Литература Руси домонгольского периода

С распространением письменности связано и развитие литературы. От домонгольского времени до нас дошли 150 книг, как переводных, так и при­надлежащих русским авторам.

В первую очередь, это религиозные и богословские произведения. Со зна­чительной частью религиозных текстов русский читатель знакомится благо­даря миссионерам Кириллу и Мефодию и их последователям. При этом рели­гиозные тексты переписывались как целиком, так и в виде, сборников отдельных проповедей. До нас дошло, например, переписанное в 1056— 1057 гг. для новгородского посадника Остромира Евангелие («Остромирово Евангелие»). Помимо религиозных текстов, на Русь проникла некоторая часть сочинений, посвященных толкованию различных церковных догматов. Замечено, что в XI в. на Руси почти не переводили современных византий­ских авторов, отдавая предпочтение богословам раннего христианства.

Появляются и собственные богословские сочинения — например, «Испо­ведание веры» митрополита Илариона (1051), «Стязание с латиной» митро­полита Георгия (1060-е гг.), «Слово о вере христианской и о латинской» игу­мена Киево-Печерского монастыря Феодосия (ок. 1068 г.) и др.

Появление такого рода сочинений именно в это время объясняется не только расхождением между Римом и Константинополем, по и стремлением Киевской митрополии добиться большей независимости от Константинопо­ля. Большой популярностью пользовались также «апокрифы» — не признан­ные ортодоксальной церковью произведения, трактующие отдельные биб­лейские и евангельские сюжеты (например, «Сказание, как сотворил Бог Адама», «Слово об Адаме и о Христовом воплощении», «Хождение Богоро­дицы по мукам» и т.д.). Влияние апокрифов сильно ощущается и в «Повести временных лет», и в других древнерусских произведениях.

Другим распространенЕ1ым жанром древнерусской литературы стали «жития». Одним из первых образцов этого жанра стали сочинения Нестора «Чтение о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия» (основателя Киево- Печерского монастыря).

В XII в. появляется новый жанр — «хождения» (например, «Хождение» игумена Даниила в Палестину, совершенное в 1106-1108 гг. и др.)

Из других жанров можно упомянуть «слова» (в этом жанре объединяются достаточно разнообразные по содержанию произведения, такие, например, как «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона (ок. 1049 г.), «Сло­во Даниила Заточника» князю Ярославу Владимировичу, «Слово о полку Игореве» и т.д.), «поучения» и «послания».

В первой половине XI в. сложилось летописание. Летописи представляли собой погодиое изложение событий, включая самые разнообразные сведения, рассуждения авторов, проповеди и богословские тексты. Предположительно первый подробный летописный свод был начат при Владимире ! в 996 г.. од­нако он не сохранился. Древнейшая из дошедших до нас летописей — «По­весть временных лет», составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором около 1113 г. Известны также Псковская, Новгородская, Ипатьев­ская (названа по месту обнаружения — в Ипатьевском монастыре под Кост­ромой) и Лаврентьевская (названная в честь монаха Лаврентия, который на­писал ее для суздальско-нижегородского князя) летописи.

Предложения интернет-магазинов