Мозаика. Фресковая живопись. Иконопись. Миниатюра на Руси

Что касается живописи, то в этот период она представлена достаточно широко — в мозаиках, фресках и иконах. Известны также имена русских иконописцев XI в. — Олимпий, Олисей, Георгий и др.

Мозаики — картины, составлявшиеся из кусочков естественного цветного камня или разноцветного стекла, вдавливавшихся в штукатурку. Наиболее известны мозаики Софийского и Михайловского (Дмитриевского) соборов. К сожалению, и те и другие сохранились не полиостью. В Софии Киевской уце­лели погрудное изображение Христа Вседержителя, одна фигура архангела и фигура апостола Павла. Из мозаик Михайловского собора — изображение Дмитрия Солунского (Государственная Третьяковская галерея).

Фрески — настенные живописные изображения, наносившиеся на сырую штукатурку, отличавшиеся, как правило, монументальностью формы. Сохра­нилась часть фресок Софии Киевской, в том числе и образцы светской живо­писи: сцены охоты, цирковых состязаний, изображения ряженых, скоморо­хов, музыкантов и т.д. Фрески раннего периода пытаются передать портретное сходство и преодолеть неподвижность изображения. Фресковые изображения XII в. отличает значительно большая условность и отвлечен­ность образов. Лучше всего сохранились фрески конца XII в. в Дмитриев­ском соборе во Владимире. Новгородская фресковая живопись сохранилась значительно хуже: в Софии Новгородской — фрагменты фигур пророков, расположенные в простенках между окнами центрального купола, а также несколько фрагментов росписей притворов, в том числе изображение визан­тийского императора Константина и его матери Елены. Из более поздних об­разцов фресковой живописи сохранились росписи собора Николы на Двори­ще и соборов Антониева и Юрьева монастырей.

Иконы 11-13 вв. частью вывозились из Византии (например, Владимир­ская Богоматерь (Государственная Третьяковская галерея), частью выполня­лись в Киеве и других городах под руководством византийских мастеров или в подражание их образцам.

Еще один вид живописного искусства — миниатюра. Наиболее известны миниатюры уже упоминавшегося «Остромирова Евангелия» и Мстиславова Евангелия (ок. 1117 г.), исполненного переписчиком Алексой для новгород­ского князя Мстислава.

Скульптура же существовала в основном в виде барельефных изображе­ний на стенах соборов и в виде резьбы по дереву. Монументальная скульпту­ра не получила развития. Отдельные скульптурные изображения святых встречаются очень редко.

Предложения интернет-магазинов