В чем секрет успеха?

Старшеклассник Н. при подготовке проекта нашел в Интернете схему, которая ему понравилась своей необычной формой и кра­сочностью. Он решил использовать схему в своей презентации. Но оказалось, что понять изображенную на ней информацию не так-то просто. Для этого схему пришлось немного «изменить»…

Вопросы и задания

  1. Представьте информацию, данную на диаграмме, в виде рейтин­говой таблицы.

Запишите в таблицу каждый из восьми показателей, расставляя их по степени значимости для богатых, бедных и среднего класса (первое место — наиболее значимый показатель, 8-е место — наименее значимый показатель).

В скобках рядом с показателем укажите количество баллов, кото­рыми он отмечен на диаграмме, — например, упорный труд (16 баллов).

Место в рейтинге Приоритеты

богатых (… баллы)

Приоритеты среднего класса (… баллы) Приоритеты бедных (… баллы)
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      
6.      
7.      
8.      

 

  1. На основе информации, данной на диаграмме, составьте тезисы для устного выступления, в котором:
  • опишите, как видят ступени к успеху люди из разных слоев (на что делают главную ставку, на что рассчитывают в меньшей степени и др.)
  • сделайте краткие выводы, в чем видят секрет успеха лю­ди из разных слоев (что считают главным — определенные качества личности или некие внешние обстоятельства)
  • выскажите предположения о возможных причинах суще­ствующих приоритетов и разницы во взглядах (почему одни больше надеются на талант и способности, а другие — меньше, и т.п.)

Ответы и комментарии

1. Вариант заполнения рейтинговой таблицы.

Место в рей­тинге Приоритеты

богатых (… баллы)

Приоритеты среднего класса (… баллы) Приоритеты

бедных (… баллы)

1. Упорный труд (38) Хорошее образование/ квалификация (33) Связи с нужны­ми людьми (39)
2. Хорошее обра­зование/ квали­фикация (28) Связи с нужными людьми (32) Ловкость, хитрость(32)
3. Предприимчи­вость и смелость (27) Упорный труд (27) Наличие первоначального капитала (27)
4. Наличие перво­начального ка­питала (15) Наличие первона­чального капитала (23) Хорошее образо­вание/ квалифи­кация (18)
5. Везение, удача

(13) Способности/ таланты (13)

Ловкость, хитрость(21) Предприимчи­вость и смелость 06) Упорный труд (16)
6. Предприимчивость и смелость (16)
7. Ловкость, хитрость(11) Везение, удача (15) Везение, удача (12)
8. Связи с нужны­ми людьми (9) Способности/ таланты (8) Способности/ таланты (7)

 

  1. Задание предполагает открытый ответ. Однако правильность вы­полнения задания будет зависеть от того, насколько учащиеся смогут классифицировать и интерпретировать информацию, представленную на схеме.

Примерный вариант интерпретации.

Богатые делают основную ставку на упорный труд (38 баллов по 40-балльной шкале), в значительно меньшей степени — на образова­ние и квалификацию (28), причем эти показатели для них почти так же важны, как предприимчивость и смелость (27), среди наименее значимых — наличие первоначального капитала (15), удача и способ­ности/таланты (по 13), самую низкую ставку богатые делают на лов­кость, хитрость (11) и связи с нужными людьми (9).

Примерный вариант кратких выводов и объяснения предполагае­мых причин избранных приоритетов.

Секрет успеха богатые связывают в основном с качествами лично­сти — упорством (1 место) и смелостью (2-3 место); приобретенные умения (квалификация) для них важны, но не имеют решающего зна­чения (2-3 место). Низкая оценка значимости способностей/талантов может быть объяснена тем, что из опыта богатые люди вынесли про­стой секрет успеха — даже если ты очень талантлив, но не упорен в достижении целей, успеха ты не добьешься. Что касается малой значи­мости для богатых таких критериев успеха, как ловкость/хитрость и связи с нужными людьми, то эти показатели могут объясняться тем, что ставшие богатыми люди… часто «забывают» или не хотят призна­ваться в том, что на самом деле принесло им успех.

Формируемые познавательные умения

/ резюмировать главную идею текста

/ переводить текст из одной модальности в другую

/ классифицировать и обобщать факты

/ строить рассуждение от частных явлений к общим закономер­ностям

/ излагать полученную информацию, интерпретируя ее в кон­тексте решаемой задачи

Методический комментарий

Блок заданий целесообразно использовать на уроке в качестве ос­новы для организованной дискуссии на тему «Секрет успеха». По ус­мотрению учителя блок заданий может быть предложен учащимся как для индивидуальной работы (это касается прежде всего зада­ния 1), так и для работы в группах (выполнение задания 2). Получен­
ные в ходе индивидуально-групповой работы результаты могут быть представлены на коллективное обсуждение в классе. В ходе дискус­сии, которая может стать стимулом для актуализации знаний из курса истории, литературы, обществознания, помимо содержательных во­просов педагог может обратить внимание учащихся на последова­тельность операций, которую они использовали при работе с инфо- графикой, статистическими данными, при написании тезисов к выступлению. Такой подход позволит в наибольшей степени рас­крыть обучающий и развивающий потенциал данного блока заданий.

Предложения интернет-магазинов