе­сообразно использовать на уроке в качестве основы для организован­ной дискуссии на тему «Безработица: приносит только зло?». По ус­мотрению учителя, блок заданий можно предложить учащимся как в начале изучения темы для постановки проблемы на уроке, так и для закрепления изученного материала. Полученные в ходе индивидуаль­но-групповой работы результаты могут быть представлены на кол­лективное обсуждение в классе.

Предложения интернет-магазинов