Культура России во второй половине 18 века

Особенности развития русской культуры в XVIII в,

XVIII в, — время больших перемен. Многовековой процесс развития рус­ской культуры вступает в новую стадию своего развития. Преодолевается локальность и сословная ограниченность, происходит формирование нацио­нальной культуры. Определяющим становится именно светское направление: создается светское просвещение, процесс накопления знаний вступает в за­вершающую стадию: превращение в науку; складывается новый, близкий к разговорному литературный язык, появляется национальная русская литера­тура, увеличивается число печатных изданий; создаются шедевры церковно­го зодчества, в которых четко прослеживаются элементы гражданской архи­тектуры; развивается живопись, скульптура. Важным является то, что во второй половине XVIII в. формируется просветительская мысль и идеи Про­свещения глубоко проникают во все сферы культурного процесса.

Образование и наука

Настойчивая потребность в специалистах, которых церковная школа дать не могла, приводит к созданию светского образования. Первыми появляются специальные школы еще при Петре I (Школа математических и навигацких наук, Первая медицинская школа, Горная, инженерные школы и т.д.).

Сословные школы. Еще в 30-х гг. в системе образования возобладали шко­лы закрытого типа, прежде всего для дворян, которые находились под осо­бым попечением правительства. Сеть духовных учебных заведений также теряла характер всесословности (епархиальные училища). Наиболее распро­страненным для этого времени типом начальных школ являлись гарнизонные школы. Система сословных школ в последней четверти XVIII в. выглядела так:

  • для дворян — шляхетские корпуса (сухопутный, морской, артиллерий­ский, инженерный, пажеский), благородные пансионы;
  • для-духовенства — духовные академии, епархиальные училища;
  • для купцов — коммерческие школы;
  • для разночинцев — Академия художеств. Горная, Медицинская, Штур­манская школы, ремесленная школа;
  •  для солдатских детей — солдатские школы.

Реформы в области образования 60-80-х гг. XVIII в.

Одним из идеологов реформ в области образования был Иван Иванович Бецкой. С 1764 г. он заведовал Академией художеств, был автором проекта нового устава Академии, утвержденного 4 ноября 1764 г. При Академии соз­дается воспитательное училище, куда принимались мальчики с 6 лет.

В 1763 г. И.И. Бецкой представил Екатерине II «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» — проект преобразования учебных заведений. В нем предлагалось организовать закрытые воспитательные уч­реждения для обучения детей с 6 до 18 лет, в строгой изоляции от «пороков общества», в том числе ограничивалось общение воспитанников с родителя­ми и родственниками. Воспитание должно было сочетать физические упраж­нения и интеллектуальные, учитывать индивидуальные способности учащих­ся. Телесные наказания зарещались.

При открытии учреждений’принимался во внимание сословный принцип. Для дворянских детей полагались привилегированные корпуса, «училища для благородных девиц». Для разночинцев были предусмотрены училище при Академии художеств и воспитательные дома.

Не решившись на столь глобальные изменения, Екатерина, тем не менее, учредила 1 сентября 1763 г. Воспитательный дом «для несчастнорожденных» в Москве. Программа воспитания сирот также была разработана И.И. Бецким. Наиболее способных детей планировалось обучать латинскому языку и аптекарскому делу, а также рисованию, иностранным языкам. 6 сентября 1772 г. такой же воспитательный дом был учрежден в Петербурге. Наиболее прилежные и талантливые воспитанники воспитательных домов учились впоследствии в Московском университете. Академии художеств, де­вочки — на мещанском отделении Смольного института. Однако в целом опыт был скорее неудачным.

5 мая 1764 г. было учреждено Воспитательное общество благородных де­виц в Петербурге (Смольный институт). В 1765 г. было открыто отделение для мещанских девиц.

В 1772 г. аналогичным образом было устроено воспитательное учрежде­ние для купеческих детей в Москве. Организатором его был Прокопий Деми­дов. Устав коммерческого училища был утвержден 6 декабря 1772 г.

Также идеи И.И. Бецкого нашли отражение в уставе Шляхетного кадет­ского сухопутного корпуса, утвержденном 11 сентября 1766 г.

Сословные школы не удовлетворяли потребности в грамотных и образо­ванных людях, и с 80-х гг. правительство начинает создание общеобразова­тельных учебных заведении.

В качестве эксперта был приглашен из Австрии известный педагог и по­следователь идей Я.А. Коменского Ф.И. Янкович, имевший опыт в области реформирования системы образования. В 1872 г. была образована Комиссия об учреждении народных училищ под председательством П.В. Завадовского, которой было поручено: I) начертать и постепенно приводить в исполнение общий план народных училищ, 2) приготовить учителей и 3) перевести на русский язык или вновь сочинить необходимые учебные руководства. План учреждения народных училищ был утвержден 21 сентября 1782 г. Одновре­менно Ф.И. Янкович занял должность директора Петербургского главного народного училища, в котором сосредоточивалась подготовка учителей.

В 1786 г., согласно «Уставу народных училищ», учреждались главные на­родные училища 4-классные (в губернских городах) и малые народные учи­лища 2-классные (в уездных городах). «Устав» также предусматривал созда­ние единой системы светской школы от малых народных училищ до университета.

Продолжается развитие высшего образования. 25 января 1755 г. был от­крыт Московский университет с двумя гимназиями, который становится центром русского просвещения. В отличие от европейских университетов, обучение в нем было бесплатным и для всех сословий (кроме крепостных крестьян). Изначально отсутствовал богословский факультет и преподава­ние велось на русском языке. При университете создаются лаборатории, библиотека, типография. Растущая потребность в квалифицированных пе­дагогических кадрах привела к созданию Учительской семинарии при Мос­ковском университете (1779) и Петербургского главного (народного учили­ща (1782), впоследствии преобразованного в Педагогический институт в Петербурге.

Создание и расширение сети школ потребовало появления новых учебни­ков. Их разработкой занимались Академия наук и Московский университет. Были созданы: «Первые основания металлургии или рудных дел», «Ритори­ка», «Краткий российский летописец», «Российская грамматика» М.В. Ломо­носова, «Географическое и историческое описание Российской империи» Х.А. Чеботарева.

С распространением образования было связано и развитие науки. Основ­ными центрами научной деятельности в этот период являлись Академия на­ук, Горное училище в Петербурге (1773). Киевская академия. Уже во второй половине XVIII в. отечественная наука достигла общеевропейского уровня благодаря деятельности таких ученых, как Эйлер, Д. Бернулли. Особая роль в становлении и развитии русской науки принадлежит М.В. Ломоносо­ву, научная деятельность которого отличалась необычайной многогранно­стью (известны его работы в области математики, физики, химии, астроно­мии, филологии, истории).

Особое развитие в XVIII в. получили естественные науки: в 20-50-е гг. Академия наук осуществила Великую Северную экспедицию (исследование Северного Ледовитого океана, северо-востока Азии и северо-запада Аме­рики, Камчатки). В 60-80-е гг. была проведена комплексная экспедиция по исследованию севера европейской части России (Поволжья, Приурапья. Урала, Южной Сибири). Результатом этих экспедиций явилось составление карт страны: 1731 г. — первый русский географический атлас; 1745 г. — издание «Атласа Российского». Значительными успехами ознаменовалось развитие математики (Л. Эйлер, Д. Бернулли, М.В.Ломоносов), медицины (Д.С. Самойлович, К.И. Щепин, С.Г. Забелин), химии (М.В. Ломоносов, В.М. Севергин).

Во второй половине XVIII в. наблюдается взлет технической мысли, свя­занный прежде всего с деятельностью выдающихся русских изобретателей — И.И. Ползунова (создание парового двигателя) и И.П. Кулибина (проект од- ноарочного моста через Неву, создание часовых, оптических механизмов). Известны также изобретения мастера К.Д. Фролова (первая гидравлическая машина), А.К. Нартова (создал новые станки для сверления орудийного ство­ла, подъемный механизм, новые способы отливки пушек).

В более сложных условиях проходило становление гуманитарных наук: в Академии наук им уделялось меньше внимаиия, и развивались они в основ­ном за пределами Академии. Значительный шаг вперед сделали правовая наука, языкознание и прежде всего история. Крупнейшими историками этого времени являлись В.Н. Татищев («История Российская», положившая начало русской исторической науке), М.М. Щербатов («История Российская», отли­чавшаяся консервативностью политической концепции), И.II. Болтин («При­мечания на историю древния и нынешния России Г. Леклерка» с новыми и важными наблюдениями относительно норманнской теории, общности исто­рического процесса, о процессе и причинах оформления крепостного права).

В этот период зарождается также историческое краеведение: В.В. Кре- стинин (работы по истории Поморья), П.И. Рычков (автор истории Оренбург­ского края), начинается публикация документов и исторических сочинений.

Общественно-политическая мысль. Литература

Все сферы духовной жизни России середины и второй половины XVIII в. пронизывают идеи Просвещения (философское течение, представленное Вольтером, Дидро, Руссо, главной мыслью которых было усовершенствова­ние человеческой личности). Решающую роль в осуществлении идеалов про­светители отводили просвещенному монарху, способному преобразовать страну на разумных, гуманных началах. Именно поэтому вопрос о характере государственной власти оставался одним из самых главных (формируется идеология «просвещенного абсолютизма»). Идеи Просвещения были на­столько популярны, что их одинаково восприняли представители консерва­тивной мысли (А.П. Сумароков, М.М. Щербатов), либеральной (Н.И. Нови­ков, Д.И. Фонвизин) и революционной (А.Н. Радищев).

Особенностью русского просветительства являлась антикрепостническая направленность. Эта тенденция нашла отражение прежде всего в деятельно­сти Н.И. Новикова (1744-1818) — крупнейшего издателя и журналиста (изд. сатирических журналов «Трутень», «Живописец», «Кошелек») и А.Н. Ради­щева (1749-1802), стоявшего на позиции радикального просветительства («Путешествие из Петербурга в Москву»),

30-е гг. XVIII в. время появления нового духовно-общественного дви­жения масонства. Его проникновение в Россию связано с определенным раз­очарованием в просветительском рационализме и поиском путей выхода из нравственного тупика. Движение состояло из нескольких «партий» (фран­цузской, английской, рыцарской, иллюминатской), общей чертой которых являлись религиозно-нравственные искания.

Литература XVIII в. представлена тремя направлениями: классицизмом творчество А.П. Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедии

«Опекун», «Лихоимец»); художественно-реалистическим — становление этого направления связано с творчеством Д.И. Фонвизина (комедии «Брига­дир» и «Недоросль»); сентиментализмом — Н.М. Карамзин (повесть «Бед­ная Лиза»). Для сентиментализма характерен показ чувств рядового челове­ка, идеализация действительности.

Архитектура

В первой половине XVII] в, в архитектуре господствует барокко, отли­чавшееся блеском, роскошью. Характерной чертой русского барокко являет­ся сплав европейских стилей (классицизма и рококо) и отечественных тради­ций.

В Петербурге крупнейшим зодчим этого направления был Ф.Б. Растрелли (дворец М.И. Воронцова, Большой дворец в Петергофе, Большой Екатери­нинский дворец в Царском Селе, Зимний дворец, комплекс Смольного мона­стыря). Одно из выдающихся достижений Растрелли — это создание ком­плексов парадных интерьеров (обилие золота, света, лепнины, бронзы, зеркал).

В Москве также создаются постройки в стиле барокко, отличавшиеся бо­лее спокойными архитектурными формами. Крупнейшим зодчим, работав­шим в этом направлении в Москве, считается Д.В. Ухтомский (колокольня Троице-Сергиевой лавры).

В 60-е гг. на смену барокко приходит классицизм, использовавший антич­ные традиции и отличавшийся благородной и величавой простотой (класси­цизм — стиль в литературе и искусстве XVIII — начале XIX в., обративший­ся к античному наследию, как к норме и идеальному образцу).

В развитии классицизма во второй половине XVIII в. можно проследить два этапа:

  • ранний классицизм (60-80-е гг.), когда ведущее значение имели обще­ственные здания, архитектурные формы которых определяли характер и всех других построек;
  • строгий кпассицизм (80-90-е гг.), когда преобладали частные дворцы и усадебные постройки с присущей традиционной схемой.

Крупнейшие зодчие классицизма:

  • в Петербурге: Д. Кваренги (Ассигнационный банк, Академия наук, Анг­лийский дворец в Петергофе, Александровский дворец в Царском Селе); Львов Н.А. (Главный почтамт в Петербурге); Ч. Камерон (создатель дворцово-парковых ансамблей в пригородах Петербурга (в Царском Селе Ка- меронова галерея, в Павловске); И.Е. Старое (Таврический дворец);
  • в Москве: В.И. Баженов (проект Кремлевского дворца, дворцово- парковый ансамбль в Царицыно (стиль псевдоготика). Дом Пашкова); М.Ф. Казаков (Петровский дворец, здание Сената в Московском Кремле, здание Московского университета на Моховой, Голицынская больница).

Живопись

Русская живопись вступает в новый этап своего развития, выразившийся прежде всего в совершенствовании портретной живописи и в появлении ра­нее отсутствовавших жанров: пейзажа, исторического, бытового. Расцвет портретной живописи связан с многочисленными заказами двора, вельмож. Этот жанр развивался в двух направлениях: парадного портрета и камерного. Выдающимися художниками этого жанра являются: Ф.С. Рокотов (портреты В.Б. Новосельцевой, А.И. Струйской), Д,Г, Левицкий (цикл портретов «Смо­лянки», портреты Дидро, М.А. Дьяковой); В.Л. Боровиковский (портреты Н.А. Нарышкиной, М.А. Орловой, М.И. Лопухиной). Начало жанровой жи­вописи было положено творчеством М. Шибанова, создавшего картины из крестьянской жизни («Крестьянский обед», «Сговор»), Родоначальником пейзажной живописи является С.Ф. Щедрин (ландшафты Павловска и Пе­тербурга), Ф.Я. Алексеев («Красная площадь»). Первые картины в историче­ском жанре были созданы А.П. Лосенко («Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»),

Скульптура

Скульптура в XVIII в. достигает замечательных успехов. Среди русских скульпторов выделяются Ф.И. Шубин, представляющий реалистическое на­правление в скульптуре, являвшийся мастером скульптурного портрета (портреты Орлова, Зубова, Потемкина, Павла 1, Ломоносова и др.), и М.И. Козловский — родоначальник русского классицизма в скульптуре, счи­тавший своей главной задачей раскрытие образа средствами, которыми поль­зовались ваятели Древнего Рима (памятник А.В. Суворову, скульптура «Сам­сон, раздирающий пасть льва»).

Крупнейший из иностранных ваятелей Э. Фальконе создал памятник Пет­ру I («Медный всадник»).

Театр

Во второй половине XVIII в. происходит становление русского театра. Были созданы: в 1756 г. русский театр для представления трагедий и комедий (руководителем труппы являлся Ф. Волков — блестящий актер, поэт, драма­тург, музыкант); в 1779 г. частный театр на Царицыном лугу под руково­дством известного актера Н.П. Дмитриевского; в 1780 г. Петровский театр, в репертуаре которого наряду с драматическими были оперные и балетные спектакли. Большое развитие получил и крепостной театр (например, наибо­лее известен театр И.А. Шереметева).

В последней трети столетия началось формирование национальной ком­позиторской школы. Появляется камерный лирический жанр (российская песня). Ведущим жанром в музыке становится опера (М.М. Соколовский «Мельник — колдун, обманщик и сват», В.И. Фомин «Орфей» и др.).

Предложения интернет-магазинов