Христианизация Руси. Первые русские святые. Первый русский митрополит

В результате Владимир, как и его предшественники, избрал православное христианство].

Крещению Владимира предшествовали следующие события: византийский император Василий II обратился к Владимиру с просьбой помочь подавить восстание малоазийского полководца Варды Фоки, обещая в обмен выдать за Владимира свою сестру Анну. Шеститысячная дружина Владимира помогла подавить восстание, но Анна не захотела выходить замуж за «робичича» (сына рабыни). В ответ Владимир I захватил Корсунь (Херсонес — центр византий­ских владений в Крыму). Только после этого он получил жену и принял кре­щение (в крещении назван Василием). Вместе с Анной прибыл на Русь и пер­вый митрополит — Михаил, однако при нем Киевская митрополия еще не успела устроиться. Это произошло при втором митрополите — Леонтии, кото­рый в 992 г. разделил митрополию на епархии (в Новгороде. Чернигове. Росто­ве, Владимире-Волынском и Белгороде) и назначил епископов.

Не везде обращение народа в православие проходило без осложнении. Если в Киеве крещение прошло относительно быстро и спокойно, то в Новгороде потребовалось применение военной силы, а в Ростове были даже попытки из­гнать или убить епископа. Христианизация Руси растянулась до XII в. (некото­рые авторы склонны говорить о двоеверии, продолжавшемся до конца XVII в.) После крещения Руси языческие традиции не прекратились. В христианских праздниках просматривается влияние язычества: часть пасхальных обрядов. Троицын день и т.д. имеют связь с более древними языческими праздниками, остаются традиционными (хотя и приурочиваются к православным праздни­кам) Святки и Масленица. Одним из отражений языческого мировоззрения яв­ляются магические обряды, заклинания, различные приметы, гадания.

В XI в. русская церковь обрела первых святых — Бориса и Глеба2. Точная дата их канонизации не известна и вызывает споры историков. Канонизирова­ны они были как страстотерпцы, почитаются как чудотворцы-целители. По од­ной из версий (А.А. Шахматов) в 1020 г. мощи Бориса и Глеба были перенесе­ны в Вышгород в церковь Святого Василия. В 1115 г. в их честь была построена каменная церковь в Вышгороде, куда и были перенесены их мощи, но в 1240 г. церковь была разрушена во время нашест вия монголо-татар. Кроме того, были построены деревянные церкви — в 1117 г. на месте убийства Бори­са на р. Альте ив 1145 г. на реке Смядыни — на месте убийства Глеба.

Первоначально Русская православная церковь находилась в составе Кон­стантинопольского патриархата и киевские митрополиты поставлялись ре­шением Вселенского патриарха и императора из Царьграда. В 1051 г. собор русских епископов впервые в русской истории поставил митрополитом собст­венного избранника Илариона (Лариона). Поставление его могло быть обу­словлено тем, что Русское государство находилось в тот момент в состоянии войны с Византией, и после смерти митрополита Феопемпта (в 1049 г.) про­изошло неканоническое поставление Илариона. Однако он испрашивал ут­верждения себя в звании митрополита у патриарха. Иларион недолго был на митрополии — в 1055 г. это место занял Ефрем, По мнению некоторых исто­риков, смещение Илариона произошло после смерти Ярослава Мудрого 20 февраля 1054 г.

Раскол между Римом и Константинополем начался еще в 586 г. по вопросу об исхождении Святого Духа. Следующий этап конфронтации приходится на 858 г. Поводом на этот раз послужило смешение Константинопольского патриарха и отказ папы Римского признать законность этого акта. Разделение церквей завершилось в 1054 г.

Первоначально Русская православная церковь зависела от Константинополя — во главе ее стоял митрополит, назначаемый Константинопольским патриархом (известно, что в 1051 г. митрополитом стал русский священнослужитель Иларион). В XV в. Русская церковь стала ав­токефальной, т.е. независимой от Константинополя, а с 1589 г. учреждено патриаршество.

2 Есть версия, что канонизация их произошла 2 мая 1115 г.

Предложения интернет-магазинов