Поземельные отношения Древнерусского государства

Очевидно, первоначально номинальным собственником всей земли считал­ся великий князь. Остальные землевладельцы находились по отношению к не­му в сложных вассальных отношениях. Местные князья должны были платить конгрибуцию великому князю. Постепенно сбор дани с присоединенных зе­мель переходит в руки самого великого князя, а местные князья заменяются родственниками. Родственные отношения оформляются либо через династиче­ские браки, либо через передачу земель в управление родственникам самим ве­ликим князем, либо через передачу в наследственное владение. Более или ме­нее определенно оформляется церковное и монастырское землевладение. Вер­ховным собственником этих земель оставался великий князь, однако он, как правило, не распоряжался церковными и монастырскими землями. Кроме того, местные князья могли жаловать церквям и монастырям земли. Собственником церковных и монастырских земель считалась церковь или монастырь, а не кон­кретное лицо. Эти земли не передавались по наследству, но могли покупаться, продаваться или обмениваться. В XII в. образуется вотчина (наследственное земельное держание), как княжеская, так и боярская.

Одним из первых юридических актов, закреплявших княжеское вотчин­ное владение, было, по мнению ряда историков, постановление Любечского съезда князей 1097 г.

Источником роста вотчинных владений были земли «черносошных» кресть­ян, которые путем пожалований великого князя передавались в частные руки.

Оформление боярского вотчинного владения начинается с XI в. Некото­рые категории бояр наделяются земельными владениями с правом передачи по наследству. При этом, по мнению ряда исследователей, верховным собст­венником боярской вотчины был князь, который имел право ее отнять.

Поземельные отношения в Древнерусском государстве первоначально не были закреплены юридически.

Великий князь собирал с подвластного ему населения полюдье. Некото­рые исследователи, признавая государство в лице князя верховным собствен­ником всей земли в стране, видят в полюдье феодальную ренту. Другие счи­тают, что полюдье — не особый вид феодальной ренты, а военная контрибуция, наложенная на покоренные киевскими князьями племена. Есть также мнение, что полюдье — часть общегосударственного налога. Разные точки зрения на сущность полюдья вполне объяснимы — юридически еще не оформлены ни собственность феодалов на землю, ни взаимоотношения фео­далов с зависимым населением. Первым шагом к регламентации этих отно­шений стали реформы княгини Ольги. После гибели Игоря она установила точный размер дани («уроки») и места ее сбора («погосты»), С этого момента сбор дани приобретает регулярный и упорядоченный характер.

Следующие законодательные акты, регулировавшие общественные и по­земельные отношения, — это краткая редакция «Русской Правды», состав­ленная, вероятно, в 1016 г., «Правда Ярославичей» (1072 г.) и «Устав Влади­мира Всеволодовича» (ок. 1113 г).

■ Краткая редакция «Русской Правды» содержала 43 статьи. В ней оговари­вался порядок кровной мести, содержались статьи, охраняющие жизнь и имущество феодалов, регулировались отношения между княжескими дру­жинниками и остальным населением и т.д.

«Правда Ярославичей» была иринята после ряда восстаний 1068-1072 гг. Она содержала !21 статью, значительная часть которых охраняла имущество феодалов и их поземельные права. Регламентировались также порядок за­ключения договоров и передача имущества по наследству.

Устав Владимира Мономаха, принятый после городского восстания 1113 г., ограничивал ростовщические проценты и разрешал феодалам отпус­кать закупов на заработки для отдачи долга.

В основу первых законодательных актов Древней Руси легли нормы обычного права, что наложило отпечаток на тексты, особенно Правды Яро­слава Мудрого. Списков «Русской Правды» известно довольно много — свыше 100, при этом они содержат существенные разночтения, что указывает не столько на ошибки переписчиков, сколько на тенденции к складыванию местного законодательства.

Исходя из содержания статей «Русской Правды», нельзя безусловно гово­рить о законодательном закреплении прав феодалов на землю, однако есть статьи, предусматривающие, например, наказание за порчу межи или регла­ментирующие передачу имущества (не исключая землю) по наследству.

Основное же внимание в законодательстве уделялось регламентации от­ношений между различными социальными группами.

Помимо боярской думы время от времени собирались съезды князей.

Предложения интернет-магазинов