Крестьянская война под предводительством Степана Разина

Кульминацией народных выступлений XVII в. стала крестьянская война под предводительством С. Т. Разина (1670-1671).

На первом этапе движение — поход Василия Уса в 1666 г. с Дона через Во­ронеж на Тулу (казаки шли в Москву, чтобы предложить свои услуги в связи с войной России и Польши) и поход самого Степана Разина «за зипунами» (в 1667 г. на Яицкий городок, а затем, в 1668-1669 г., на Каспийское побережье, через Астрахань и Царицын, в Кагальницкий городок) — не выходило еще за рамки обычных казацких походов за добычей, хотя во время второго похода «за зипунами» движение уже приобретает некоторую социальную ориентиро­ванность — когда 1 октября казаки вошли в Царицын, они освободили сидев­ших в воеводской тюрьме заключенных. Когда в начале октября 1669 г. Разин через Астрахань возвращается на Дон, его встречают как героя. Окрыленный удачей, он собирается в третий поход — «за доброго царя».

Движение приобрело ярко выраженную социальную окраску в 1670 г. В новом походе на Волгу участвовали крепостные крестьяне, казачество, по­садское население, мелкие служилые люди, бурлаки, работные люди, а также представители народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва и др. Среди народа распространялись «прелестные письма» Разина, в которых он призывал примкнуть к восстанию и изводить «изменников», т.е. бояр, дво­рян, воевод и приказных людей.

Кроме того, распространился слух, что среди восставших — опальный патриарх Никон и «Алексей Алексеевич» (сын Алексея Михайловича, умер­ший в 1670 г.)

В мае 1670 г, 7-тысячный отряд восставших овладел Царицыном, в то же время были разгромлены посланные из Москвы и Астрахани отряды стрель­цов. 19 июня восставшие подошли к Астрахани, а 22 июня взяли ее штурмом. И в Царицыне и в Астрахани повстанцы создают органы самоуправления (по образцу казацких). Без боя сдались Саратов и Самара. 4 сентября 1670 г. ра­зницы осадили Симбирск, Предполагают, что в этот момент на стороне вос­ставших было 20 тыс. человек.

На подавление восстания двинулась 30-тысячная армия Алексея Михай­ловича (по другим сведениям 60-тысячная), которая в октябре 1670 г. на­несла повстанцам поражение. Осада Симбирска была снята, восставшие раз­биты, Разин ранен, а затем выдан казачьей старшиной. 4 июня !671 г. он дос­тавлен в Москву, и 6 июня 1671 г. казнен на Красной площади.

27 ноября 1671 г. пала Астрахань — последний оплот восставших. Участ­ники восстания подверглись жестоким репрессиям. В одном только Арзамасе было казнено свыше 11 тыс. человек.

Раскол как проявление социального протеста

Примером перерастания религиозной борьбы в социальную является Со­ловецкое сидение 1668-1676 гг.

После Собора 1656 г. Соловецкий монастырь стал местом ссылки более 100 противников никоновских преобразований.

В 1658 г. в монастырь были присланы новопечатные книги, но монахи от­казались вести по ним богослужение. Тогда из Москвы в обитель был назна­чен новый настоятель — Варфоломей. Но ему не удалось добиться призна­ния новых книг, напротив, встретив в монастыре непримиримую оппозицию, он поспешно вернулся в Москву.

После окончания Собора 1667 г. в монастырь был послан архимандрит Сергий с новопечатными книгами, однако монахи объявили новые книги и обряды латинской ересью, а монастырские стрельцы хотели даже устроить засаду и перебить приехавших москвичей. Сергий уехал, но вскоре в мона­стырь был направлен игуменом монах из московского Соловецкого подворья Иосиф с поручением ввести новые книги. Однако соловецкие монахи не по­корились и на этот раз Иосифа на архимандритское место не возвели и книг не приняли. Царю были отправлены две челобитные: «Соловецкая челобит­ная», изобличавшая ереси новой веры, и вторая —с просьбой не присылать в монастырь больше «учителей». В ответ из Москвы был прислан стрелецкий сотник Чадуев, а затем — карательное войско (около тысячи человек) с пред­писанием взять монастырь блокадой.

К этому времени внутри монастыря оказались бывшие сподвижники Ра­зина — казаки и крестьяне. Власть постепенно перешла в их руки. Оборону возглавил Фадейка-сапожник. Движение приняло ярко выраженную соци­альную окраску — часть монахов, не согласных с упорствующими «бельца­ми», покинула монастырь, в то же время крестьяне из окрестных деревень помогати осажденным.

В 1676 г. один из монахов-перебежчиков, Феоктист, указал царским стрель­цам проход через отверстие в стене, заложенное камнями. Монастырь был взят, многие из ею защитников перебит ы (из 500 человек в живых осталось 60).

Предложения интернет-магазинов