Социально-экономическое и политическое развитие России в первой половине 19 века

Территория, население, административное устройство

К середине XIX в. территория Российской империи достигла 18 млн км, численность населения — 74 млн человек (по 10-й ревизии в 1858 г.).

В сословном отношении население делилось на дворянство, духовенство, крестьянство и городских жителей.

В первой половине XIX в. положение дворянства еще более укрепляется. В 1801 г. при вступлении на престол Александр I восстановил в полном объ­еме Жалованную грамоту дворянству, отмененную Павлом I.

По инициативе М.М. Сперанского 3 апреля и 6 августа 1809 г. были при­няты два указа — о «придворных чинах» и об «экзаменах на чин». Теперь дворяне, находившиеся в званиях камер-юнкера и камергера, обязаны были избрать себе определенный род службы, в противном случае их звания объ­являлись почетными отличиями, не дающими никакого чина.

Чин коллежского асессора, дававший право на личное дворянство, и стат­ского советника (давал право на потомственное дворянство) присваивались только при предъявлении диплома об университетском образовании или сда­че экзаменов в объеме университетского курса.

Дальнейшее закрепление сословных прав и привилегий дворянства про­исходит в 20-е гг. XIX в., в ходе работы по кодификации законодательства.

Что касается численности дворянства, то к началу XIX в. оно превысило 360 тыс. человек и составляло около 2% населения Российской империи. В начале XIX в, статус российского дворянства получает грузинская и армян­ская знать.

В то же время сокращается приток в дворянское сословие разночинцев, С 1856 г. повышены классы чинов, дававших право на личное (12-й для воен­ных и 9-й для гражданских чинов) и потомственное (6-й для военных и 4-й для гражданских чинов) дворянство.

По данным ревизии 1833 г., насчитывалось 127,1 тыс. дворянских семей; из них владели крепостными — 109,3 тыс.; из них 70% — мелкопоместные семьи (имевшие до 21 души мужского пола), 3% — крупнопоместные дво­рянские семьи (в среднем — 1350 душ во владениях). К ревизии 1857 г. по­мещичье владение сократилось на 7,5%, в основном за счет разорения мелко­поместных семей.

Важным показателем упадка помещичьего хозяйства является рост за­долженности помещиков государству.

Духовенство по-прежнему делилось на черное (монашествующее) и белое (приходское). В 1801 г. духовенство было освобождено от телесных наказа­ний. В 1807 г. дома духовенства были освобождены от поземельного сбора, а в 1821 г. — от постоя.

В 1803-1 805 гг. лицам духовного звания, не имевшим штатного места при церкви, было разрешено избирать себе другие занятия. С 1842 г. приходское духовенство постепенно переводится на государственное содержание.

Что касается численного состава, то к середине XIX в. к сословию духо­венства относилось чуть больше 1% населения (из них священно- и церков­нослужителей — около 120 тыс. человек).

Большие изменения в первой половине XIX в. произошли в сословном положении крестьянства.

Указом от 12 декабря 1801 г. всем крестьянам, кроме помещичьих, было разрешено покупать земли, С 1816 г. часть государственных крестьян пере­водится на положение военных поселенцев. «Поселяне-хозяева» освобожда­лись от всех податей и повинностей и должны были снабжать продовольст­вием действующую армию. Однако система военных поселений себя не оп­равдала, и с 1857 г. начнется их ликвидация.

В 30-е гг. XIX в. была проведена реформа управления государственными крестьянами. Для управления ими 26 декабря 1837 г, учреждается Министер­ство государственных имуществ.

Значительные изменения произошли и в положении помещичьих кресть­ян. Указ от 20 февраля 1803 г. («о вольных хлебопашцах») устанавливал по­рядок освобождения крестьян с землей на основании добровольного согла­шения с помещиками.

2 апреля 1842 г. подписан указ об «обязанных крестьянах»: крестьянин по воле помещика мог получить личную свободу и надел (но не в собствен­ность, а в пользование), за который был обязан выполнять по соглашению с помещиком повинности (барщину и оброк). Помещик не мог впоследствии увеличить размеры этих повинностей, а также не мог отнять, уменьшить или обменять надел крестьянина. Никакой определенной нормы наделов и по­винностей указ не устанавливал.

В 1845 г. помещики получили право отпускать дворовых на волю без земли по обоюдному договору.

Указом от 3 марта 1848 г. помещичьим крестьянам было предоставлено право покупать землю.

Численность крестьянского населения России в середине XIX в. превыси­ла 63 млн человек.

Крестьян в целом можно разделить на частновладельческих и государст­венных. К середине XIX в. помещичьих крестьян — 23,1 млн человек, в том числе: 1467 тыс. душ мужеского пола — дворовых, 543 тыс. — приписных крестьян; удельных крестьян (на 1858 г.) — 838 тыс.; государственных кре­стьян в 1796 г. — 6034 тыс., в 1857 г. — 9345 тыс.; сохраняется и такая кате­гория крестьян, как посессионные, т.е. арендуемые помещиками.

Начинается социальное расслоение крестьянства — в крестьянской среде появляются ростовщики, скупщики, торговцы, предприниматели. Показате­лем проникновения капиталистических отношений в сельское хозяйство яв­ляются покупка и аренда земли крестьянами. Хотя, конечно, расширение по­купки и аренды земли не могло еще заметно подорвать монополию помещичьего хозяйства, тем не менее, с 1801 по 1858 г. 269 тыс. государст­венных крестьян приобрели в собственность свыше 1,1 млн десятин земли. Помещичьими крестьянами восьми центральных промышленных губерний было куплено на имя помещика до 240 тыс,, а удельными — 140 тыс. деся­тин.

Относительно небольшие изменения произошли в первой половине XIX в. в положении городского населения. Указ от 12 декабря 1801 г. предоставлял право купцам и мещанам покупать землю. С 1832 г. в сословии «городских обывателей» появляется привилегированная категория почетных граждан. Потомственное почетное гражданство закреплялось за детьми личных дворян и духовных лиц, окончивших академию или семинарию, а также за лицами свободных профессий, имевших ученую степень. Личное почетное граждан­ство давалось детям рядового духовенства, а также лицам, окончившим уни­верситеты или другие высшие учебные заведения, и чиновникам 14-10 классов. Почетные граждане освобождались от подушной подати, рек­рутской повинности и телесных наказаний.

Внутри сословия «городских обывателей» выделяется купечество. Пра­вовой статус гильдейского купечества определялся Манифестом о дарован­ных купечеству новых выгодах, отличиях и преимуществах 1807 г. Вхожде­ние в гильдию было возможно при наличии капитала не менее 500 руб. Крепостные крестьяне и государственные чиновники не могли вступить в гильдию, духовенство же могло вступить только в случае снятия сана. Куп­цы, не вступившие в гильдию или исключенные из нее, переходили в мещан­ское сословие.

Принадлежность к 1-й гильдии давала право купцам торговать внутри или вне империй оптом и в розницу, заводить фабрики, заводы, морские су­да. С 1824 г. купцы 1-й гильдии получили также право вести банковское и страховое дело. Кроме того, они имели право проезда по империи, ношения шпаги и мундира, а также записи в «Бархатную книгу» знатных купеческих родов. С 1800 г. за успехи в торговле им могли быть присвоены звания ком­мерции советника, а с 1807 г. — мануфактур-советника (соответствовало 8-му классу).

Купцы 2-й гильдии могли вести торг внутри страны, заводить фабрики, заводы, речные суда. С 1824 г. им была разрешена внешняя торговля с обо­ротом до 300 тыс. руб.

Купцы 3-й гильдии могли производить мелочный торг в городе и уезде, иметь мастерские, мелкие речные суда, содержать трактиры, бани и постоя­лые дворы.

Гильдейское купечество с 1775 г. было обязано платить в казну гильдей­скую подать. Указ от 12 декабря 1801 г. предоставлял купечеству право при­обретать незаселенные земли.

Складывание хозяйственных районов

В административном отношении страна делилась на 47 губерний и 5 об­ластей в начале века, 69 губерний и областей — в середине XIX в.

Начинается складывание районов хозяйственной специализации.

В Центрально-промышленном районе (Московская, Владимирская, Твер­ская, Ярославская, Костромская, Нижегородская и Калужская губернии) ши­рокое распространение получила мелкая крестьянская промышленность. На­чинается складывание промысловых округов, в которых большую роль играли неземледельческие занятия населения (нередко крупные промысло­вые селения принадлежали частным владельцам). Шире, чем в других рай­онах, получил распространение отход крестьян на заработки, очень высока степень социального расслоения крестьянства. В этом районе появилось так­же товарное животноводство (в Ярославской и Тверской губерниях), Значи­тельное место в структуре посевных занимали технические культуры. Вла­димирская, Костромская и Ярославская губернии стали центрами льноводства, а в Калужской и Нижегородской губерниях сложилось торговое коноплеводство. В Московской, Ярославской, Тверской и Нижегородской губерниях развивалось также товарное птицеводство, хмелеводство и табако­водство.

В Центрально-Черноземном земледельческом районе (Рязанская, Туль­ская, Воронежская, Тамбовская, Орловская, Курская губернии) промышлен­ность была развита слабо, господствовало барщинное помещичье хозяйство, ориентированное на производство товарного хлеба.

В Северном районе (Вологодская, Архангельская, Олонецкая губернии) сложилось мясомолочное хозяйство. Некоторую роль в хозяйстве региона играли лесные промыслы. Сохранялось подсечное земледелие.

В Северо-Западном районе (Петербургская, Новгородская, Псковская гу­бернии) — мясомолочное хозяйство, льноводство.

Образование хозяйственных регионов являлось важным показателем рос­та производительных сил и общественного разделения труда. Хозяйственная специализация регионов способствовала развитию товарно-денежных отно­шений в стране,

Сельское хозяйство. Разложение крепостнической системы

Сельское хозяйство по-прежнему развивается экстенсивным путем, за счет увеличения посевных площадей и поголовья скота. Площадь посевов с 1802 по 1860 г. увеличилась с 38 до 58 млн десятин; преобладают «серые» хлеба — рожь, овес, ячмень; в Центральном Черноземье, Среднем Поволжье и южной степной полосе — пшеница; в центрально-промышленном районе увеличивается посев технических культур (лен, конопля); в Украине — свек­лы. С 40-х гг. расширяются посевы картофеля, который из огородной культу­ры становится полевой.

Урожайность в среднем составляет сам-три.

Животноводство в основном сохраняет натуральный характер (товарное животноводство сложилось в Ярославской, Тверской и Вологодской губер­ниях, а также в Прибалтике и в степной полосе).

В то же время в первой половине XIX в. все заметнее выступают черты кризиса крепостнической системы. Разложение крепостнической системы проявилось в: 1) развитии товарно-денежных отношений, разрушавших на­туральное хозяйство; 2) расширении барской запашки и переводе крестьян на промыслы; 3) ослаблении внеэкономического принуждения, особенно в не­черноземной зоне, где крестьяне переводятся с барщины на оброк и уходят в город на заработки; в черноземной зоне — в попытке сдержать падение про­изводительности барщинного труда введением частичной оплаты барщинных работ или переводом крестьян на месячину.

Промышленность. Начало промышленного переворота

Что касается развития промышленности, то 2/3 объема промышленного производства приходилось на мелкую промышленность, тесно связанную с крестьянскими промыслами. Здесь организатором производства становится крстьянин-скупшик, который фактически превращает мелких товаропроиз­водителей в рабочих-надомников, постепенно отрезая их сначала от рынка сбыта, а затем — от рынка сырья. Складывается особый тип предприятия — крестьянская, или рассеянная, мануфактура.

Крупная промышленность росла за счет распространения капиталистиче­ских мануфактур и начинающегося перерастания мануфактур в фабрики. Важным источником складывания рынка рабочей силы для промышленности явился рост промыслового отхода. Промышленность, базировавшаяся на крепостном труде (вотчинная, посессионная мануфактура), постепенно изжи­вала себя (число посессионных рабочих сократилось с 29,4 тыс, до 12 тыс.); увеличивается применение вольнонаемного труда на мануфактурах.

Стремясь поддержать помещичье хозяйство, государство раздает дворян­ским предпринимателям крупные заказы от казны, предоставляет дешевый кредит, передает дворянам казенные предприятия; запрещает недворянам по­купать рабочих для мануфактур; объявляет винокурение дворянской монопо­лией (1754) и т.д. В целом в первой половине XIX в. отмечается даже некото­рое увеличение количества помещичьих предприятий, особенно в нечерноземной зоне (многие из них носили «сезонный» характер и работали тогда, когда сельскохозяйственные работы заканчивались. В некоторых име­ниях помещики переводили часть крестьян с барской запашки на заводскую барщину). Однако, несмотря на все покровительственные меры правительст­ва, помещичьи промышленные предприятия охватил кризис.

Во второй трети XIX в. начинается переход от капиталистической ману­фактуры к капиталистической фабрике (этот процесс, по мнению большинст­ва исследователей, начинается в конце 30-х гг. XIX в. и завершается в 80-х гг. XIX в,). Новая машинная техника требовала перехода к наемному труду. Ис­точником вольнонаемной рабочей силы до отмены крепостного права были помещичьи и государственные крестьяне, вышедшие на оброк (но они. как правило, обладали низкой квалификацией, нанимались на короткий срок, не имели навыка работы на производстве и т.д.).

Торговля

В связи с ростом промышленности и складыванием районной специали­зации развивался внутренний рынок. В 40-е г. XIX в. в России действовало до 4 тыс. ярмарок, из них половина — на Украине. В 1817 г. в Нижний Нов­город переносится Макарьевская ярмарка. Общерусское значение имели также Ирбитская, Контрактовая (в Киеве), Коренная (около Курска).

С конца XVIII в. начинается рост постоянной, магазинной торговли, что сокращает значение ярмарок (но не в хлебных районах). Широкое распро­странение получила торговля вразнос.

Во внешней торговле главным партнером оставалась Англия; 9/10 торговли приходилось на европейские страны; из восточных стран по­стоянным торговым партнером был Китай, но торговые обороты небольшие, в основном «приграничная» торговля.

Вывоз (226 млн руб. в 1856-1860 гг.) преобладал над ввозом (206 млн руб.). В основном это объяснялось протекционистской политикой государст­ва. В 40-50-е гг. XIX в. в экспорте начинает играть определенную роль вывоз хлеба; снижается ввоз промышленных товаров.

По сути своей в первой четверти XIX в. Россия оставалась абсолютной монархией. Однако в системе органов государственной власти произошли существенные изменения.

Во главе государства по-прежнему стоит император. Система «кабине­тов» или «советов» XVIII в. некоторое время сохраняется. При Александре I таким органом стал Непременный совет, действовавший до 1810 г. В 1810 г. он сменяется Государственным советом.

Госсовет был учрежден как высший законосовещательный орган при им­ператоре манифестом от 1 января 1810 г. Он состоял из общего собрания и четырех департаментов: Департамента законов, рассматривавшего общегосу­дарственные законопроекты; Департамента гражданских и духовных дел, ве­давшего вопросами юстиции, полиции и духовного ведомства; Департамента государственной экономии — вопросы финансов, промышленности, торгов­ли, наук; Военного департамента (до 1854 г.). После Польского восстания 1830-1831 г. в составе Госсовета появился специальный департамент Царст­ва Польского. При Госсовете существовали Комиссия составления законов (в 1826 г. преобразована во II отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии) и Комиссия прошений. Все дела предварительно по­ступали в Государственную канцелярию (во главе с госсекретарем, имевшим ранг министра), которая делилась на отделения по числу департаментов. Первым госсекретарем был назначен М.М. Сперанский. В состав Госсовета входили все министры, а также назначаемые пожизненно императором лица из высших сановников (первоначально — 25 человек, в 1825 г, — 36). Пред­седательствовал в Госсовете император. В случае своего отсутствия он на­значал председателем одного из членов Госсовета (1810-1812 — Н.П. Ру­мянцев, 1812-1816 — Н.И. Салтыков, 1816-1827 — П.В. Лопухин). Председатель Госсовета одновременно являлся и председателем Комитета министров.    <

В первой четверти XIX в. основной функцией Госсовета была подготовка законопроектов. Постепенно эта функция утрачивается. Законопроекты вы­рабатываются специально создаваемыми комитетами и лишь затем обсужда­ются в Госсовете.

Сенат продолжает играть определенную роль в системе органов государ­ственной власти. В первой четверти XIX в. — это высшее судебное учрежде­ние страны. В 1802 г. был издан указ о правах Сената, предоставлявший ему право доклада императору о несоответствии в законах, однако вскоре это право было отнято.

Система коллегий, образованная при Петре I, на протяжении XVIII в. претерпевала неоднократные и существенные изменения. Одной из причин этого было отсутствие в коллегиальной системе персональной ответственно­сти управленцев. Во многих западноевропейских странах к этому времени Уже сложились системы министерств.

Манифестом 8 сентября 1802 г. были введены министерства и в России.

Первоначально было образовано 8 министерств: военное, морское, ино­странных дел, внутренних дел, финансов, народного просвещения, юсти­ции, коммерции. Министерства (в отличие от коллегий) не получили су­дебных функций и были исключительно административными органами. Ежегодно они должны были предоставлять отчет о своей деятельности Се­нату, однако фактически министры несли ответственность только перед императором.

Компетенция министерств еще не была четко определена; не были уста­новлены пределы власти министров и характер их ответственности.

25 июня 1811г. утверждено «Общее учреждение министерств». Было создано Министерство полиции и приравненные к министерствам Г осударст­венное казначейство, Главное управление духовных дел разных исповеданий (не входившее в ведение Святейшего Синода), Главное управление ревизии государственных счетов и Главное управление путей сообщения. Упраздня­лось Министерство коммерции — его функции передавались Департаменту мануфактур и торговли Министерства финансов. Определялись функции, от­ветственность, штаты министерств. Устанавливалось, что все министры и их помощники («товарищи министра») назначались императором и подчинялись непосредственно ему. Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии, возглавлявшиеся директорами. Товарищи министра и дирек­тора департаментов входили в Совет при министре — совещательный орган, который рассматривал наиболее важные дела, оказывавшиеся в компетенции министерства.

В 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просве­щения, которому передавались административные функции Синода. Однако просуществовало оно недолго — до 1824 г.

В 1812 г. получил также законодательное оформление Комитет минист­ров. В его состав входили министры, председатели департаментов Государ­ственного совета, государственный секретарь и другие лица в соответствии с назначением императора. По правилу, установленному изданным 20 марта 1812 г. «Учреждением Комитета министров», председатель Комитета являлся одновременно и председателем Государственного совета. Комитет рассмат­ривал ежегодные отчеты министров, а также дела, находившиеся в ведении нескольких министерств.

Изменилось в первой четверти XIX в. управление национальными окраи­нами.

В 1801 г. Восточная Г рузия присоединилась к России. Здесь было создано правительство, состоящее из русских чиновников, а фактически вся власть находилась в руках главнокомандующего русскими войсками. В Западной Грузии сохранялась власть местных правителей под контролем царской ад­министрации.

В 1809 г. к Российской империи была присоединена Финляндия. Она именовалась Великим княжеством Финляндским. Русский император был одновременно великим князем Финляндским. В 1809 г. была утверждена конституция Финляндии, согласно которой законодательная власть принад­лежала сословному сейму, а исполнительная — Правительствующему сенату, избираемому сеймом и состоящему из 11 человек.

В 1815 г. получила конституцию Польша. Законосовещательную власть получил сейм, административная власть находилась в руках наместника им­ператора.

В 1822 г. был издан устав, подготовленный М.М. Сперанским. Согласно это­му уставу все нерусские народы Сибири («инородцы») были разделены на осед­лых, кочевых и бродячих. Для кочевых и бродячих сохранялось родовое управ­ление. Оседлые же приравнивались по своим правам и обязанностям к русским.

Предложения интернет-магазинов