Отмена патриаршества

Еще одним шагом в сторону укрепления личной власти императора стала ликвидация патриаршества.

В 1700 г. умер патриарх Адриан. Петр I указом 16 декабря 1700 г. ввел временное управление духовными делами и назначил местоблюстителем патриаршего престола рязанского митрополита Стефана Яворского. Патри­арший разряд был упразднен, а его функции переданы восстановленному в 1701 г. Монастырскому приказу во главе с боярином Мусиным-Пушкиным И дьяком Зотовым.

В 171 1 г., с учреждением Сената, местоблюститель патриаршего престола потерял последние остатки независимости — дела церкви оказались факти­чески подчинены Сенату.

Наконец, 25 января 1721 г. был утвержден Духовный регламент, разрабо­танный псковским епископом Феофаном Прокоповичем (впоследствии — вице-президент Синода). Патриаршество было упразднено, а для управления церковью учреждена специальная Духовная коллегия, преобразованная 14 февраля в Святейший правительствующий Синод. В его ведении находились чисто церковные дела: толкование церковных догм, распоряжения о молит­вах и церковной службе, цензура духовных книг, борьба с ересями, заведова­ние учебными заведениями и смещение церковных должностных лиц. Синод имел также функцию духовного суда.

Во главе Синода стояли президент (Стефан Яворский) и два вице- президента (Феодосии и Феофан). В присутствие входило 4 советника и 4 асессора из представителей монашествующего и белого духовенства. Все они назначались царем, которому приносили присягу. В решении дел все члены Синода, не исключая и президента, голоса имели равные.

В 1722 г. Стефан Яворский умер. 11 мая 1722 г. для надзора за деятельно­стью Синода Петр назначил обер-прокурора И.В, Болдина, которому подчи­нялась синодальная канцелярия и церковные фискалы — «инквизиторы». Обер-прокурор был обязан наблюдать за всем ходом синодальных дел, заме­чать в делопроизводстве упущения, незаконные решения останавливать и до­носить о них государю. Все имущество и финансы церкви, закрепленные за ней земли и крестьяне находились в ведении Монастырского приказа, подчи­ненного Синоду, а в 1724 г. преобразованного в синодальную камер-контору.

Кроме того, государство ограничивало число монахов, запрещало созда­ние новых монастырей, усилило контроль за доходами церкви, систематиче­ски изымая значительную их часть.

Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть бюрократического аппарата.

В то же время в правах Синод фактически уравнялся с Сенатом. Для ре­шения общих дел по Сенату и Синоду назначались общие конференции. В отсутствие государя совместные решения Сената и Синода должны были иметь силу решений верховной власти.

Предложения интернет-магазинов