Культура конца 19 — начала 20 века

Особенности развития культуры на рубеже веков

Сложность и противоречивость исторической действительности (соци­альная напряженность, неудачная внешняя политика, быстрое политическое обновление) обусловили многообразие форм историко-культурного процес­са. Культура рубежа веков впитала в себя лучшие традиции предшествующе­го периода. Вместе с тем в духовной жизни России появились новые тенден­ции, требовавшие осмысления социальных и нравственных проблем: вновь рассматриваются вопросы соотношения личности и общества, искусства и жизни, места художника в обществе. Все это приводит к поиску новых изо­бразительных методов и средств. В России складывается историко- художественный период, названный современниками Серебряным веком русской культуры.

Просвещение и образование

Система образования на рубеже веков по-прежнему включала в себя 3 ступени: начальную (церковно-приходские, народные училища), среднюю (гимназии и реальные училища), высшую (университеты, институты). По данным переписи 1913 г. уровень грамотности составлял 38-39%. Развитие начального образования связано прежде всего с деятельностью демократиче­ского общества; появляются новые типы культурно-просветительских школ для взрослых (наряду с существовавшими воскресными школами) — рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома.

Развитие высшего, в особенности технического образования, было обу­словлено растущей потребностью в специалистах. В начале XX в. был открыт новый Саратовский университет (1909) (всего в стране насчитывалось одиннадцать университетов); в 1912 г. в России насчитывалось 16 высших учебных заведений. Получают распространение частные учебные заведения, самое знаменитое — Университет Шанявского (1908-1918). Дальнейшее раз­витие в начале XX в. получило женское высшее образование (в стране насчи­тывалось около 30 высших женских учебных заведений).

Печать и книгоиздательство

В начале XX в. выходили 125 газет, в 1913 г. — более 1000, издается 1263 журнала. По количеству издаваемых книг Россия занимала 3-е место в мире. Крупнейшими издателями этого времени являлись А.С. Суворин в Петербур­ге (он выпустил знаменитую «Дешевую библиотеку»), ИД. Сытин в Москве (выпустил «Библиотеку для самообразования»).

Паука

На рубеже XIX-XX вв. получают развитие новые отрасли науки. В физи­ке это — воздухоплавание. С развитием этой области связана деятельность И.Е. Жуковского, основоположника современной гидро и аэродинамики.

Ракетодинамика. К.Э. Циолковский разработал теоретические основы воздухоплавания, обосновал возможность межпланетных перелетов.

Физика. П.Н. Лебедев начинает разработку астрофизики, квантовой тео­рии, теории относительности, он также является основоположником иссле­дований в области ультразвука.

Биология. Физиологу Павлову И.П., первому среди русских ученых, была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пи­щеварения. Им также было создано учение о высшей нервной деятельности.

В 1908 г. Нобелевская премия была вручена И.И. Мечникову за исследо­вания в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии.

Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) были зало­жены В.И. Вернадским.

Философия. Едва ли не самой важной областью науки и культуры рубежа веков становится философия. Здесь получает широкое распространение идеализм. Русская религиозная философия занимается поиском путей соеди­нения материального и духовного, утверждением «нового» религиозного сознания Серебряного века. Основы религиозно-философского Ренессанса были заложены учением Соловьева B.C. (синтез религии, философии, науки; идея Богочеловечества). Также русская религиозная философская мысль раз­вивалась в трудах таких блестящих философов, как Н.А. Бердяев, С.Н. Бул­гаков, Д.С. Мережковский, П.А. Флоренский.

Экономика, история, литературоведение. В этот период работают такие знаменитые историки, как В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, В.И. Семевский. Одновременно делается попытка объяснить проблемы социологии, истории, фи­лософии с марксистских позиций (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, М.Н. Покровский).

Литература

Господствующим направлением в русской литературе на рубеже веков продолжает оставаться реалистическое (Л.Н. Толстой «Воскресение» (1899), «Живой труп» (1900), Чехов А.П. «Палата № 6», «Ионыч» «Чайка», «Дама с собачкой», рассказы Бунина). Продолжателями реализма в литературе стали А.С. Серафимович, В.В. Вересаев, А.И. Куприн и др.

Также в начале XX в. получает распространение неоромантизм (прежде всего это связано с появлением первых рассказов М. Горького) и декадент­ство, для которого характерны отказ от гражданственности, погружение в сферу индивидуальных переживаний, культ красоты. Это время порождает замечательную поэзию, развивающуюся во многих направлениях. Наиболее значительное направление — символизм. Принято различать «старших» и «младших» символистов: «старшие» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, 3. Гиппиус) проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта; «младшие» (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев) на первый план выдвигали философские и теософские искания. К 1910 г. символизм сменяется акмеизмом (отказ от нравственных и духов­ных исканий, склонность к эстетизму; представители: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам) и футуризмом. Футуристы делали упор на разрушение старого мира, отрицание традиций в культуре. Футуристы дели­лись на эгофутуристов (И. Северянин, В. Шершенсвич) и кубофутуристов (В.В. Хлебников, В В. Маяковский).

Появляется также рабочая поэзия (Ф.С. Шкулев, Я.П. Бердников, Демьян Бедный).

Крестьянская тема — основная в творчестве С. Есенина.

Театр и музыка

Театральное искусство развивалось также в нескольких направлениях: реалистическом (создание Художественного театра (1892), основанного Ста­ниславским и Немировичем-Данченко), Театра В.Ф. Комиссаржевской в Пе­тербурге (1904); 3-й студии МХТ под руководством Вахтангова Е.Б.), мета­морфическом (театр В.Э. Мейерхольда).

Лучшие музыкальные традиции продолжаются в Мариинском и Большом театрах. Здесь работали виднейшие представители вокальной школы: Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, Н.В.Нежданова. Реформаторами балетной школы становятся балетмейстер М.М. Фокин и балерина А.П. Павлова (ми­ровое признание они получили после организации Русских сезонов в Париже С.П. Дягилева в 1909-1912 гг.).

Музыка. В начале XX в. продолжает свою работу композитор Н.А. Римский-Корсаков, создающий оперы-сказки «Садко» (1896), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Золотой петушйк» (1907). В творчестве молодых ком­позиторов чувствуется усиление интереса к философско-эстетическим про­блемам (С.В. Рахманинов: оперы «Алеко», «Франческа да Римини»; А.Н. Скрябин: «Божественная поэма», «Прометей»; И.Ф. Стравинский: бале­ты «Жар-птица», «Петушок», «Весна священная»).

Архитектура

Произошел подлинный переворот в архитектуре (появление новых строи­тельных материалов — железобетон, металлоконструкции; совершенствова­ние строительной техники). Утверждается новый стиль модерн (свободная планировка для создания подчеркнуто индивидуализированных зданий, об­лик которых подчинялся единому образно-символическому замыслу; в деко­ративной отделке использование цветных витражей; мозаичный фриз с рас­тительным орнаментом).

Известные архитекторы: Ф.О. Шехтель, А.В. Щусев, В.М. Васнецов. В стиле модерн можно выделить несколько направлений: неорусское (Ф.О. Шехтель — здание Ярославского вокзала в Москве (1903), А.В. Щусев — здание Казанского вокзала в Москве (1913-1924), В.М. Васнецов— зда­ние Третьяковской галереи), неоклассицизм (архитектор И.А. Фомин — особняк А.А. Половцева на Каменном острове в Петербурге); предконструктивизм (Ф.О. Шехтель — Торговый дом московского купеческого общества; типография «Утро России» (1907).

Скульптура

Скульптура, как и архитектура рубежа веков, освобождается от эклектиз­ма. Обновление скульптуры было связано с влиянием импрессионизма. Представителями этого направления были: скульптор П.П. Трубецкой (порт­рет И.И. Левитана, бюст Л.Н. Толстого, памятник Александру 111 в Петербур­ге); Д.А, Андреев (памятник Н.В. Гоголю в Москве), А.С. Голубкина («Иду­щий» (1903), «Сидящий человек» (1912), «Изергиль» (1904), «Старая» (.1911) и др.).

Импрессионизм мало затронул творчество С.Т. Коненкова, отличавшееся стилистическим и жанровым многообразием («Самсон, разрывающий узы» (1902), «Рабочий-боевик» (1905), целая галерея обобщенно-символических образов на темы греческой мифологии и русского фольклора — «Ника» (1906), «Стрибог» (1910)).

На рубеже веков взамен реалистического метода прямого отображения действительности в формах этой действительности происходило утвержде­ние приоритета художественных форм, отражающих реальность лишь кос­венно. Происходит поляризация художественных сил.

Живопись

Жанровая живопись в 90-е гг. утратила ведущую роль. Размывание границ между жанрами на рубеже веков в исторической теме привело к по­явлению историко-бытового жанра. Художники этого направления: А.П. Рябушкин («Русские женщины XVII столетия в церкви», «Свадебный поезд в Москве XVII века», «Едут», «Московская девушка XVII века»); А.В. Васнецов («Улица в Китай-городе. Начало XVII века»); М.В. Нестеров («Видение отроку Варфоломею», «Великий постриг»).

Импрессионизм как направление представлен в работах таких художни­ков как И И. Левитан («Березовая роща», «Март», «Озеро», «Над вечным по­коем»); К.А. Коровин — самый яркий представитель русского импрессио­низма («Париж», «Париж вечером», «Париж. Бульвар капуцинов», «Сирень»),

Центральная фигура искусства рубежа веков — В.А. Серов. Художник работал в различных жанрах, особенно значительно его дарование портрети­ста (портреты К. Коровина, М. Ермоловой, княгини Орловой). Также велико­лепны его работы, выполненные в импрессионистической манере («Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»).

Представителем живописного символизма являлся, например, М. Врубель, творческая индивидуальность которого проявилась в различных видах искусства: в монументальном декоративном панно («Испания»), стан­ковой картине («Царевна-лебедь»), портрете (С. Мамонтов, портрет Н.И. Забелы-Врубель), театральной декорации (к опере «Снегурочка»), книжной иллюстрации (к Лермонтову). Центральный образ творчества Вру­беля — Демон («Демон сидящий», «Демон поверженный»). Стилистика В.Э. Борисова-Мусатова развивалась от импрессионистических эффектов к живописно-декоративному варианту постимпрессионизма («Майские цветы», «Призраки», «Весна»),

На рубеже веков появляется художественное объединение «Мир искусст­ва», отличавшееся откровенным неприятием современной действительности (своеобразный ответ российской творческой интеллигенции на всеобщую политизацию культуры на рубеже веков). Для них был характерен поиск ху­дожественного образа в минувшем. Художники этого направления: К.А. Со­мов («Эхо прошедшего времени», «Осмеянный поцелуй», «Дама в голубом»), А.Н. Бенуа («Версальская серия»), Е.Е. Лансере («Никольский рынок в Пе­тербурге»). Ко второму поколению мирискусников принадлежат Б.М. Кусто­диев («Купчиха»), З.Е. Серебрякова («Пьеро/Автопортрст в костюме Пьеро», «Крестьяне»).

Другое крупное объединение, возникшее в начале XX в. — «Голубая ро­за», — в которое вошли художники-символисты. Художники этого объеди­нения: П.В. Кузнецов («Мираж в степи»), М.С. Сарьян («Финиковая паль­ма»).

Художники объединения «Бубновый валет» (1910-1916) обратились к эс­тетике постимпрессионизма, кубизма, а также к приемам русского лубка. Ху­дожники этого направления — Р.Р. Фальк («У пианино. Портрет Е.С. Поте- хиной-Фальк»), И.И. Машков, М.Ф. Ларионов.

В 1910-х гг. в живописи зарождается примитивистская тенденция, свя­занная с ассимиляцией стилистики детского рисунка, вывески, лубка и на­родной игрушки. Представители этого направления —.М.Ларионов («Отды­хающий солдат»), Н.С. Гончарова («Мытье холста»), М.З. Шагал («Венчание», «Я и деревня»), П.Н. Филонов («Восток и запад», «Пир коро­лей»).

К 1910-м гг. относятся первые эксперименты русских художников в аб­страктном искусстве (В.В. Кандинский, К.С, Малевич).

Некоторым особняком стоит творчество художника К.С. Петрова-Водкина, связанное с иконописной традицией, оно в то же время легло в ос­нову нового направления в русской живописи — авангарда (эксперименты с цветом и формой, решительный перевод плоскостного изображения в пер­спективную картину, например «Купание красного коня», «Петроградская мадонна»).

‘ Мирный договор был ратифицирован после бурных дебатов на VII Экстренном съезде РКП(б) (6-8 марта) и на IV Чрезвычайном Всероссийском съезде Советов (14-17 марта).

Предложения интернет-магазинов