Норманнская теория

Существует множество теорий, объясняющих происхождение государст­ва, в том числе, например, теократическая (теория божественного происхо­ждения, согласно которой государство предписано человеку Богом), патри­архальная (государство возникает непосредственно из разросшейся семьи), договорная (переход от догосударственного состояния общества к государст­венному достигается сразу — путем соглашения, заключения договора, кото­рым люди соединяются в одно государство и подчиняются тут же устанавли­ваемой государственной власти).

! Домен — совокупность наследственных земельных владений великого князя.

Своеобразным вариантом последней стала так называемая норманнская теория. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.Ф. Мил­лером, Г.З, Байером, А.Л. Шлёцером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в.

На основании легендарного летописного рассказа о призвании варягов[1] в качестве князей авторы сформулировали концепцию, согласно которой госу­дарственность на Руси началась с момента прихода на княжение 8 Новгород Рюрика с братьями и завоевания ими славянских племен в бассейне Днепра. Они считали, что сами варяги, «из которых был Рюрик с братьями, не были колена и языка славенского… они были скандинавы, то есть шведы». Важ­нейшим аргументом норманнской теории является сочинение византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» (949 г,), где приводятся названия днепровских порогов на двух языках: рос- ком и славянском, и толкование названий на греческом. Константин также сообщает, что славяне являются «данниками» росов.

Среди первых противников норманнской теории был М.В. Ломоносов. Древнерусское государство, по его мнению, существовало задолго до при­звания варягов-росов в форме племенных союзов и отдельных княжеств, ко­торые «без монархии почитали себя вольными». Отмечая роль славян в раз­витии всемирной истории и падении Римской империи, М.В. Ломоносов еще раз подчеркивает свободолюбие славянских племен. Таким образом, княже­ская власть на Руси существовала не всегда, а явилась результатом историче­ского развития государства.

Что касается варягов, то М.В. Ломоносов считает необходимым отметить: «новогородцы варягам отказали в дани и стали сами собою правительство­вать».

Однако в тот период противоречия, раздиравшие древнерусское общест­во, привели к падению народоправства: новгородцы «впали в великие распри и междоусобные войны, восстал один род против другого для получения большинства».

И именно в этот момент часть новгородцев, которая одержала победу в этой борьбе, обратилась к варягам со следующими словами: «земля наша вели­ка и обильна, а наряда у нас нету; да пойдете к нам княжить и владеть нами».

Ломоносов также утверждал, что Рюрик был родом из полабских славян, которые имели династические связи с князьями ильменских словен (этим и было обусловлено его приглашение на княжение).

Помимо Ломоносова опровержение норманнской теории высказывают и другие российские историки, в том числе и С.М. Соловьев: «Норманны не были господствующим племенем, они только служили князьям туземных племен; многие служили только временно; те же, которые оставались в Руси навсегда, по своей численной незначительности быстро сливались с тузем­цами, тем более что в своем народном быте не находили препятствий к этому слиянию. Таким образом, при начале русского общества не может быть и ре­чи о господстве норманнов, о норманнском периоде».

Однако до 60-х гг. XIX в. школа норманнистов была господствующей — выдающимися представителями норманнизма были Н.М. Карамзин, МП. Погодин и др.

Советская историография вернулась к норманнской проблеме на государ­ственном уровне. Основным аргументом был признан тезис одного из осново­положников марксизма Фридриха Энгельса о том, что государство не может быть навязано извне. Идеологической установкой этого периода стало доказа­тельство тезиса о славянской этнической принадлежности племени «русь».

В настоящее время сторонники норманнской теории чаще всего для ее доказательства обращаются к данным археологии.

Предметы скандинавского происхождения найдены Eia всех торгово- ремссленных поседениях (Ладога, Тимерево, Гнездово, Шестовица и др.) и ранних городах (Новгород, Псков, Киев, Чернигов). Более 1200 скандинав­ских предметов вооружения, украшений, амулетов и предметов быта, а также орудий труда и инструментов VIII XI вв. происходит примерно из 70 архео­логических памятников Древней Руси. При археологических исследованиях слоев IX X вв. в Рюриковом городище обнаружено значительное количество находок военного снаряжения и одежды викингов, предметы скандинавского типа — железные гривны с молоточками Тора, бронзовые подвески с руни­ческими надписями, серебряная фигурка валькирии. В 2008 г. на Земляном городище Старой Ладоги археологами обнаружены предметы эпохи первых Рюриковичей с изображением сокола, возможно позднее ставшее символиче­ским трезубцем — гербом Рюриковичей.

[1] Варяги — впервые упоминаются в «11овести временных лет» среди 13 народов, продол­живших после потопа род Иафста.

Предложения интернет-магазинов