Биатлон: о чем спорить после победы?

■ Ознакомьтесь с текстом, ответьте на вопросы и выполните задания.

На сайте одного из российских информационных агентств появилась следующая информация.

18 февраля 2017 г. национальная команда в составе А. Волкова, М. Цветкова, А. Бабикова и А. Шипулина заняла первое место в эстафете 4×7,5 км на мировом первенстве по биатлону в Хохфильцене. Шипулин фи­нишировал с российским флагом с названием одного из российских городов, который ему передали с трибун бо­лельщики.

После соревнований пресс-секретарь фонда, который возглавляет Алтон Шипулин, заявила: «Мы связались с владельцами флага и предложили им продать его на аукционе, который предположительно состоится осенью 2017 г. Полученные денежные средства будут потрачены на благотворительность».

Жители города N с гордостью восприняли финиш Антона Шипулина с флагом своего города. Горожане хо­тят создать зал спортивной славы, где главным экспона­том должен стать флаг, с которым финишировал Шипу- лин. Однако в мэрии города не поддерживают данную идею.

Вопросы и задания

  1. Обычно в СМИ перед описанием события ставится заголовок. Придумайте такой заголовок к материалу, который одновременно выполняет две задачи:
  • правильно отражает суть представленной информации;
  • привлекает внимание читателей.

2. Насколько серьезно, по вашему мнению, следует относиться к словам пресс-секретаря А. Шипулина о продаже флага с аукцио­на? Свой ответ аргументируйте.

3. Представьте, что вы входите в состав инициативной группы жи­телей города N1, которые обратились в мэрию с инициативой соз­дать зал спортивной славы. Вы знаете, что в мэрии города не под­держивают эту идею.

  1. Предположите, какие аргументы могут высказать в мэрии в пользу своей точки зрения.
  2. Приведите 3—4 довода, которые, как вам кажется, могут убедить мэра в необходимости реализации предлагаемого проекта.

Ответы и комментарии

Ответы

  1. Новости первого канала «ЧМ-2017 по биатлону» 18 февраля 2017 г.
  2. Вариант ответа 1. В современном российском обществе массо­вая культура рассматривается как коммерческая. Почему бы не продать флаг какого-то города? Это же не государственный флаг! Тем более что флаг будет выставлен на благотворительный аук­цион. Денежные средства будут потрачены на благотворитель­ность.

Вариант ответа 2. Отношение к флагу и гербу — отношение к самому государству. Флаг любого города отражает традиции страны: исторические, государственные, патриотические, куль­турные и другие. Духовные ценности представляют собой некие установленные обществом идеалы, которые невозможно ничем измерить и дать им цену.

3. 1) Конечно, приятно было видеть, что российские биатлонисты выиграли эстафету под флагом нашего города. Но делать из этого событие мирового масштаба нецелесообразно. Власти города готовы принять флаг на хранение и использовать его в различных культурно-массовых и спортивных мероприятиях, но создавать зал славы в планы местных властей не входит.

2) Цель группы — актуализировать проблему развития и попу­ляризации спорта в городе. Данное событие (финиш Шипули- на с флагом нашего города) целесообразно использовать как отправную точку для создания зала спортивной славы.

Формируемые познавательные умения

/ строить доказательство

/ ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста

/ объяснять с заданной точки зрения процессы, связи и отноше­ния (в рамках дискуссии, полемики, презентации)

Методический комментарий

Блок заданий целесообразно использовать во внеклассной работе, при проведении учебного исследования старшеклассниками в рамках темы «Духовные ценности современного общества»: государственная символика, школьное знамя, флаг города, роль спорта в формирова­нии духовных ценностей современного общества. Блок заданий мо­жет быть использован учителем для определения проблемы учебного исследования каждым старшеклассником (задания 1 и 2).

По усмотрению учителя блок заданий может быть предложен учащимся сначала для индивидуальной работы (это касается прежде всего заданий 1 и 2), а затем для работы в группах (в первую очередь выполнение задания 3).

Главное, чтобы старшеклассник оформил свою позицию относи­тельно тенденции современного общества — коммерциализации спорта. Для этого можно использовать задания в следующем формате:

  • тема (задание 1);
  • проблема (результат формулировки проблемы будет зависеть от варианта ответа на задание 2). Вследствие этого учитель формирует группы исследователей. Они будут представлять противоположные точки зрения в дискуссии;
  • какие вопросы возникли в процессе размышления над про­блемой;
  • предположения (гипотезы) (задание 3.1);
  • поиск фактов для доказательства гипотезы (3.2);
  • оформление текста своего исследования в форме тезисов.

Представить результат можно в виде сообщения, компьютерной презентации, плаката, газеты и пр.

Важно, чтобы в процессе проведения учебного исследования старшеклассники продемонстрировали владение универсальными учебными действиями, а также оперировали понятиями и терминами, представленными ниже; могли пояснить их, осознанно участвовать в полемике.

Аргумент — утверждение, приводимое в подтверждение другого утверждения (заключения), довод или факт.

Выписки — копия части текста.

Пояснить — сделать более ясным, понятным, дать некоторое ис­толкование. Пояснить свои слова.

Пометки — это надписи, записи, знаки. При помощи их отмечают что-либо важное, актуальное, несогласие и пр.

Полемика — вид спора с целью одержать победу одной стороны над другой.

Суждение — мысль о существовании предметов и явлений, в ко­торой что-либо утверждается или отрицается.

Тезис — кратко сформулированные основные мысли в одном предложении.

Предложения интернет-магазинов