Архитектура: деревянная, каменная на Руси домонгольского периода

Христианизация Руси способствовала и развитию каменного строитель­ства.

В области жилищного строительства на Руси сложились два типа постро­ек: северные (со срубными стенами, деревянным, часто поднятым над землей полом, двускатной кровлей и большой печью, сложенной из камней) и юж­ные (пол несколько углублен по отношению к поверхности земли, стены де­ревянные, часто присыпались снаружи землей). Из деревянных церквей пер­вой половины X в. можно упомянуть церковь Ильи в Киеве, 60-х гг. XI в. — собор в Ростове, церковь Бориса и Глеба в Вышгороде, тринадцатиглавая де­ревянная София Новгородская.

Первые известные нам мастера-древодели (зодчие): Миронег (начало XI в.) и Ждан-Никола (конец XI в.).

Каменное строительство начинается в конце X в. Древнейшим каменным храмом считается Десятинная церковь в Киеве (989-996).

Первоначально здания возводились из плинфы (тонкий плиткообразный кирпич); использовалась техника скрытого ряда (тип кладки, при котором на фасад здания выходили не все ряды кирпичей, через один), заглубленный ряд снаружи закрывали раствором.

Основной тип сооружения — крестово-купольный храм (назван по типу перекрытия)1.

Для Древней Руси характерно уступчатое многоглавие храмов. Снаружи здания окружаются галереями с лестничными башнями. Внутри используют­ся фрески, мозаика, наборные мозаичные полы.

Известно около 15 каменных храмов XI — начала XII в., близких по сти­лю. В 1037 г. сооружен тринадцатиглавый храм Софии в Киеве. Позднее Со­фийские храмы возведены также в Новгороде и Полоцке.

В начале XII в. распространение получают более лаконичные и монолит­ные постройки. Главенствует тип небольшого трехнефного крестово- купольного храма с маленькими хорами только в западной части. Стремление создать более компактный объем заставило отказаться от лестничных башен и заменить их узкими лестницами, расположенными внутри стен. Начинается использование местного строительного материала, во многом предопределяю­щее внешний вид построек. Изменяется и интерьер — фреска вытесняет мо­заику, мозаичные полы сменяются полами из поливных керамических плиток.

В Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани по-прежнему строили из плинфы, но более вытянутой формы; вместо кладки со скрытым рядом появляется равнослойная кладка, где все ряды кирпичей выходили на лицевую поверх­ность стен. Усложняется декор фасада: появляются аркатурные пояски, ус­тупчатые порталы и т.д.

В Новгороде строительным материалом служил серый известняк, кото­рый легко выветривается и крошится. Поэтому мастера затирали стены шту­катуркой, а наиболее сложные участки и элементы декора выполняли из кир­пича. Для новгородских храмов характерны сдержанность, лаконичность и массивность форм, некоторая приземистость и «расклешенность». Из сохра­нившихся и реконструированных памятников наиболее известна церковь Спаса на Нередице (1198).

По иному пути пошли зодчие Галицко-Волынской земли. Стены соору­жений возводились из каменных блоков правильной формы, уложенных в два ряда, промежуток между которыми заполнялся битым камнем и раство­ром. Фасад украшался барельефной скульптурой.

Абсиды — полукруглые или граненые помещения, примыкающие к зданию с восточной стороны. В средней абсиде размещался адтарь; неф — пространство между рядами столбов; лопатки — плоские вертикальные выступы на фасадах, соотносимые со столбами; закомары — полукружья верхней части стены, обычно соответствующие форме внутреннего свода.

К сожалению, памятники галицкой архитектуры не сохранились; лишь небольшая их часть известна по археологическим раскопкам.

Из памятников архитектуры Владимиро-Суздальского княжества сохрани­лись, в том числе и существенно перестроенные, и в реконструкциях, Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли и др. Материалом для строительства служил белый камень; широко ис­пользовалась каменная резьба на фасадах. Отличительной чертой соборов был аркатурно-колоичатый пояс, проходящий по середине фасада.

Предложения интернет-магазинов