Внутренняя политика России в первой четверти 19 века

Приход к власти Александра I

«…Наконец время, назначенное для исполнения заговора, наступило. В полночь все встали из-за стола и двинулись в путь»[1]. Испуганный, ничего не понимающий, Павел 1 был схвачен гвардейцами (испуганными, пожалуй, не меньше него), избит и удушен шарфом. А утром 12 марта 1801 г. на престол вступил старший сын Павла 1 Александр, «государь милостивый, добрый и снисходител ьн ый».

В манифесте 12 марта 1801 г. о восшествии на престол Александр 1 объя­вил, что будет управлять по законам Екатерины II.

От молодого императора многого ждали. Воспитанный при попечитель­стве Н.И. Салтыкова и под наблюдением Ф. Лагарпа в духе возвышенных идей и благородных стремлений, Александр любил поговорить о необходи­мости законности, свобод, представительного правления, даже намекал на свою приверженность к республике.

Он прекрасно отдавал себе отчет в том, чего от него ждет общество. Дво­рянство хотело восстановления своих привилегий, отнятых Павлом. Но тре­бовались и серьезные преобразования.

Начал Александр с того, что восстановил отмененные Павлом I Жалован­ные грамоты 1785 г. дворянству и городам. Кроме того, восстановил уездные и губернские дворянские собрания, освободил дворян и духовенство от те­лесных наказаний, введенных Павлом I; упразднил Тайную экспедицию (ука­зом от 2 апреля 1801 г.), возвратил на службу до 12 тыс. опальных военных и чиновников, сосланных Павлом, объявил амнистию всем бежавшим за гра­ницу. Были отменены указы о запрете выезжать за границу, выписывать ино­странные газеты и журналы, иметь частные типографии, сняты ограничения в одежде, объявлена свобода торговли. Академии наук, которая издавала ве­домости и публичные объявления, было запрещено принимать объявления о продаже крестьян без земли; объявлено о прекращении пожалования казен­ных крестьян в частные руки.

В то же время были уволены от службы сподвижники Павла — государ­ственный прокурор П.Х. Обольянинов, шталмейстер И.П, Кутайсов, москов­ский обер-полицмейстер Эртель и др. Отправлены в отставку и многие уча­стники заговора (в том числе П.А. Пален — 17 июня 1801 г.).

21 марта 1801 г. был назначен вице-канцлером вызванный в Санкт- Петербург сразу же по вступлении на престол Александра граф Никита Пет­рович Панин.

30 марта был учрежден Непременный совет из 12 человек для обсужде­ния важнейших государственных вопросов. Председателем был граф Н.И. Салтыков. Совет мог опротестовывать действия и указы императора. В начале своей деятельности Совет подготовил несколько реформ, в том числе указ’«о вольных хлебопашцах». 20 февраля 1803 г. указ был издан. Он преду­сматривал освобождение крепостных крестьян на волю за выкуп с землей це­лыми селениями или отдельными семьями по обоюдному согласию с поме­щиком. Если же выкуп не будет уплачен полностью и вовремя, то крестьянин с семьей или целое селение возвращаются во владение помещику. Практиче­ские результаты этого указа были невелики: за 1801-1825 гг. было заключено 160 сделок, по которым выкупились на волю 47 тыс. крестьян.

После учреждения Государственного совета Непременный совет был уп­разднен.

Негласный комитет и «молодые друзья» императора

В апреле-мае Александр собирает вокруг себя друзей юности, еще до его восшествия на престол мечтавших с ним вместе о «преобразовании» России’. Для выработки плана этих преобразований летом 1801 г. составляется Не­гласный комитет. В него вошли: П.А. Строганов, В.П. Кочубей, А.А. Чарто- рыйский, Н.Н. Новосильцев — «молодые друзья» императора. Первое засе­дание Комитета состоялось 24 июня 1801г. На этом заседании было признано необходимым прежде всего узнать действительное положение дел, затем реформировать правительственный механизм и, наконец, обеспечить существование и независимость обновленных государственных учреждений конституцией, созданной самодержавной властью и соответствующей духу русского народа.

Обсуждая крестьянский вопрос, Комитет отверг идею немедленной отме­ны крепостного права, так как освобождение «непросвещенных» крестьян могло привести к «буйству». Обсуждались проекты общего характера: о вы­купе государством дворовых, о запрещении продавать крестьян без земли.

С июня 1801 г. по май 1802 г. Комитет собирался 35 раз, но в 1803 г., про­ведя всего 4 заседания, он был закрыт.

Министерская реформа

Единственным реальным результатом деятельности Негласного комитета стала разработка проекта министерской реформы.

На заседании 10 февраля 1802 г. А.А. Чарторыйский представил Неглас­ному комитету записку о «форме правления», в которой предлагал провести реформу Сената и учредить министерства народного просвещения, внутрен­них дел, финансов, полиции, юстиции, военного, морского, иностранных дел.

В каждом министерстве, кроме министерства юстиции и иностранных дел, по мысли Чарторыйского, следовало учредить коллегии из директоров депар­таментов, в виде совещательных органов при министре. Правительствующий отдел Сената должен был рассматривать ежегодные отчеты министров.

Император и члены Негласного комитета положительно восприняли предложения А. Чарторыйского.

На заседании 10 марта 1802 г. был рассмотрен проект фафа Л.К. Платера, который предусматривал создание девяти министерств: юстиции, внутренних дел, иностранных дел, народного просвещения, военного, морского, финан­сов, казны и полиции. Состав министерств, предложенный Л.К. Платером, почти полностью повторял состав французских министерств. Проекты учре­ждения министерств также предлагали А.Р. Воронцов, Ф.И. Клингер, Ф.Ц. Лагарп и А.Н. Оленин.

На заседании 11 апреля 1802 г. был заслушан проект Н.Н. Новосильцева «о разделении министерств и о распределении полномочий». Всего обсужде­нию министерской реформы было посвящено 9 заседаний Негласного коми­тета.

Наконец, Манифестом 8 сентября 1802 г. было введено 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, финансов, народного просвещения, юстиции, коммерции. Первоначально коллегии не упраздня­лись, они должны были подчиниться министрам.

Реформа Сената

Одновременно с учреждением министерств была проведена и реформа Сената.

Указом 5 июня 1801 г. Александр предоставил Сенату право самому оп­ределить свое место в системе органов власти. Проекты сенатской реформы готовили П.В, Завадовский, Г.Ф, Державин, А.Р. Воронцов, П.А. Зубов, Н.С. Мордвинов и др. По их предложениям Сенат должен был стать высшим административным, судебным и контролирующим органом. Будучи подчи­нен императору. Сенат вместе с тем должен был пользоваться значительной долей независимости. Вводился принцип несменяемости сенаторов (только по суду самого Сената) и безапелляционности его решений. Сенату предос­тавлялось право назначения на все административные должности, кроме высших должностей (министра, губернатора). На утверждение царю могли идти решения Сената, только принятые единогласно. Предлагалось также из­брание части сенаторов губернскими дворянскими собраниями.

В 1802 г. был издан указ о правах Сената. Разумеется, большинство пред­ложений «сенатской партии» было отвергнуто. Тем не менее, Сенат призна­вался верховным органом в империи —- средоточием административной, су­дебной и контролирующей власти. Он получал право делать представления царю на противоречия в законах; устанавливалась отчетность министров пе­ред Сенатом. Сенаторы лишь однажды попытались воспользоваться своим правом и сделать представление царю по поводу указа о 12-летней службе Дворян, не достигших офицерского чина. По мнению Сената, этот указ про­тиворечил Жалованной грамоте дворянству. Но сенаторы получили в ответ Довольно резкое «разъяснение», что Сенат может делать представления толь­ко по поводу ранее изданных указов, а не настоящих и будущих. Что касается контроля за деятельностью министерств, то реальных возможностей для про­верки министерских отчетов у Сената не было, и практического значения та­кая проверка не могла иметь, так как министры подчинялись непосредствен­но императору.

Александр I, по случаю восшествия на престол, обещал в манифесте ус­тановить законность в управлении и справедливость в суде. Этим он попы­тался решить вопрос, поставленный Екатериной II, — выработать новое за­конодательство. 5 июня 1801 г. «под собственным ведением» императора и под непосредственным руководством П.В. Завадовского учреждена была «Комиссия о составлении законов» (она проработает 25 лет, но так и не добь­ется конкретных результатов).

Устройство учебных заведений

Проекты реформы образовательных учреждений также обсуждались в Негласном комитете. Руководством к действию на этом этапе стала записка Лагарпа Александру 1 от 16 октября 1801 г., в которой автор предлагал соз­дать специальный «независимый департамент», управляющий делами народ­ного просвещения. Лагарп также писал о необходимости восстановления Дерптского университета и создания университета на польских землях, о важности повсеместного учреждения «нормальных школ» для народа, выска­зывал идею преемственности уровней школьной системы и создания особого министерства по делам школы и просвещения,

18 марта 1802 г, был создан Комитет по рассмотрению новых уставов учебных заведений. В него вошли М.Н. Муравьев, преподававший Александ­ру Павловичу русскую историю и русскую словесность, польский просвети­тель С.О. Потоцкий, члены Академии наук Н.И. Фус и Н.Я. Озерецковский.

8 сентября 1802 г. было учреждено Министерство народного просвещения. Министром народного просвещения и председателем Комиссии училищ стал П.В. Завадовский. В Комиссию училищ вошли сотрудники Ф.И. Янкович де Мириево, Ф.И. Клингер, В.Н. Каразин, писатель и переводчик И.И. Мартынов, назначенный вскоре директором Департамента народного просвещения, и М.Н. Муравьев, назначенный товарищем министра просвещения.

Указом от 26 января 1803 г. было введено положение об устройстве учеб­ных заведений. В основу системы образования были положены принципы бессословности, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемст­венность учебных программ на всех ступенях. Вводилось четыре ступени учебных заведений:

  1. приходские училища (одноклассные; к 1812 г. их числилось 671);
  2. уездные училища (трехклассные; их было учреждено 210);
  3. губернские гимназии (шестиклассные; всего к 1812 г. — 47);
  4. университеты (в 1802 г. создан Дерптский университет, в 1803 г. — Виленский, в 1804-1805 гг. — Казанский и Харьковский; в 1804 г. основан Петербургский педагогический институт, преобразованный в 1819 г. в уни­верситет, 5 ноября 1804 г. был издан Устав университетов.

Согласно уставу университеты имели четыре факультета: нравственных и политических наук (богословие, правоведение, философия, политэкономия); физических и математических наук (математика, астрономия, физика, химия, минералогия, ботаника, агрохимия); врачебных и медицинских наук (анато­мия, врачебное дело, ветеринария); словесных наук (классическая и совре­менная филология, российская и всеобщая история, археология, статистика и география).

При университетах учреждались пансионы для подготовки к поступле­нию в университет лиц, получивших домашнее образование или окончивших уездные училища.

Всей системой образования ведало Главное управление училищ. Было образовано шесть учебных округов, во главе которых были поставлены по­печители. Попечитель, назначаемый императором, должен был осуществлять надзор и контроль над учебными заведениями, находящимися во вверенном ему округе. Попечителем Московского округа был назначен М.Н. Муравьев, Петербургского — Н.Н. Новосильцев, Виленского — А.А. Чарторыйский, Харьковского — С.О. Потоцкий, Казанского — академик А.К. Разумовский, Дерптского — генерал Ф.И. Клингер.

9 июля 1804 г. был издан Устав о цензуре {цензуру проводили цензурные комитеты при университетах из профессоров и магистров. Общее руково­дство цензурными комитетами осуществляло Министерство народного про­свещен иях).

На первом этапе влияние на Александра 1 оказывали как екатерининские вельможи, такие, как Н.С. Мордвинов, П.В. Завадовский и др,, так и «моло­дые друзья» {Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей, А.А, Чарторыйский, С.М. Во­ронцов, П.А. Строганов). И те и другие предлагали свои проекты, зачастую противоречащие друг другу, но реального плана не было ни у одной из сторон.

План государственных преобразований М.М. Сперанского

Начиная с 1806 г. все большее влияние приобретает М.М. Сперанский, — все важные законы составлялись или редактировались при его участии[2].

Став в 1803 г. директором одного из департаментов Министерства внут­ренних дел, где министром был Кочубей, М.М. Сперанский деятельно участ­вует в разработке и обсуждении различных проектов государственного пре­образования.

19 октября 1807 г. Александр I уволил Сперанского из министерства, со­хранив за ним звание статс-секретаря.

Все заметнее становится взаимное охлаждение императора с его бывши­ми друзьями — членами Негласного комитета. Один за другим, чаще всего по собственной воле, но и не удерживаемые Александром, они покидают Пе­тербург. В ноябре 1807 г. ушел в отставку Кочубей. Строганов, работавший с Кочубеем, уехал с началом военной кампании 1807 г. в действующую армию. Новосильцев, бывший товарищем министра юстиции, как только предста­вился случай, отправился за границу. Чарторыйский остался в Петербурге, но уволился с должности товарища министра иностранных дел и, сохранив за собой звание попечителя Виленского учебного округа, фактически отошел от дел.

После заключения в июне 1807 г. Тильзитского мира недовольство импе­ратором растет. Раздаются публичные речи о необходимости перемены прав­ления.

Сперанский, в отличие от большинства русских сановников, симпатизи­ровал Франции. Он не порицал Тильзитского договора, и этот факт имел для Александра I немаловажное значение.

Тогда же, после заключения Тильзитского мира, Александр приблизил к себе и другого известного своими симпатиями к Франции сановника — Ни­колая Петровича Румянцева, который 12 февраля 1808 г. становится минист­ром иностранных дел.

И почти одновременно, 13 января 1808 г., военным министром назначает­ся Алексей Андреевич Аракчеев[3].

Поменяв таким образом круг советчиков и доверенных лиц, Александр 1 уже в декабре 1808 г. поручил Сперанскому составление плана государст­венного преобразования России.

По инициативе Сперанского 3 апреля и 6 августа 1809 г. были приняты два указа — о «придворных чинах» и об «экзаменах на чин». Согласно пер­вому указу находившиеся в званиях камер-юнкера и камергера обязаны были избрать себе определенный род службы, в противном случае их звания объ­являлись почетными отличиями, не дающими никакого чина. Согласно вто­рому указу чины коллежского асессора (давал праио на личное дворянство) и статского советника (давал право на потомственное дворянство) присваива­лись только при предъявлении диплома об университетском образовании или сдаче экзаменов в объеме университетского курса.

В октябре 1809 г. проект Введения к уложению государственных законов был готов. В основу государственного устройства был положен принцип раз­деления властей — законодательной, исполнительной и судебной — при со­хранении верховной власти монарха. План предлагал структуру всех грех ви­дов власти на всех уровнях, начиная с волости.

В основу формирования волостных, окружных и губернских органов власти был положен принцип выборности. Высшие органы власти назнача­лись императором. В основе выборной системы сохранялся имуществен­ный ценз.

Александр [ признал проект Сперанского «удовлетворительным и полез­ным», однако фактически из проекта реализованы были только учреждение Госсовета и министерская реформа.

ДЕРЖАВНАЯ ВЛАСТЬ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
УПРАВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУД
Правительствующий Сенат Министерства Государственная дума Судебный Сенат
Управление губернское Дума губернская Суд губернский
Управление окружное Дума окружная Суд окружной
Управление волостное Дума волостная Суд волостной

 

Финансовая реформа

Сперанскому также была поручена разработка финансовой реформы. Он привлек к ее разработке Н.С. Мордвинова. Реформа предусматривала:

  • прекращение выпуска новых ассигнаций;
  • сокращение государственных расходов;
  • размещение внутреннего займа и продажу части казенных имений в част­ные руки;
  • повышение прямых и косвенных налогов (удвоены размеры подушной подати с крестьян, утроены — с мещан, увеличены гильдейские сборы с купцов, повышены «питейные сборы», в 2,5 раза поднята цена на соль, увеличены пошлины на паспорта, гербовую бумагу, почтовые услуги, в Москве и Петербурге введена пошлина на недвижимость).

Внутреннее положение страны в 1815-1825 гг. А.А. Аракчеев и аракчеевщина

Наконец, Сперанский пошел на введение налога на помещичьи имения в размере 50 коп. с каждой ревизской души. Это не прибавило популярности реформатору, раздражение против которого все усиливалось. На него начали писат ь доносы, обвиняя и во взяточничестве, и в шпионаже. В конце концов в марте 1812 г. Сперанский был отправлен в отставку, а затем арестован и со­слан — сначала в Нижний Новгород, а затем в Пермь. Ссылкой реформатора закончился этот этап реформ Александра 1.

После окончания войны 1812 г. внутриполитический курс Александра меняется. Изменился и сам царь — близкие отмечали его усталость, разоча­рованность, мистический настрой. Александр стремится оградить себя от из­лишнего общения — почти все вопросы решает он теперь с А.А. Аракчее­вым.

24 декабря 1815 г. император назначил графа Аракчеева своим докладчи­ком по делам Комитета министров. Аракчеев стал докладывать и по делам Госсовета, а чуть позже получил в свое заведование Собственную Его Импе­раторского Величества канцелярию.

Прежние идеи как будто бы не оставлены императором — 15 ноября 1815 г. Александр I подписал конституцию образованного в составе России Царства Польского — самую либеральную в Европе, а в марте 1818 г. в речи на открытии польского сейма заявил о намерении распространить конститу­ционные порядки во всей Российской империи. В 1818 г. Александр 1 пору­чил министру юстиции Н.Н. Новосильцеву подготовить уставную грамоту Российской империи, в которой были бы использованы принципы польской конституции 1815 г. По поручению императора двенадцать сановников, в том числе и А.А. Аракчеев, подготовили проекты постепенного освобождения крепостных крестьян.

Проект Аракчеева предусматривал постепенный выкуп помещичьих кре­стьян казной. Крестьяне освобождались с землей на правах аренды (по две десятины на душу). Помещики за отпускаемых на волю крестьян получали денежную компенсацию. Аракчеев считал, что для помещиков выкуп кресть­ян государством будет выгоден, так как у них останется большая часть земли и рабочая сила, поскольку крестьяне вынуждены будут арендовать у поме­щика землю. Для решения крестьянского вопроса Аракчеев полагал необхо­димым выделять ежегодно по 5 млн руб. на выкуп имений у тех помещиков, которые будут согласны на это.

23 мая 1816 г. издано «Положение об эстляндских крестьянах». Крестьяне получили личную свободу, но без земли, которая провозглашалась собствен­ностью помещиков. Крестьянам предоставлялось право владения земельны­ми наделами на условиях аренды, но они получали возможность в перспек­тиве приобрести их в собственность посредством выкупа у помещика. Устанавливался 12-летний переходный период, в течение которого помещик в значительной мере сохранял свою власть над крестьянами. Аналогичные условия освобождения были определены и «Положением о лифляндских кре­стьянах», принятым 26 марта 1819 г.

Вместе с тем с 1816 г. начинается создание военных поселений. В 1817 г. Министерство народного просвещения переформировано в Министерство духовных дел и народного просвещения. В 1821 г. создана тайная полиция в армии. Подверглись разгрому Казанский и Петербургский университеты, I августа 1822 г. последовал рескрипт о запрещении тайных обществ. Указ 1823 г. подчеркивал монопольное право потомственных дворян владеть кре­постными. Вновь подтверждалось право помещиков ссылать крестьян; жало­ваться на помещиков и возбуждать «иски о воле» запрещалось.

[1]     Цареубийство 11 марта 1801 года; Записки участников и современников. М.: ТЕРРА, «Книжная лавка — РТР». 1996. С. 192.

[2] Михаил Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 г. в семье бедного сельского священника Владимирской губернии. Окончив Владимирскую семинарию, в январе 1790 г. прибыл в Петербург. Отучившись в Славяно-греко-латинской семинарии при Александро- Невском монастыре, в 1792 г. он был оставлен в ней преподавать математику, а позднее — физику с красноречием и, наконец, в 1795 г. — философию. Однако в конце декабря 1796 г. уволился из семинарии, а 2 января 1797 г. был зачислен в канцелярию генерал-прокурора с чином титулярного советника. Начал свою службу при генерал-прокуроре А.Б, Куракине. 31 декабря 1800 г. получил по ходатайству генерал-прокурора П.Х. Обольянинова 2 тыс. десятин земли в Саратовской губернии и одновременно орден святого Иоанна Иерусалим­ского. 19 марта 1801 г. пожалован в действительные статские советники, а 9 июля — полу­чил титул государева статс-секрегаря.

[3] Родился 23 сентября 1769 г. в Новгородской губернии, окончил Шляхетный артилле- рийско-инженерный корпус в 1787 г. С 1787 г. преподаватель математики и артиллерийско­го дела, с 1792 г. — ст. адъютант корпуса и преподаватель в семье Н.И. Салтыкова, по ре­комендации которого в 1792 г. назначен командиром роты, а затем инспектором гатчинской артиллерии (с 1796 г. и пехоты). С 1794 г. руководил хозяйственным устройством гатчин­ских войск. С 1796 г. — Петербургский городской комендант. В 1799 г. — инспектор всей артиллерии. Дважды {1798 и 1799 гг.) увольнялся в отставку. В мае 1803 г. восстановлен в должности инспектора артиллерии. В 1807 г. назначен состоять при императоре с нравом издавать указы от его имени по артиллерийской части.

Предложения интернет-магазинов