Киберспорт: чего больше — «за» или «против»?

■ Прочитайте текст, ознакомьтесь с диаграммами, ответьте на во­просы и выполните задания.

На встречу со старшеклассниками пришли студенты института физкультуры, обучающиеся по программе «Интеллектуальные виды спорта», к которому относит­ся киберспорт. Разгорелся спор, насколько серьезно можно относиться к компьютерным соревнованиям. Од­ни отнесли их только к досугу, другие отметили, что за киберспортом будущее, а третьи вообще слышат о нем впервые. Учительница же сказала, что все это вредит здоровью и нужно запретить киберспорт, что в советское время школьники играли в футбол и хоккей.

Ведутся споры относительно положительного или отрицательного влияния киберспорта на молодое поко­ление. Считается, что некоторые игры способны прово­цировать на проявление агрессии в реальности. Тревога, депрессия и другие проблемы психического здоровья широко распространены в киберспорте.

Однако аудитория киберспортивных состязаний не­уклонно растет и насчитывает несколько миллионов че­ловек. В 2008 г. была образована Международная феде­рация компьютерного спорта. Россия стала первой страной в мире, которая признала киберспорт офици­альным видом спорта (2016 г.). Департамент культуры города Москвы, Федерация компьютерного спорта Мо­сквы проводят студенческие игры в рамках Московской Киберспортивной Лиги. Студенты университета физиче­ской культуры, спорта, молодежи и туризма изучают теорию и методику компьютерного спорта (киберспорта) и проводят исследования. В одном из них приняли уча­стие 3547 человек, из них 3000 — это учащаяся моло­дежь (более 50 % школьников). При этом скорость обме­на информацией составила один день (с 12.40 до 23.58).

Почти для четверти респондентов (21,6%) компьютер­ные игры являются работой.

Вопросы и задания

1. Если ли бы вы принимали участие в дискуссии «Киберспорт: «за» и «против»…

  1. Какова была бы ваша позиция? Сформулируйте ее в виде те­зисов.
  2. Обоснуйте свое мнение, приведя необходимые аргументы.

2. Сделай.те прогноз о развитии новой профессии — киберспортс- мен, комментатор киберспорта.

3. Используя вводный текст и диаграмму, выберите одну из двух приведенных ниже стратегий дискуссии «Киберспорт: «за» и «против» (см. рис. 1. Опора для дискуссии).

В соответствии с тем, как бы вы ответили на поставленный во­прос, приготовьтесь к дискуссии: запишите нужную информацию в соответствии с указанной функцией («Убеждение», «Аргумен­тация» и пр.).

Ответы и комментарии

Ответы

1.

1) Киберспорт: хорошо или плохо — все зависит от того, в чьих руках компьютер. Киберспорту присущи все характеристики современного спорта: сегодня киберспорт из просто развлече­ния все более становится профессиональным и коммерциали­зированным.

2) Компьютерный спорт может иметь побочные явления, свойст­венные любому виду спорта. Прежде всего, длительное сиде­ние за компьютером предполагает отсутствие активной двига­тельной деятельности. Каждый игрок будет испытывать стресс, неуверенность. Хорошо бы включать общую физиче­скую подготовку. Необходимы психологические тренинги, чтобы научиться справляться с проблемами.

2. Учитывая глубокое и масштабное проникновение киберспорта в молодежную среду, скорее всего профессия киберспортсмена ста­нет одной из популярных. Киберспорт признан официальным ви­дом спорта. Молодежь теперь не только играет в компьютерные игры в свободное время, но и пытается участвовать в различных серьезных киберспортивных соревнованиях.

3. Варианты ответов на это задание зависят из характера ответов уче­ников на задания 1 и 2. В ответе старшеклассники могут использо­вать, кроме предложенных вводного текста и диаграммы, свой опыт участия в компьютерных играх либо опыт болельщика ки- берсостязаний, а также привлечь дополнительную информацию.

Формируемые познавательные умения

/ находить в тексте требуемую информацию, строить доказа­тельство

/ строить рассуждение на основе сравнения явлений, выделяя при этом общие признаки

/ излагать полученную информацию, интерпретируя ее в кон­тексте решаемой задачи

Методический комментарий

Блок заданий целесообразно использовать во внеклассной работе, в формате проведения дискуссии по теме «Молодежь в современном обществе».

Предполагается, что при выполнении задания учащиеся будут ис­пользовать знания, полученные из курса истории, о влиянии социаль­но-экономических и политических процессов в жизни России на ру­беже ХХ-ХХ1 вв. на российского гражданина, на семью, а также из курса обществознания: особенности молодежной субкультуры (гей­меры).

Данный блок заданий рекомендуется использовать для разви­тия учебной деятельности, жизненного опыта обучающихся, на­пример, для конструктивного общения, отстаивания своей пози­ции, инициативного поведения, самостоятельной организации сотрудничества и пр.

Обучающиеся могут овладеть стратегией и тактикой общения в условиях внеклассной работы (дискуссия). Так, при выполнении за­дания 3 отрабатывается умение строить рассуждение по стратегиче­ским целям объяснить и убедить. Обучающемуся предлагается раз­бить деятельность на операции:

  • объяснить (убедить, аргументировать, высказать суждение и пр.);
  • убедить (высказать суждение, привести контрдовод и пример, дать опровержение и аргументацию).

В общем построении деятельности операции выполняют тактиче­скую функцию. Операции (функции) располагаются в предположи­тельно необходимой последовательности для каждого собеседника в зависимости от того, каким путем планируется достижение цели (от стратегии 1 или 2). Условия осуществления деятельности для обу­чающихся могут меняться посредством задач, варианты которых оп­ределяет учитель: четко определена линия для каждого партнера. Возможен вариант, когда необходимо подготовиться к дискуссии за­ранее, предположить разные стратегии развертывания ситуации и по­ведения собеседников.

Опоры могут быть даны на карточках (общих или индивидуаль­ных) или на интерактивной доске. Если опоры используются впервые, то необходимо:

  • прочитать текст опоры;
  • пояснить или проверить понимание обучающимися сути предложенной функции. Например, спросить, что означают понятия «тезис», «суждение», «контрдовод» и т. д. Если нужно, привести вербальную иллюстрацию;
  • предложить обучающимся несколько тренировочных уп­ражнений (желательно с использованием интерактивной доски) на составление сначала однотипных опор.

Затем следует составление опор в измененных условиях посредст­вом задач: общая коммуникативная задача для собеседников или раз­ная, четко определена линия одного партнера (как в задании 3), а дру­гой находит ее самостоятельно и т.д.

Обучающий тренинг необходимо провести несколько раз, пока обучающиеся усвоят суть того, чему нужно научиться.

Предложенный блок заданий можно использовать в качестве обу­чающего дидактического материала или он будет выполнять контро­лирующую роль относительно сформированности УУД (указанных выше познавательных умений).

Возможен вариант использования образовательной технологии «Дебаты».

Предложения интернет-магазинов