Русская культура в 17 веке

Особенности культуры XVII в,

XVII веке завершает период Средневековья, примерно со второй полови­ны века начинается развитие новой культуры, отмеченной все большим об­мирщением, утверждением светского начала, определенным сближением с Западной Европой.

Большое влияние на развитие культуры XVII в. оказали события общест­венно-политической жизни (Смутное время, народные восстания, раскол, оформление системы крепостного права, новые явления в экономике).

Просвещение

Важным показателем и одновременно условием развития культуры явля­ется просвещение. Грамотность распространялась преимущественно в горо­дах и среди мужского населения (24% посадского населения). Это было свя­зано с оживлением торгово-промышленной жизни, усложнением системы государственного аппарата (в Москве 1600 дьяков служили в приказах). В XVII в, существовало несколько печатных и рукописных учебных пособий: «Букварь» В. Бурцева 1634 г. (тираж до 2400 экз.), «Грамматика» М. Смот- рицкого 1648 г., «Считание удобное» (Таблица умножения) 1682 г. Но в ос­новном обучение грамоте происходило по Псалтыри и другим религиозным текстам.

Потребность в образованных людях приводила к созданию школ. Исполь­зовался опыт организации школ на Украине и в Белоруссии, привлекались учи­теля. В 1649 г. открылась школа Ф. Ртищева, который пригласил в Москву из Киева 30 ученых монахов для организации школы в Андреевском монастыре. Здесь преподавались греческий, латинский языки, философия, риторика. В 1640-е гг. была также открыта школа Епифания Славинецкого в Чудовом мо­настыре, в 1665 г, — школа Симеона Полоцкого в Заиконос пасс ком монастыре (Симеон Полоцкий — выходец из Белоруссии, обученный русской грамматике, латыни). В 1681 г. по инициативе патриарха открыта Типографская школа, ко­торую возглавили русский монах Тимофей и грек Мануил.

В 1682 г. в кельях Богоявленского монастыря начали преподавать братья Лихуды. В 1686 г. было построено специальное здание в Заиконоспасском монастыре, в котором открылось первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. Целью Академии была подготовка грамотного духовенства и приказной администрации, В ней преподавались и духовные и светские науки: грамматика, риторика, пиитика (поэтика), фило­софия и богословие, славянский, греческий, польский и латинский языки. Однако, после ссылки Лихудов в 1701 г. в Ипатьевский монастырь. Академия Постепенно пришла в упадок.

Наука

В науке шло дальнейшее накопление научных знаний, которые в это вре­мя носили прикладной, практический характер, без теоретического осмысле­ния, системы.

Большое распространение получили переводные компилятивные тракта­ты на различные темы, однако переводчики нередко пренебрегали теоретиче­ской частью, обращая внимание лишь на практические рекомендации и, кро­ме того, механически сводили сведения, почерпнутые из различных Источников, дополняя их вполне оригинальным авторским текстом. Из сочи­нений такого рода можно назвать «Книгу сошного письма», содержащую сведения по геометрии, применению геометрических знаний при измерении земельных площадей и т.д., «Устав ратных, пушечных и других дел, касаю­щихся до воинской науки» Онисима Михайлова (1621). Широкое распро­странение получили различные «Травники», «Лечебники», «Фармакопея» Ивана Бенедиктова (фармакология), «О строении тела человеческого» — пе­ревод Епифания Славинецкого.

XVII в, — век Великих географических открытий. В 1675-1678 гг. совер­шил научную экспедицию в Китай О.Н. Спафарий, По материалам экспеди­ции было составлено «Описание первыя части Вселенныя, именуемой Азии», «Сказание о великой реке Амуре». В 1692-1695 гг. голландец Исбрант Идее совершил путешествие в Китай по поручению царей Иоанна и Петра Алек­сеевичей и составил описание части России в районе границы с Китаем.

Продолжалось исследование Сибири: в 1632 г. казаки добрались до Лены и основали там город Якутск. Елисей Буза спустился по Лене до устья, от­крыл Яну и Индигирку, а Копылов добрался до Охотского моря (1639) и об­следовал его побережье между р. Удою и Тацем. В 1643 г. Колесников дошел до Байкала. В том же году Поярков открыл Амур, поднялся по Алдану (при­ток Лены) и спустился по Зее в Амур. В следующем году он спустился по Амуру и вернулся в Лену через Охотское море. Бассейн Амура был исследо­ван в 1650-1651 гг. Хабаровым. В 1654 г. были открыты реки Аргун, Селенга и Ингода. В 1644 г. Стадухин дошел до р. Колымы. В 1647-1648 гг. Дежнев совершил плавание вокруг восточной оконечности Азии, открыл р. Анадырь.

Проводились исследования и в Центральной Азии. В 1690 г. морской офицер Дубровин составил карту Туркестана.

В ходе географических открытий делаются попытки составления карт. Первая карта Московского государства была составлена еще на рубеже XVI- XVII вв. (по одним сведениям — при Иване Грозном, по другим — при Бо­рисе Годунове). В 1640 г. составлена «Роспись сибирским городам и остро­гам», а в 1672 г. — «Чертеж Сибирской земли».

Определенный интерес появляется в XVII в. к изучению истории. Суще­ствуют многочисленные списки различных исторических сочинений: сказа­ния о ранней славянской истории, повести о начале Москвы, повесть об Азойском осадном сидении и др. Первое печатное историческое произведе­ние, содержащее краткий обзор русской истории с древних времен до 70-х гг. XVII в., — «Синопсис» Иннокентия Гизеля — появилось в 1678 г.

Литература и общественная мысль

Происходят большие изменения в литературе: появляются новые жанры, видоизменяются старые. Постепенно летописная форма изживала себя, усту­пая место другим видам исторических сочинений. Последние летописи — «Новый летописец», Сибирские летописи (или Есиповские по имени дьяка архиепископа Сибирского). В них нет погодной сетки изложения, централь­ная фигура Сибирских летописей — Ермак Тимофеевич.

Сквозными темами значительного количества литературных произведе­ний стали осмысление событий Смуты («Временник» дьяка Ивана Тимофее­ва, «Сказание» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраама Палицына. со­чинения Каты рева-Ростовцева, Ивана Хворостина, так называемые «Псковские летописи»); обоснование принципов абсолютизма (Юрий Кри- жанич «Думы политичны», «Политка» Симеона Полоцкого); проблемы, свя- зонные с экономической жизнью страны (Ю. Крижанич, Б. Морозов, В. Голицын, А. Ордин-Нащокин и др.). К этому времени относится выдвиже­ние идеи самодержавия для блага подданных (Ю. Крижанич). Те же мысли, что и Ю. Крижанич, высказывал Симеон Полоцкий. Кроме того, он отрицал принцип знатности и родовитости, ценность человека видел не в его проис­хождении, а в моральных качествах, знаниях и т.д. Рисовал идеальный образ монарха (причем «просвещенного») в своих поучениях, адресованных царю. Заложил основы учения о «просвещенном абсолютизме». Рядом авторов (Ю. Крижанич, Б. Морозов, В. Голицын) делается вывод о важности развития торговли и промышленности для усиления государства, предлагаются проек­ты преобразований экономики. Один из сторонников экономических преоб­разований — А. Ордин-Нащокин — автор Новоторгового устава 1667 г., Псковской городской реформы 1665 г. Он стремился провести ряд .преобра­зований, направленных на поддержку купечества, способствующих развитию торговли, ограничению власти бояр, воевод, передаче части административ­ных и судебных функций органу самоуправления, выступал за создание кре­дитных учреждений.

Происходит сближение фольклора и письменности: появляются первые записи произведений устного народного творчества; литературный язык ста­новится ближе к живому народному языку, очищается от церковной лексики. Для литературы XVII в. характерен переход от исторических литературных героев к вымышленным, создание обобщенных литературных образов. Появ­ляются новые жанры:

  • демократическая сатира («О куре и лисице», «Служба кабаку», «Каля- зинская челобитная» и др.);
  • жития постепенно превращаются в биографическую повесть («Повесть о Улиании Осорьиной», автор которой — сын Ульяны, муромский дворянин Дружина Осорьин);
  • автобиографическая повесть («Житие» протопопа Аввакума, освещаю­щее события церковного раскола середины XVII в.);
  • бытовая повесть («Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе- Злочастии»), В бытовой повести центральной становится тема столкновения двух мировоззрений; старшего поколения, стоящего за традиционную семей­ную, общественную мораль, и молодого поколения, стремящегося к незави­симости, склонного к инициативе и личной активности. Но авторы XVII в. показывают обреченность героев, невозможность счастливой жизни вне тра­диционного уклада. Некоторым исключением является «Повесть о Фроле Скобееве», в которой отсутствует религиозная дидактика.

Широкое распространение получила переводная художественная литера­тура: «Повесть о Бове-королевиче», «Повесть о Василии Златовласом», «Ис­тория о храбром рыцаре Петре Златых Ключей…».

В XVII в. появляется силлабическое стихосложение (упорядочено число слогов в строке, пауза в середине строки, ударение на предпоследнем слоге последнего слова). Первым поэтом и теоретиком силлабического стиха был Симеон Полоцкий (два сборника: «Рифмологион», «Вертоград многоцвет­ный»). Продолжатели, ученики Полоцкого — Карион Истомин, Сильвестр Медведев.

Архитектура

В развитии архитектуры XVII в. можно выделить три этапа.

  1. Первая треть XVII в. Общий характер архитектуры этого периода ма­ло отличается от архитектуры XVI в. Продолжается строительство шатровых храмов. В 20-х гг. проведены работы по восстановлению стен и башен Мос­ковского Кремля. Из новых архитектурных тенденций можно отметить появ­ление небольших по объему бесстолпных каменных храмов. Но внешняя от­делка этих храмов напоминает традиционные крестово-купольные постройки. Постройки этого периода: церковь Покрова в Рубцове (1619— 1625) близка по стилю к церквям годуновского времени; Дивная церковь в Угличе (1628), церковь в Медведкове (1634-1635), первое светское здание на территории Кремля Теремной дворец (1635-1636), достраивается Спасская башня Кремля, Из архитекторов, работавших над реставрацией и достройкой Кремля, можно отметить Бажена Огурцова, Антипа Константинова, Трефила Шарутина и Лариона Ушакова.
  2. 40-80-е гг. XVII в. Начинается формирование московского стиля, или узорочья. Это типичный стиль XVII в., для которого характерны живописная асимметричная группировка масс, усложнение архитектурной формы, кото­рая уже не отражает конструкцию, обилие декора, полихромность, отказ от вертикализма, характерного для шатрового зодчества (сохраняется только в колокольнях; колокольня с шатром становится композиционной осью по­стройки). В последних постройках шатрового стиля появляются два или даже три шатра, одинаковых по высоте. Типичным для московского стиля стано­вятся боченкообразные колонки, арки с висячей гирькой, наборные кирпич­ные наличники окон, использование поливных изразцов для декора, в том числе и фасада, и т.д. Постройки этого периода: церкви Рождества Богороди­цы в Путинках (1649-1652), Троицы в Никитниках (1631-1634), Воскресен­ский собор Новоиерусалимского монастыря (1656-1685).юХарактерной особенностью этого этапа является строительство посадских храмов на средства купцов и жителей посада. Разбогатевшие купцы увекове­чили свои имена постройкой храмов: Ильи Пророка (купец Скрипин), Иоанна Златоуста в Коровниках, Иоанна Предтечи в Толчкове.
  3. Конец XVII в. Происходит отход от старых приемов, утверждение зодчества нового времени, победа светского начала. Постройки этого перио­да: Резиденция ростовского митрополита на озере Неро (Ростовский кремль), Надвратный терем Крутицкого митрополичьего подворья (архитекторы Старцев, Ковлев).

Появляется новый стиль в архитектуре — московское, или «нарышкин­ское» барокко (большинство храмов этого стиля построено в Москве по зака­зу бояр Нарышкиных). Основные черты стиля — центричность, ярусность, симметрия, равновесие масс — были известны ранее, однако в московском барокко они сложились в определенную систему, вполне самобытную. Ти­пичные образцы — церкви в подмосковных усадьбах знати: церковь Покрова в Филях (1693-1695), церковь Знамения в Дубровицах (1690-1704), церкви в Троице-Лыкове (1690-1694), церковь Троицы в Уборах (1693-1697, архитек­тор Яков Бухвостов).

Примеры фажданской архитектуры: палаты Голицына в Охотном ряду, дом боярина Троекурова.

Появляются также общественные здания: Печатный двор (1679), Монет­ный двор (1696), здания приказов (аптека на Красной площади), Сретенские ворота Земляного города (буд. Сухарева башня, архитектор М. Чоглоков, 1692-1701).

Изобразительное искусство

В живописи рубежа XV 1-ХVII вв. сложились два художественных на­правления: Годуновская школа и Строгановская школа. Большинство произ­ведений первого направления исполнялось по заказу Бориса Годунова. Для них характерны следование монументальным образам Рублева и Дионисия, архаичность и эклектичность. Строгановская школа также получила свое на­звание по имени заказчиков. Художники этого направления — Прокопий Чи- рин, Никита, Назарий, Федор и Истома Савины. Строгановская икона — не­большой по размерам молельный образ, драгоценная миниатюра, рассчитанная на ценителя искусства; характерная особенность — очень мел­кое письмо, изощренность рисунка, богатство орнаментации, обилие золота и серебра.

Середина XVII в. — время борьбы двух различных эстетических воззре­ний. Выразителем одного из них стал Симон Ушаков. Свои взгляды на ико- нописание он выразил в сочинении «Слово к люботшательному иконного пи­сания». Для него характерен фактический разрыв с древнерусской иконописной традицией, основное внимание направлено на художественную, эстетическую сторону работы. Наиболее известные иконы С. Ушакова — Спас Нерукотворный, Троица. Выразителем противоположных взглядов, за­щитником старой традиции стал протопоп Аввакум.

Происходят значительные изменения и во фресковой живописи. Изобра­жения мельчают, с большим трудом читаются на расстоянии, жанровые сценки переплетаются с затейливым орнаментом. Отличительная черта — декоративность, праздничность, постоянный интерес к человеку в его повсе­дневной жизни, акцент в сюжетах Священного Писания на красоту природы, труд человека. Примеры фресковой живописи этого периода — ярославские фрески Гурия Никитина, Силы Савина, Дмитрия Григорьева-Плеханова; фре­ски церкви Троицы в Никитниках в Москве.

Светские росписи известны только по свидетельствам современников: Коломенский дворец, Грановитая палата (С. Ушаков, дьяк Клементьев).

В конце века появляются парсуны (сохранились, например, парсуны, изо­бражающие М.В. С ко пина-Шуйского, Федора Иоанновича, Ивана IV). Это попытка портретного изображения приемами иконописи.

Церковный раскол

Различные подходы к иконописи и церковной архитектуре явились отра­жением сложных процессов, происходивших внутри церкви. С одной сторо­ны, государство стремилось уменьшить еще сохраняющуюся самостоятель­ность церкви и ограничить церковное землевладение. С другой стороны, внутри самой церкви возник определенный конфликт.

Существовали большие разногласия в церковных книгах, составе святых и порядке богослужения[1].

Не хватало грамотных церковнослужителей, к тому же их не слишком высоконравственное поведение стало постоянным предметом сатиры XVII в. Недовольство церковью со стороны прихожан росло, появлялись «беспопов­ские» ереси; челобитные, подаваемые на имя царя, свидетельствуют о много­численных столкновениях (драки, избиения и т.д.) между священнослужите­лями и паствой. Сельское духовенство, испытывающее притеснения от церковных иерархов, нередко оказывалось тут солидарно с крестьянством не только в настроениях, но и в тактике. Иного рода оппозиция нарастала среди городского духовенства — оно пыталось бороться с архиерейским гнетом не «боем», а обличениями. В среде городского духовенства образовались в се­редине XVII в. кружки «ревнителей благочестия», которые боролись за очи­щение церкви «от скверны». Влиятельнее всех был московский кружок, ор­ганизованный царским духовником протопопом Стефаном Вонифатьевым. К нему примкнули будущий патриарх Никон (в тот момент архимандрит Ново­спасского монастыря), И. Неронов, Ф. Ртищев, Аввакум Петров, Даниил, Ла­зарь и др. Сблизившись с молодым царем Алексеем Михайловичем, они убе­дили его в необходимости церковных преобразований — было издано несколько указов, исправляющих порядок церковной службы (например, многогласие заменялось на единогласие), но провести эти реформы в мас­штабах всей страны не удалось.

В 1652 г. Никон становится патриархом и предпринимает реальные шаги к реформированию церкви. К этому моменту его взгляды претерпели некото­рое изменение. «Ревнители благочестия» желали по возможности вернуться к старой русской традиции. Усиление же церковно-политических связей с юж­нославянскими странами, укрепление престижа Русской православной церк­ви требовали унификации обрядов по единым греческим образцам. Для пере­вода церковных книг и унификации обрядов приглашаются знатоки богословской литературы Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский, Дамаскин Птицкий и другие. В 1653 г. земные поклоны заменены поясными, вместо двух пальцев велено креститься тремя; слово «алилуйя» произносится не дважды, а трижды; двигаться вокруг аналоя стали не «по солнцу», а «про­тив солнца»; внесены изменения в церковную и монашескую одежду; иконы и книги исправляются в соответствии с феческими образцами (при Оружей­ной палате готовят специальных мастеров-иконописцев. Печатный двор на­чинает перепечатывать церковные книги) и т.д.. «Ревнители благочестия» попытались протестовать против реформы, но в 1656 г. были осуждены Цер­ковным собором, многие арестованы и сосланы.

В 1658 г. Никон, поссорившись с царем, удалился в Новоиерусалимский монастырь и пригрозил оставить патриаршество. Алексей Михайлович, не без оснований видевший в Никоне не просто строптивого и надменного че­ловека, но противника усиления абсолютной власти царя, воспользовался случаем. Но лишь в 1666-1667 гг. Церковный собор с участием восточных патриархов низвел Никона с патриаршества (он был отправлен в Ферапонтов монастырь; потом переведен в Кирилло-Белозерскую обитель, где умер в 1681 г.), В то же время Большой московский собор 1666^1667 гг. одобрил реформы патриарха Никона, а всех не принявших реформы предал анафеме и объявил еретиками (они переданы в руки «градских властей» и осуждены по Уложению 1649 г. В 1681 г. Аввакум и другие «ревнители благочестия» были сожжены). В то же время Собор подтвердил независимость духовной власти от светской. Был упразднен Монастырский приказ и отменена практика суда светского учреждения над духовенством.

Эти постановления на некоторое время восстановили позиции духовенст­ва и замедлили процесс обмирщения материальной и духовной жизни обще­ства.

[1] Двуперстное крестное знамение, образ написания имени Иисус, служение литургии на семи, а не на пяти просфорах, хождение посолонь, особое чтение некоторых мест символа веры, двоение возгласа аллилуйя. Некоторые из этих обрядов и особенностей были призна­ны русской церковной иерархией на Церковном соборе 1551 г. и, таким образом, получили законодательное утверждение со стороны высшей церковной власти. Оставались также большие разногласия в канонизации собственно русских святых.

Предложения интернет-магазинов