Восстановление народного хозяйства после войны. Засуха 1946 г. Трудности сельского хозяйства. Отмена карточной системы. Денежная реформа

Главной задачей послевоенного периода было восстановление разрушен­ной экономики. В годы войны было разрушено 1710 городов и поселков го­родского типа, более 70 тыс. сел и деревень; уничтожено 31 850 заводов и фабрик (из них — 749 заводов тяжелого и среднего машиностроения), затоп­лено и взорвано 1135 шахт, 65 тыс. км железнодорожной колеи. Было разо­рено 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов и 2890 машинно-тракторных станций. Предприятия, не разрушенные войной, были оснащены морально устаревшей и изношенной техникой (некоторые заводы были оборудованы еще дорево­люционными станками!). Сузилась топливно-энергетическая база. Числен­ность рабочих и служащих сократилась на 16%.

В трудном положении оказалось сельское хозяйство — существенно со­кратились посевные площади, техника была предельно изношена, недостаток ее не мог быть возмещен и живой тягловой силой (лошадей в деревне оста­лось вдвое меньше, чем до войны), многие полевые работы выполнялись вручную; сущсствснно сократилось трудоспособное население (почти на треть, причем мужчин — более чем в 2,5 раза), не хватало квалифицирован­ных работников.

В то же время в годы войны была фактически создана восточная произ­водственно-экономическая база, к началу 1946 г. построено 3500 новых крупных промышленных предприятий, в том числе металлургических и ма­шиностроительных заводов, электростанций, важных объектов военной про­мышленности.

Восстановление разрушенных заводов и фабрик началось еще в 1943 г. по мере изгнания оккупантов, Уже к концу войны вступило в строй около трети разрушенных производственных мощностей. Было восстановлено 7500 круп­ных государственных предприятий.

Задачи восстановительного периода и перевода экономики на мирные рельсы требовали определенных изменений в управлении промышленно­стью. В конце декабря 1945 г. было решено изменить систему наркоматов, управляющих промышленности: часть наркоматов была преобразована (на­пример, наркоматы танковой промышленности и боеприпасов преобразованы в наркоматы транспортного и сельскохозяйственного машиностроения, нар­комалы среднего машиностроения и минометного вооружения преобразова­ны в наркомать! автомобильной промышленности, машиностроения и прибо­ростроения и т.д.); были созданы новые наркоматы (по строительству предприятий тяжелой индустрии, топливных предприятий, строительного и дорожного машиностроения).

15 марта 1946 г. Совет народных комиссаров СССР был преобразован в Совет министров СССР, а наркоматы преобразованы в министерства.

В марте 1946 г. Верховным Советом СССР принят план реконструкции, который наметил основные направления и показатели. Демилитаризация экономики закончилась в основном к 1947 г., сопровождаясь одновременно модернизацией военно-промышленного комплекса. Сокращение производст­ва вооружения началось еще в мае 1945 г. Ряд заводов был переведен на вы­пуск предметов народного потребления. В июне 1945 г. было принято реше­ние об уменьшении плана выпуска военных самолетов и авиамоторов, в августе — о восстановлении и развитии автомобильной промышленности, производстве новых типов грузовых и легковых автомобилей. Утвержденный в июле народно-хозяйственный план на третий квартал 1945 г. предусматри­вал увеличение гражданской продукции в общем производстве до 60%. Тем не менее, в начале 50-х гг. прямые военные расходы поглощали около 25% бюджета государства.

Другой приоритетной отраслью была тяжелая промышленность, главным образом машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс.

В целом за годы четвертой пятилетки (1946-1950) Промышленное произ­водство в стране выросло и в 1950 г. превзошло довоенные показатели на 73% (при плане 48%). Этот рост основывался на:

  • высоких мобилизационных способностях директивной экономики, со­хранявшихся в условиях экстенсивного развития (за счет нового строитель­ства, дополнительных источников сырья, топлива и т.д.);
  • репарациях с Германии (4,3 млрд долл.);
  • бесплатном труде заключенных ГУЛАГа (8-9 млн чел.) и военноплен­ных (1,5 млн немцев и 0,5 млн японцев);
  • перераспределении средств из легкой промышленности и социальной сферы в пользу индустриальных отраслей;
  • перекачке средств из аграрного сектора экономики в промышленный.

Сельское хозяйство вышло из войны очень ослабленным. В 1945 г. его валовая продукция составляла 60% от довоенной. После засухи 1946 г. госу­дарство начинает сокращать приусадебные участки и вводит в действие ряд указов, карающих за «посягательство на государственную или колхозную собственность». В 1947 г. был подтвержден обязательный минимум трудо­дней, за невыполнение которого грозила ссылка. В 1948 г. колхозникам было рекомендовано продавать государству мелкий домашний скот (в результате было забито более 2 млн голов скота). Повышены налоги с продаж на сво­бодном рынке. Ухудшение положения в сельском хозяйстве побуждает пра­вительство укрупнить колхозы и ужесточить политический контроль за ними. Это сопровождалось новым и значительным сокращением индивиду­альных наделов крестьян. Уменьшилась натуральная оплата колхозникам. Тем не менее, реформа не улучшила положения в сельском хозяйстве, кото­рое, в начале 50-х гг. с трудом поднявшись на довоенный уровень, вступило в полосу стагнации. Чтобы обеспечить продовольственное снабжение городов и армии, пришлось использовать госрезервы.

Предложения интернет-магазинов