Миграция, сельское хозяйство и развитие сельских районов

■ Проанализируйте представленные ниже материалы, ответьте на вопросы и выполните задания.

Продовольственная и сельскохозяйственная органи­зация ОНН (ФАО) опубликовала документ, в котором рассматриваются вопросы миграции и приводятся ос­новные области возможного сотрудничества ФАО с меж­дународным сообществом в целях решения проблемы глобальных перемещений беженцев и мигрантов. Ниже приведены несколько основных тезисов документа и ри­сунок «Мобильность населения». Ознакомьтесь с ними.

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ

А) В 2015 г. количество международных мигрантов со­ставило 244 млн человек, что на 40 % больше, чем в 2000 г. Из них 150 млн были трудовыми мигрантами.

Б) Многие люди и семьи переселяются из сельских рай­онов. Развитие сельского хозяйства и сельских рай­онов может решить основные проблемы, вызываю­щие миграцию.

В) Конфликты, экстремальные природные явления и политическая нестабильность входят в число основ­ных причин миграции.

Г) Миграция — часть процесса развития. По мере про­ведения структурных преобразований в экономике неизбежно переселение людей.

Д) Мигранты могут участвовать в процессе развития, способствовать экономическому росту, повышению продовольственной безопасности и благосостояния в сельских районах.

Вопросы и задания

  1. Используя ннфографику, сгруппируйте указанные виды миграции населения по
    • направлению перемещения
    • характеру мотивов
    • целям и причинам
  2. Используя инфографику, назовите общую причин}’, по которой трудовые, добровольные и вынужденные мигранты покидают территории своего постоянного места жительства.
  3. Прочитайте основные тезисы документа, опубликованного ФАО. Укажите, какой буквой обозначен тезис, в котором есть информа­ция о том, что масштабы миграции населения в современном мире требуют принятия комплексных мер на глобальном уровне.
  4. Развитие сельского хозяйства и сельских районов может решить основные проблемы, вызывающие миграцию. Используя ранее полученные знания из курса географии, истории и обществозна- ния, приведите положения, которые раскрывают этот тезис.
  5. На дискуссии, организованной специалистами по решению про­блем миграции, один из участников высказал мнение, что мигра­ция должна быть выбором, а не необходимостью. Разделяете ли вы это мнение? Приведите свои аргументы.

Ответы и комментарии

Ответы

1.

  1. Внутренние и международные
  2. Добровольные и вынужденные
  3. Образование, семья, экстремальные природные причины, эко­номические, конфликты и кризисы.

2. Экономические

3. А)

4. Бедность сельского населения; отсутствие продовольственной безопасности; неравенство; безработица; отсутствие социальной защиты; а также истощение природных ресурсов вследствие де­градации окружающей среды и изменения климата.

5. Свободный развёрнутый ответ.

Формируемые познавательные умения

/ объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

/ переводить информацию из графического или формализован­ного (символьного) представления в текстовое

/ ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст

/ подтверждать вывод собственной аргументацией или само­стоятельно полученными данными

/ строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям; актуализировать необходимые знания из смежных курсов и осуществлять синтез этих знаний

Методический комментарий

Данный блок заданий (или отдельные задания) может (могут) ис­пользоваться при изучении тем:

«Миграция населения», «Глобальные проблемы человечества» в курсе географии (10-11 классы); «Глобализация. XX век» в курсе ис­тории (10 класс); «Глобализация» в курсе обществознания (11 класс).

Самыми сложными заданиями являются задания 4 и 5. При их выполнении следует опереться на знания учащихся из курса экономи­ческой и социальной географии России (понятие «миграция населе­ния», «основные виды миграций») и на ранее сформированное умение формулировать свою точку зрения, приводить аргументы, подтвер­ждающие ее.

Выполнение задания 5 в форме дискуссии способствует развитию основных коммуникативных умений. Для участия в групповой дис­куссии формируется несколько групп учащихся по 3-5 человек, и ка­ждая группа отстаивает свою точку зрения на заданную проблему, обеспечивая многообразие мнений и подходов к рассмотрению про­блем миграции. Задания (отдельные или в целом блок заданий) могут выполняться при изучении нового учебного материала или на уроках обобщающего повторения. Отдельные задания могут войти как инст­румент контроля в проводимые учителем контрольно-оценочные процедуры.

Предложения интернет-магазинов