Восстановление каменного строительства. Шатровый стиль. Строительство Московского Кремля

В условиях монголо-татарского нашествия каменное строительство на большей части территории Руси прекратилось. Главное значение приобретает деревянное зодчество. В подавляющем большинстве городские застройки представляли собой небольшие однокамерные срубы. Дома знати образовы­вали сложный комплекс срубов с различными типами крыш. Строили из де­рева и церкви, причем это были не только высокие, но и многостенные со­оружения со сложными системами пристроек. Некоторые иконы Х1У-ХУ вв. сохранили изображения подобных деревянных храмов, завершенных шатра­ми. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, вся масса здания держится на фундаменте. В 1493 г. мастер Мишак Володин срубил па вологодском посаде шатровый храм Вознесения. Хронологически первым памятником каменного шатрового зодчества считается церковь Вознесения в царском селе Коломенском (1532). Одновременно с шатровым продолжает развиваться крестово- купольный храм.

Относительно благополучная обстановка сложилась в Новгороде, где традиции каменного строительства не прерываются, однако и здесь на рубе­же ХШ-Х1У вв. строятся небольщие по объему, одноглавые церкви: Спаса на Ковалеве (1345), Успения на Волотовом поле (1352), Федора Стратилата на Ручье (1361), Спаса Преображения на Ильине улице (1374) и др. Развивается техника строительства — наряду с традиционными известняковыми плитами применяется кирпич квадратной или брусковой формы. Приглашаются ино­странные мастера (в частности, новгородский архиепископ Ефимий пригла­сил в 30-40-е гг. XV в. немецких мастеров).

После присоединения Новгорода к Москве новгородская архитектура бы­стро сближается с общерусскими архитектурными формами.

Первые монументальные здания в Москве относятся ко времени ее уси­ления при Иване Калите во второй четверти XIV в. Монументальное зодче­ство здесь с самого начала приобрело государственный характер.

Каменные постройки этого времени — Успенский собор (1326-1327), церковь Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333), церковь- колокольня Иоанна Лествичника (1329) — были возведены в Московском Кремле и, судя по описаниям, продолжали традиции белокаменного влади- миро-суздальского зодчества.

Важнейшей постройкой второй половины XIV в. были каменные стены Московского Кремля (1367). В 1485-1495 гг. они перестраиваются заново с участием итальянских мастеров, ведущую роль среди которых играл милан­ский инженер Пьетро Антонио Солари.

Перестраиваются и кремлевские соборы: Успенский (1475-1479, Аристо­тель Фиораванти), Архангельский (1505-1508, Алевиз Новый). Итальянские мастера также сооружают корпус Грановитой палаты (1487-1491, Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари), храм-колокольню Ивана Великого (1505­1508, Бон Фрязин).

Русские мастера возводят на территории Кремля Благовещенский собор (1484-1489) и церковь Ризоположения (1484—1486). Эти храмы подняты на высокий цокольный этаж — подклет — и окружены открытой галереей; по фасаду и абсидам проходит аркатурно-колончатый пояс.

Выдающимся архитектурным памятником, в котором развиты достиже­ния русского зодчества, является собор Покрова на Рву (храм Василия Бла­женного), сооруженный в 1555-1560 гг. в память о взятии Казани на Красной площади русскими мастерами Бармой и Постником.

В 70-х гг. XVI в. в связи с тяжелым экономическим состоянием страны монументальное каменное строительство несколько ослабло, но в 80-90-х гг. вновь широко развернулось. Для руководства государственным строительст­вом в 1583 г. был создан Приказ каменных дел.

Предложения интернет-магазинов