Культура России первой четверти 18 века

Особенности развития русской культуры Нового времени

XVIII в. — век перемен не только в экономике, социальных отношениях, но и в общественной мысли и культуре России. Реформы Петра I, направлен­ные на модернизацию и европеизацию России, определили особенности ее историко-культурного процесса в начале XVIII в.: дальнейшее обмирщение культуры и утверждение нового взгляда на человеческую личность, преодс ление замкнутости культурного развития. Эти процессы развиваются очень быстро, но, несмотря на глобальную европеизацию, русская культура насле­довала лучшие национальные традиции.

Коренные изменения, произошедшие в стране: создание регулярной ар­мии и флота, бурный рост промышленности, оформление абсолютизма с его огромным чиновничье-бюрократическим аппаратом потребовали появления специалистов, которых могла подготовить только новая, светская школа. В России, как известно, отсутствовали специальные учебные заведения (все во­просы образования решались церковью). Поэтому Петр I уже в конце XVII в. отправлял дворянскую молодежь учиться за границу, где она обучалась нави­гационным наукам, механике, инженерному делу, артиллерии и т.д.

Образование и наука

Начало светскому образованию было положено в 1701 г. созданием Шко­лы математических и навигацких наук и Пушкарской (артиллерийской) шко­лы в Москве. За короткий срок появились профессиональные школы (инже­нерная, медицинская, горная). Развитие начальной общеобразовательной школы относится к 1714 г., когда более чем в 40 городах были открыты «ци­фирные» школы, просуществовавшие до 20-х гг. XVIII в. Затем они преобра­зованы в солдатские школы.

Практические потребности Российского государства порождали интерес к наукам, преимущественно естественным. Правительством и частными лицами были организованы ряд крупных экспедиций: экспедиция В. Атласова— ис­следование и описание Камчатки, 1697 1699 гг.; экспедиция Ф. Саймонова и К.Вердена — исследование Каспия, 1720-егг.; экспедиция В.И.Беринга, Л.А. Чирикова 1733-1743 гг. Это время ознаменовалось появлением крупных технических новшеств и изобретений: в горном деле и металлургии Г.В. де Реннин, В.Н. Татищев; в военном деле — Я.В. Брюс, А.К. Нартов.

В это время возник интерес к русской истории. Начинается сбор материа­лов по отечественной истории, были написаны первые сочинения, отразив­шие события современности: «История Свейской войны», «Ядро российской истории» А.И. Манкиева, «История о царе Петре Алексеевиче» князя Б.И. Куракина; в этот период приступил к работе над «Историей российской с древнейших времен» В.Н. Татищев.

Итогом петровских преобразований в области просвещения можно счи­тать открытие Академии наук в Петербурге (1725). Ее особенностью было объединение научно-исследовательских и педагогических функций (в соста­ве Академии учреждались академический университет и гимназия). Акаде­мия имела также свою библиотеку, музей, типографию, физическую и хими­ческую лаборатории.

Книжное дело и печать

В связи с потребностями новой учебной и научной литературы были соз­даны новые типографии в Москве и Петербурге. За четверть века ими было выпущено более 600 книг, ведомостей, манифестов и т.д. (среди них: «Пер­вое учение отрокам» Ф. Прокоповича, «Арифметика» Л. Магницкого).

В 1708 г. Петр I ввел новый гражданский шрифт, что привело к разделе­нию сферы светской и церковной книжности, к распространению грамотно­сти. Это событие также повлекло за собой возникновение периодической пе­чати. Еще с 1702 г. систематически выходила первая печатная газета «Ведо­мости», в которой публиковалась внутренняя и иностранная хроника.

Общественно-политическая мысль и публицистика

Центральной проблемой публицистики и общественно-политической мысли являлся вопрос идеологии абсолютизма. Наиболее полно основные принципы абсолютизма были разработаны соратником Петра I Феофаном Прокоповичем («Правда воли монаршей», «Духовный регламент»). В своих трудах он теоретически обобщил законодательную и практическую деятель­ность Петра I. Выразителями идеологии абсолютизма были также В.Н. Татищев, АД. Кантемир, A.M. Черкасский, А.Ю. Трубецкой.

Не менее важной проблемой, затрагиваемой в публицистике, является во­прос о просвещении. Мысль о необходимости просвещения все более прони­кала в общественное сознание. Именно в распространении просветительских идей виделась возможность превращения России в могущественную державу (Ф.С. Салтыков «Пропозиции», ((Изъявления, прибыточные государству»). Распространение светской культуры и просвещения становится темой ряда произведений Ф. Прокоповича.

В то же время появляется довольно значительное количество сочинений, направленных против Петра 1 и его преобразований. В первую очередь это произведения старообрядцев.

В годы восстания К. Булавина появились «прелестные письма», обли­чающие социальные проблемы. Одно из самых ярких произведений этого жанра — письма атамана Никиты Голого.

Литература

В литературе первой четверти XVIII в. сохраняются старые формы лите­ратурных произведений, но они наполняются совершенно новым содержани­ем. В центре «гисторит (один из самых популярных жанров этого времени) — молодые люди нового времени, с новой системой ценностей: они верят в могущество разума, науки и прежде всего в собственные силы («История о российском матросе Василии Кариотском», «История о храбром российском кавалере Александре»), Появление этих повестей означало освобождение от тесных рамок религиозного сознания.

Большое распространение в литературе первой четверти XVIII в. получи­ли любовные стихи.

Архитектура

Большие изменения произошли во всех видах искусства.

В архитектуре появляются новые формы, новый художественный язык. Важнейшим атрибутом архитектуры становится ордер. Основные принципы нового зодчества воплотились с наибольшей силой при строительстве новой столицы — Петербурга: переход к градостроительству и регулярной плани­ровке, к рационально спланированному ансамблю.

Для разработки плана застройки Петербурга Петр I пригласил в Россию выдающегося французского архитектора Жана Леблона. Но к тому времени, как «Генеральный план» Леблона был готов, строительство города уже нача­лось, поэтому план остался нереализованным. Над планировкой города рабо­тали также П.М. Еропкин и И.К. Коробов. В 1709 г. была учреждена Канце­лярия строений во главе с У.А. Сенявиным. Она руководила всеми строительными работами в городе. При Канцелярии была открыта школа для обучения архитекторов. Наряду с русскими, в Петербурге работали и многие иностранные архитекторы.

Важнейшие архитектурные памятники Петербурга того времени — Лет­ний дворец Петра I, Петропавловский собор (арх. Д. Трезини), здание Двена­дцати коллегий (Д. Трезини, М.Г. Земцов), Меншиков дворец на Васильев­ском острове (арх. Дж. М. Фонтана и Г. Шедель). Именно с именами этих архитекторов связано формирование барочного направления в русской архи­тектуре начала XVIII в. Барокко — направление в искусстве (архитектуре, скульптуре, живописи), которому свойственны контрастность, динамичность, стремление к пышности и величию.

Большое внимание уделялось также строительству пригородов Петербур­га, таких, как Петергоф (Петродворец), Ораниенбаум (Ломоносов), Царское Село (Пушкин).

В Москве также возводятся новые здания: здания Арсенала в Кремле (ар­хитекторы Д. Иванов, X. Конрад, М. Чоглоков), Лефортовский дворец (архи­тектор Д.В. Аксамитов) и др.

Живопись. Скульптура

В живописи утверждаются новые жанры и техника. Ведущее место зани­мают картины на светские сюжеты, написанные маслом; появляется прямая перспектива. Наибольших успехов достигло искусство портрета. Появляют­ся портреты камерные, особенностью которых становится стремление ху­дожника проникнуть во внутренний мир человека, и портреты парадные, подчеркивающие социально-политический ранг изображаемого человека. Становление этого жанра связано с именем И.Н, Никитина («Портрет царев­ны Натальи Алексеевны», «Портрет канцлера Г.И. Головкина», «Напольный гетман»).

Другой известный художник петровского времени — Андрей Матвеев. Он обучался в Голландии, а затем руководил группой живописцев при Кан­целярии строений.

В первой четверти XVIII в. появляется гравюра. Первые гравюры худож­ника А.Ф. Зубова изображали батальные сцены из истории Северной войны и Панорамы Петербурга.

Скульптура много веков в России была фактически под запретом, поэто­му традиций и мастеров в этой области искусства не было. Первые скульпту­ры, появившиеся в Летнем саду, были привезены из Италии.

Большое количество скульптур было изготовлено в России под руково­дством К. Растрелли для пригородов Петербурга, в первую очередь для Пе­тергофа.

Петровские указы не ограничивались сферой политики и экономики, мно­гие из них регламентировали общественную, частную жизнь: вводились но­вые правила хозяйствования, покрой одежды, внешний облик (знаменитый запрет на ношение бороды), предлагались новые формы общения (ассамблеи, маскарады, светские праздники с фейерверками) и правила хорошего тона. Также в петровское время устраивается первый публичный театр на Красной площади в Москве («Комедийная хоромина»), вводится новое летосчисление (с января 1700 г.), организуется регулярное почтовое сообщение, открывается первый музей (Кунсткамера) и т.д.

Особенностью политики в области культуры при Петре I было прежде всего то, что государь поощрял сферы, необходимые для государства, а именно: создание новой системы просвещения, развитие науки, формирова­ние светского искусства, внедрение бытовых новшеств. Все это позволило России в первой четверти XVI11 в. вырваться из Средневековья, обратиться к культуре передовых западноевропейских стран, не теряя при этом своей са­мобытности.

Но вместе с тем изменения в быту и культуре еще более подчеркнули вы­деление дворянства в привилегированное сословие, сделав все эти достиже­ния его прерогативой.

Предложения интернет-магазинов