Культура России первой половины 19 века

Особенности развития культуры в первой половине XIX в.

Первая половина XIX в. была временем мощного культурного подъема. Развитие русской культуры этого периода определялось рядом факторов:

  • сближение России с Европой;
  • подъем национального самосознания, связанный с событиями 1812 г.;
  • возникновение оппозиционных и революционных течений в русском обществе (декабризм).

Первая четверть XIX в. — это, с одной стороны, время политического протеста (декабристы) и, с другой — время бурных религиозных и философ­ских исканий (тайные кружки, масонские общества).

Вторая четверть XIX в. — время осознания места России в мировом раз­витии, оформление различных идейных течений: либерального, славяно­фильства и западничества, социалистического (революционно-демократи­ческого).

Просвещение и система образования

Просвещение являлось чрезвычайно важным направлением государствен­ной политики. Его развитие определялось потребностями государства (соз­дание министерств требовало квалифицированных чиновничьих кадров с университетским образованием).

Указом от 26 января 1803 г. было введено положение об устройстве учеб­ных заведений. В основу системы образования были положены принципы бессословности, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемст­венность учебных программ на всех ступенях. Вводилось четыре ступени учебных заведений: приходские училища для самых низких состояний (од- ноклассные; к 1812 г. их числилось 671); уездные училища для городского недворянского населения (трехклассные; их было учреждено 210); гимназии для дворян и чиновников (шестиклассные; всего к 1812 г. — 47); университе­ты, в уставах которых декларировалась возможность обучения в них всем со­словиям, кроме крепостных крестьян.

Всего университетов было 6: Московский, Киевский, Харьковский, Дерптский, Казанский, Петербургский. 5 ноября 1804 г. был издан Устав университетов. Согласно уставу, университеты имели четыре факультета; нравственных и политических наук (богословие, правоведение, философия, политэкономия); физических и математических наук (математика, астроно­мия, физика, химия, минералогия, ботаника, агрохимия); врачебных и меди­цинских наук (анатомия, врачебное дело, ветеринария); словесных наук (классическая и современная филология, российская и всеобщая история, ар­хеология, статистика и география). Получить высшее образование также бы­ло возможно в специальных учебных заведениях — Технологическом инсти­туте, Горном и Межевом институтах, Артиллерийской и Инженерной академиях. Во главе всей учебной системы находилось Министерство народ­ного просвещения (1803).

Всей системой образования ведало Главное управление училищ. Было образовано шесть учебных округов, во главе которых были поставлены по­печители. Попечитель, назначаемый императором, должен был осуществлять надзор и контроль над учебными заведениями, находящимися во вверенном ему округе. Попечителем Московского округа был назначен М.Н. Муравьев, бывший учитель Александра I; Петербургского — Н.Н. Новосильцев; Вилен- ского — А. Чарторыйский; Харьковского — Северин Потоцкий; Казанского — академик А.К. Разумовский; Дерптского — генерал Клингер.

При Николе I устав учебных заведений был пересмотрен. В мае 1826 г. был создан Комитет по устройству учебных заведений, который должен был проверить все уставы учебных заведений, выработать единые принципы про­свещения.

19 августа 1827 г. изданы указ и циркуляр, категорически запрещающие принимать крепостных крестьян в гимназии и университеты.

8 декабря 1828 г. принят новый школьный устав, по которому сохраня­лось три ступени школы, но они резко отделялись друг от друга по сослов­ному составу обучающихся.

В 1833 г. министром народного просвещения назначен С.С. Уваров, сме­нивший на этом посту К.А. Ливена (1828-1833).

В 1835 г. утверждено новое положение об учебных округах. Учебные за­ведения округа изъяты из подчинения университетов и переданы в подчине­ние непосредственно попечителю.

Для наблюдения за частными училищами учреждена особая инспекция.

26 июля 1835 г. принят новый университетский устав. Университеты по­теряли значительную часть своей автономии — университетский суд упразд­нялся, административными и хозяйственными делами теперь ведал не совет университета, а правление; совет сохранял право выбора ректора, деканов и профессоров, однако министр получал право не утверждать избранных.

Сокращено число студентов — не более 300 человек дня каждого универ­ситета; отменено преподавание государственного права и философии.

В 1850 г. министром народного просвещения назначен ПЛ. Ширинский- Шихматов.

Первые десятилетия XIX в, характеризуются значительным развитием книгоиздательства и периодической печати, С начала XIX в. до 1850 г. ко­личество периодических изданий увеличилось с 44 до 56. Известными обще­ственно-политическими и литературными журналами являлись «Вестник Европы» (издатель Н.М. Карамзин), «Северный вестник» (издатель Н.С. Глинка), «Телескоп» (издатель Н.И. Надеждин), «Московский телеграф» (издатель Н.А. Полевой), «Отечественные записки» (издатель А.А. Краев- ский), «Современник» (издатель А.С. Пушкин, затем Н.А. Некрасов).

Большую роль в распространении просвещения сыграло издательство А.Ф. Смирдина.

Развитие науки

Существенных успехов достигли русские ученые в математике, физике, химии, медицине, биологии, астрономии, географии, в области гуманитарных наук.

Важнейшими научными центрами России являлись Академия наук и уни­верситеты, среди которых ведущее место занимал Московский университет.

Развитие ряда наук происходило в тесной связи с практикой (работы по органической химии Н.Н. Зинина, создание металлографии Г1.П. Аносовым, исследования в области практического применения электричества В.В. Пет­рова, Б.С. Якоби),

Выдающиеся ученые первой половины XIX в. в различных областях зна­ний:

математика: Лобачевский Н.И. — открытие неевклидовой геометрии; Бунявский В.Я. — открытия в области интегральной математики; Остроград­ский М.В., Чебышев П.Л.;

физика; Петров В.В. — открытие формы перехода электрической энергии в тепловую, изобретение электрической дуги; Ленц Э.Х. — изобретение гальванометра; Якоби Б.С. — создание модели электродвигателя и первого телеграфного записывающею аппарата;

астрономия: Струве В.Я. — основание Пулковской обсерватории под Петербургом (I 839);

медицина; Пирогов Н.И, — развитие отечественной хирургии, изобрете­ние наркоза; Бэр К.М, — открытия в области эмбриологии;

география, этнографии: в начале века были организованы многочислен­ные научные экспедиции, исследовавшие Ледовитый, Тихий океаны, Даль­ний Восток, Среднюю Азию. Огромное значение имели экспедиции Ю.Ф. Лисянского и И.Ф. Крузенштерна (1803-1806), кругосветное плавание М.П.Лазарева и Д.Д.Беллинсгаузена (1819-1821), исследование Южного полюса и открытие Антарктиды.

К концу века центром геофафических исследований становится Русское географическое общество (1845).

Развитие гуманитарных наук, особенно исторической, — характерная черта культурной жизни России первой половины XIX в. Историческая нау­ка приобретает большое общественное и политическое значение: в изучении прошлого пытались найти ответы на злободневные вопросы настоящего. По­являются различные научные школы и направления, возникают вспомога­тельные исторические дисциплины (археология, археография, палеография, нумизматика, геральдика, генеалогия). Начинается широкая научная публи­кация источников (летописей, актового материала, мемуаров и т.д.). Именно в первой половине XIX в. был опубликован основной корпус письменных ис­точников по российской истории XI XVI вв. «Колумбом русской истории» называли Н,М Карамзина, создавшего 12-томную «Историю государства Российского». Видными представителями дворянской историографии были профессора М.П. Погодин («Исследования, замечания и лекции о русской ис­тории») и Н.Г. Устрялов («Русская история», «Историческое обозрение цар­ствования государя императора Николая I», «История царствования Петра Великого» в 9 томах). Представителем «скептической школы» в русской ис­ториографии был профессор Московского университета М.Т. Каченовский (школа требовала строгого критического отношения к источникам). На рубеж 40-60-х гг. приходится становление историографии в России. Выдающимся представителем этого направления был С.М. Соловьев, создавший 29-томную «Историю России с древнейших времен». Изучение всеобщей ис­тории было представлено трудами профессоров Московского университета: медиевиста Т.Н. Грановского и основателя славяноведения в России О.М. Бо- дя не ко го.

Важную роль в развитии русской науки и пропаганде научных знаний иг­рали научные общества: Математическое, Испытателей природы, Любителей Российской словесности и др. Важное значение имели публичные лекции, читавшиеся ведущими профессорами университетов.

Возросший интерес к отечественной культуре и истории вызвал к жизни частное собирательство предметов культуры и старины (коллекции Н.П. Румянцева. А.И. Мусина-Пушкина, Н.Б. Юсупова, А.С. Строганова, во­шедшие впоследствии в Румянцевский и Русский музеи).

Литература

Литература становится ведущей областью культуры. Происходит склады­вание современного литературного языка. Для литературы первой половины XIX в. характерна быстрая смена различных эстетических направлений: сен­тиментализм сменяется романтизмом, на смену последнему приходит реа­лизм.

Русский сентшентатг» представлен творчеством Карамзина (повесть «Бедная Лиза»), Русский романтизм утверждается в литературе в период Отечественной войны 1812 г. Ярким представителем этого направления яв­лялся В.А. Жуковский. К этому направлению относится также творчество поэтов-декабристов К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, А.А. Бестужева (Мар- линского). Романтизмом были проникнуты ранние произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

В 30-40-е гг. в литературе утверждается реализм. Становление этого направления связано с именами А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермон­това, В.Г. Белинского, Н.А. Некрасова. Внутри этого направления начинает оформляться критический реализм, или «натуральная школа»: творчество

Н.В. Гоголя («Шинель»), А.И. Герцена («Кто виноват?», «Сорока- воровка»), А Н. Островского. Утверждение «натуральной школы» связано с борьбой за подлинную народность в противовес «официальной народно­сти».

Становление принципов реализма и народности происходило в изобрази­тельном искусстве, театре, музыке.

Живопись

Русские художники создают выдающиеся произведения в духе академиз­ма, оплотом которого была императорская Академия художеств.

Одновременно в живописи происходит отход от академизма. Видными представителями академической школы были Бруни А.Ф. («Медный змий»), Брюллов К.П. («Итальянский полдень», «Последний день Помпеи», «Всад­ница», «Автопортрет»),

Представители внеакадемического направления:

  • А.Г. Венецианов, обратившийся к бытовому жанру; создал серию картин, Изображавших сельский быт («Гумно», «На пашне», «На жатве») в сен­тиментальном ключе;
  • П.А. Федотов, создавший 9 небольших жанровых полотен, в которых вы­смеивал «темное царство» купечества, тупую спесь дворянства. Его назы­вают «Гоголем в живописи». Самые знаменитые его картины: «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!»;
  • выдающиеся художники-портретисты О.А, Кипренский и В.А. Тропинин, В работах Кипренского чувствуется влияние романтизма, он ищет в чело­веке возвышенное начало (портрет А.С. Пушкина). Для Тропинина харак­терны жанровые портреты, наполненные светом и чувством («Кружевни­ца», «Гитарист»);
  • значительное место в русской живописи занимает творчество А.А. Ива­нова, создавшего знаменитое полотно «Явление Христа народу». Основ­ная его идея — убежденность художника в необходимости духовного и нравственного возрождения человечества.

Архитектура

В архитектуре до 40-х гг, XIX в. прочные позиции занимал классицизм. Разновидностью классицизма являлся ампир (стиль в архитектуре, скульпту­ре и декоративном искусстве первой трети XIX в., завершающий развитие классицизма. Характерны монументальные формы и богатый декор, вопло­щавшие идеи государственного могущества и воинской славы). Различают петербургский и московский ампир. В этом стиле возводятся в основном зда­ния общественного назначения. В центре внимания зодчих этого времени — создание архитектурного ансамбля: формировались Дворцовая, Адмиралтей­ская и Сенатская площади в Петербурге и Театральная в Москве. Представители классицизма в русской архитектуре:

— в Петербурге: А.Н. Воронихин (Горный институт, Казанский собор), А.Д. Захаров (Адмиралтейство, собор в Кронштадте), К. Росси (здание Сена­та и Синода, завершившее планировку Сенатской площади; Главный штаб с аркой, закончившей оформление Дворцовой площади; Михайловский дво­рец, Александринский театр). Сооружения, возведенные К. Росси, поражают сочетанием строгости с парадностью и легкостью;

— в Москве: О.И. Бове (торговые ряды на Кремлевской площади, здания Большого и Малого театров, здание Манежа — совместно с А.А. Бетанкуром; Д. Жилярди (отстроил после пожара здание Московского университета на Моховой, дом Луниных).

40-50-е гг. — время упадка классицизма в русской архитектуре. В моду входят псевдорусский стиль, псевдоготика, возникает интерес к византий­скому стилю; характерно смешение стилей (эклектика).

Создателем эклектического русско-византийского стиля был К.А. Тон (Большой дворец, Оружейная плата в Кремле, храм Христа Спасителя). Эк­лектические формы классицизма в барокко нашли отражение в архитектуре А.А. Монферрана (Исаакиевский собор в Петербурге, Александрийская ко­лонна).

Театр и музыка

Все более заметную роль в общественной жизни играл театр. В 1824 г. в результате раздела Петровского театра в Москве появились две самостоя­тельные труппы: драматическая (Малый театр) и оперно-балетная (Боль­шой). В Петербурге в 1832 г. открылся Александринский театр. В провин­ции широкое распространение получили крепостные театры. Подобно литературе, в 20-30-е гг. на сцене русского театра классицизм сменился романтизмом (героико-трагедийным). Внимание актеров было сосредото­чено прежде всего на внутренних переживаниях героев. Яркие образы именно в романтическом ключе были созданы актером Малого театра П.С. Мочаловым. Становление реализма в русской драматургии связано с именами А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя. Особое значение для развития русской драматургии имел Малый театр, «создавший правду на русской сцене». В нем играл выдающийся актер М.С. Щепкин, осново­положник реалистической школы.

В музыке происходит смена идейно-эстетических направлений. Она ис­пытала влияние общего патриотического подъема в связи с войной 1812 г., широко использовала народные мелодии и русскую национальную тематику. По-прежнему наиболее распространенными музыкальными жанрами явля­лись: камерные произведения (романсы А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, А.Л. Гурилева) н опера (К.А. Кавоса «Иван Сусанин», А.Н. Верстовского «Аскольдова могила»).

Возникновение подлинно национальной школы связано прежде всего с М.И. Глинкой, который в своих произведениях блистательно соединял богат­ство народного мелоса и высочайшие достижения европейской музыкальной культуры (опера «Жизнь за царя», опера «Руслан и Людмила», «Камарин­ская»),

В этот период начинает свою работу А.С. Даргомыжский, создавший но­вые жанры: народно-бытовую музыкальную драму («Русалка»), сатирико- комическую оперу «Титулярный советник» и др.

Предложения интернет-магазинов