Первый Земский собор

Началом их считают событие, показавшееся странным и непонятным многим очевидцам: в феврале 1549 г. в Москве, на Красной площади возле Кремля царь обратился к собравшимся с речью, в которой просил у народа прощения, бояр называл причинами всех казней и бедствий и обещал, что отныне все будет иначе. Собор продолжался два дня. Было принято решение исправить Судебник. Затем царь объявил, что по всему государству, по всем городам, пригородам, волостям и погостам и даже в частных владениях бояр и других землевладельцев должны быть избраны самими жителями старосты и це­ловальники, сотские и дворские; для всех областей будут написаны уставные грамоты, при помощи которых области могли бы управляться сами собой без го­сударевых наместников и волостелей.

Этот собор, называемый иногда «Собором примирения», стал первым Земским собором’ и положил начало сословно-представительной монархии в России.

Сословно-представи гельная монархия — это закономерный этап развития феодального государства. Она устанавливалась, как правило, в период пре­одоления феодальной раздробленности и формирования централизованного государства. Власть монарха опиралась на орган сословного представитель­ства, имевший довольно широкие полномочия (в большинстве стран органы сословного представительства в этот период были высшими законодатель­ными органами власти) и включавший представителей господствующего класса. Вхождение сословий в Земский собор происходило постепенно — сначала формируется Боярская дума, которая станет непременным и посто­янным участником всех Земских соборов. Без ее одобрения ни одно решение Земского собора не приобретало силы. Вторым бессменным участником Зем­ского собора становится Освященный собор — собрание архиепископов и епископов. Во главе Освященного собора стоял митрополит, а с 1589 г. патриарх. Несмотря на довольно сложные отношения между государством и церковью в этот период, светская власть нуждалась в поддержке церкви во всех своих начинаниях.

Позднее в Земский собор начинает входить приказная и дворцовая адми­нистрация, выборные представители уездного и городового дворянства и ку­печества. Наиболее полным в сословном отношении было представительство Земского собора 1613 г. — в нем были представлены даже казаки. Таким об­разом, с одной стороны, Земский собор представлял некий компромисс меж­ду отдельными группами феодалов («старой» — боярской и «новой» — дво­рянской) и способствовал формированию единого класса-сословия. Хотя в России Земский собор, по мнению ряда исследователей, и не получил такой полноты власти, как в Западной Европе, его функции были достаточно широ­ки. На Земском соборе принимались решения об объявлении войны и заклю­чении мира, оформлялись основные законодательные акты, назначались но­вые налоги и подати и упразднялись существующие, а впоследствии — «избирался» царь и т.д.

Предложения интернет-магазинов