Либеральные реформы 6о-8о-х гг. 19 века

Обстановка в России в 6о—8о-х гг. XIX в. и отношение к реформам

Преобразования, которые последовали после отмены крепостного права, исследователи оценивают по-разному. Часть историков склонны называть их буржуазными. Другие же полагают, что реформы следует считать либеральными, но поскольку они не привели к изменению структуры публичной вла­сти (власть монарха оставалась юридически неограниченной) и не дали ос­новных буржуазных свобод (свободы слова, печати, собраний, союзов и т.д.), то называть их буржуазными не следует.

В процессе выработки и проведения реформ можно проследить несколько этапов.

Задумывавшиеся первоначально, в конце 50-х гг., преобразования были самыми либеральными по содержанию. Однако уже на уровне выработки окончательных вариантов проектов либератьные авторы уходят в отставку и их заменяют более умеренные. Это объясняется и тем, что после первого по­кушения (Д.В. Каракозова 4 апреля 1866 г.) реформаторский пыл Александ­ра II несколько угас, начались кадровые перестановки — либералов сменяли умеренные и даже консерваторы, и давлением общества, которое хотело и требовало реформ, но, столкнувшись с ними, почувствовало разочарование. В конце 1870-х гг. начнется настоящая охота за Александром, закончившаяся 1 марта 1881 г. Правительство ужесточает полицейский режим в стране, и одновременно в программу реформ начнется внесение очередных «исправле­ний» и «дополнений».

С начала 80-х гг. начинается этап контрреформ.

Историки выделяют несколько факторов, которые влияли на концепцию реформ и контрреформ.

Некоторые напрямую связывают колебания реформаторского курса с ус­пехами и неудачами внешней политики России. Другие склонны видеть при­чину этих колебаний в общественных ожиданиях. По их мнению, значитель­ная часть дворянства вообще не хотела реформ, не видела для себя в них никакой пользы, и правительство, «исправляя» либеральные преобразования, лишь стремится удовлетворить интересы большей части дворянства. Часть историков считают главной причиной субъективный фактор — реформатор­ский энтузиазм Александра II выдохся после выстрела Д. Каракозова. Алек­сандр III, став императором после трагической гибели Александра II, вообще не склонен был проводить реформаторский курс.

Земская и городская реформы

В любом случае после отмены крепостного права некоторые преобразо­вания оказались необходимы, независимо от желания правительства.

В обществе сложилось устойчивое мнение о необходимости создания бессословных представительных органов. В то же время довольно значи­тельная часть дворянства высказывалась за создание дворянского представи­тельства и усиление роли дворян в политической жизни страны. Обеспокоен­ное настроением дворянства правительство приступило к проведению земской реформы, желая таким образом привлечь на свою сторону дворянст­во, в большинстве своем недовольное отменой крепостного права.

Необходимость введения местного самоуправления была также обуслов­лена рядом экономических и социальных причин. Государство, не имея средств для решения целого ряда социальных вопросов, стремилось перело­жить их на органы местного самоуправления.

В апреле 1860 г. Н.А. Милютин представил Александру II записку о «временных правилах» местного самоуправления, но проект не удовлетворил царя. Другой проект был выработан П.А. Валуевым, но и от этого проекта в целом отказались.

В марте 1863 г. выработан проект «Положения о губернских и уездных земских учреждениях».

1 января 1864 г. проект подписан и приобрел силу закона. Он распростра­нялся на 34 губернии Европейской России.

По этому закону создавались земские учреждения, состоявшие из распо­рядительных — уездных и губернских земских собраний — и исполнитель­ных — уездных и губернских земских управ. Они избирались на три года. Председателями распорядительных органов становились уездный и губерн­ский предводитель дворянства. Председатели управ избирались на земских собраниях и затем утверждались: председатель уездной земской управы — губернатором, председатель губернской — министром внутренних дел.

В ведении земств находились: устройство и содержание больниц, школ, приютов, богаделен, попечение о местной торговле и промышленности, вете­ринарная служба, взаимное страхование, местное продовольственное дело, устройство и содержание местных путей сообщения и земской почты.

В 1866 г. губернаторам предоставлено право отказывать в утверждении избранных земством должностных лиц, признаваемых губернатором «небла­гонадежными».

13 июня 1867 г. земствам запрещено сноситься друг с другом, сообщать друг другу свои решения, печатать без разрешения местного губернского на­чальства отчеты о своих собраниях, а также обсуждать вопросы, не относя­щиеся непосредственно к делам земств.

В 1862 г. по инициативе Министерства внутренних дел началась подго­товка реформы городского самоуправления. Для выработки «Городового по­ложения» было образовано 509 комиссий, на основе предложений которых в 1864 г. Министерство внутренних дел выработало первый проект «Городово­го положения», но только в марте 1866 г. окончательный вариант проекта был внесен на обсуждение Госсовета.

16 июня 1870 г. уже третий по счету проект «Городового положения» был наконец утвержден Александром II.

«Городовое положение» вводило городские всесословные органы управ­ления — Городскую думу (распорядительный) и Городскую управу (исполни­тельный). Избирательные права предоставлялись всем мужчинам, достигшим 25 лет и платившим в пользу города налоги и сборы. Наравне с частными ли­цами избирательные права получили ведомства, учреждения, общества, това­рищества. церкви и монастыри, платившие сборы в городской бюджет. Пре­дусматривалась трехразрядная избирательная система: избиратели делились на три курии, каждая из которых избирала 1/3 состава гласных городской ду­мы. Численный состав дум устанавливался с учетом количества населения от 30 до 72 гласных, в Москве — 180, в Петербурге — 250.

Городские органы самоуправления имели административно-хозяйствен­ные функции: благоустройство города (освещение, отопление, водоснабже­ние, очистка, транспорт, устройство набережных, мостов и т.д.), народное образование, здравоохранение, общественное призрение, попечение о разви­тии торговли и промышленности, кредит и т.д.

Городской бюджет формировался па основе налогов и сборов с недвижи­мости, доходов от эксплуатации городского имущества (торговых рядов, бань, городских боен и т.д.), пошлинных сборов, аукционов, а также отчис­лений из государственной казны. В то же время городское самоуправление не имело права самостоятельно вводить новые налоги и превышать установлен­ную законом норму обложения. На городские думы были возложены обяза­тельные расходы на содержание пожарной охраны, полиции, тюрем, казарм.

Координировал работу органов городского самоуправления городской го­лова. Надзор за соблюдением законности органами городского самоуправле­ния осуществлялся Губернским по городским делай присутствием под пред­седательством губернатора.

В 1875-1877 гг. «Городовое положение» было распространено на нацио­нальные окраины, за исключением Средней Азии, а также Польши и Фин­ляндии.

Судебная реформа

Самой последовательной из проведенных реформ чаще всего называют судебную.

В 1861 г. Государственной канцелярии поручено начать разработку «Ос­новных положений преобразования судебной части в России».

В 1862 г. под руководством С.И. Зарудного выработаны основные начала нового судопроизводства.

20 ноября 1864 г. Александр II утвердил судебные уставы.

Судебные уставы предусматривали бессословность суда и его независи­мость от административной власти, несменяемость судей и судебных следо­вателей, равенство всех сословий перед законом, состязательность и глас­ность судебного процесса, участие в нем присяжных заседателей и адвокатов.

Вводились новые судебные учреждения — коронный и мировой суды.

Коронный суд имел две инстанции: окружной суд (в пределах губернии) и судебную палату, объединявшую несколько судебных округов и состояв­шую из уголовного и гражданского департаментов.

Принимавшие участие в судебном разбирательстве выборные присяжные заседатели устанавливали виновность или невиновность подсудимого, а ме­ру наказания определяли в соответствии со статьями закона судья и члены суда. Избираться в присяжные заседатели могли лица с определенным, дос­таточно высоким имущественным цензом, проживавшие в данной местности не менее двух лет; присяжными не могли быть состоящие под следствием и судом, душевнобольные, а также духовные лица, военные, учителя народных школ, лица, находящиеся в услужении; впоследствии будуг введены ценз грамотности и ценз благонадежности. Решения, принятые окружным судом с участием присяжных заседателей, могли быть обжалованы в Сенате только в случае нарушения законного порядка судопроизводства или обнаружения новых обстоятельств по делу. Сенат имел право кассации (отмены или пере­смотра) судебных решений. Для этого в его составе были учреждены касса- ционно-уголовный и кассационно-граЖданский департаменты.

Для разбора гражданских исков на сумму до 500 руб. и мелких правонару­шений в уездах и городах учреждался мировой суд. Мировые судьи избирались на уездных земских собраниях, а в Москве, Петербурге и Одессе — городски­ми думами сроком на 3 года. Мировым судьей мог быть избран или назначен только местный житель, не моложе 25 лет, не состоящий под судом и следст­вием, имеющий высокий образовательный и имущественный ценз. Мировой судья мог приговаривать виновных к денежному штрафу не свыше 300 руб., аресту до 6 месяцев или к заключению в тюрьму на срок до одного года. Реше­ния мирового судьи можно было обжаловать в уездном съезде мировых судей.

Председателей и членов судебных палат и окружных судов утверждал император, а мировых судей — Сенат.

Судебные уставы вводили также институт присяжных поверенных — ад­вокатов и судебных следователей. Впервые в России вводится нотариат.

В 1866 г. были образованы первые судебные округа — в Москве и Петер­бурге.

С 1871 г. производство дознаний по политическим преступлениям пере­дано жандармерии.

В 1872 г. создано Особое присутствие Правительствующего Сената для рассмотрения дел по политическим преступлениям, ограничивается публич­ность судебных заседаний и освещение их в печати.

Лишь к 1896 г. завершено образование судов присяжных. К этому време­ни первоначальный проект претерпел существенные изменения, благодаря «дополнениям» и «поправкам».

Финансовая реформа

Расстройство финансов в ходе Крымской войны, хронически дефицитный бюджет, а также необходимость проведения в масштабах страны значитель­ной финансовой операции (выкупной) потребовали упорядочения финансо­вой системы.

Большую роль в разработке программы финансовой реформы сыграл го­сударственный контролер В.А. Татаринов.

Еще с 1859 г. начала работу Податная комиссия для упорядочения и уравнения прямых налогов.

В 1860 г. отменена система откупов. С 1 января 1863 г. откупа заменялись акцизной системой.

В 1861 г. увеличена до 1 руб. подушная подать (отменена для мещан). В 1863 г. она поднялась еще на 25%, а в 1867 г. — увеличена еще раз. В резуль­тате к 1870 г. подушная подать составила I руб. 75 коп.

18 мая 1886 г. принят закон, по которому с 1 января 1887 г. (в Сибири с 1899 г.) подушная подать для податных сословий отменялась.

В 1870 г. был введен государственный наюг на землю в размере от 0,25 до 10 коп. с десятины.

31 мая 1860 г. учрежден Государственный банк, который заменил Заем­ный и Коммерческий банки, Сохранную казну и Приказы общественного призрения.

В 1862 г. принят закон о новом порядке составления смет отдельными ве­домствами. Единственным ответственным распорядителем всех доходов и расходов стал министр финансов, деятельность которого была подотчетна государственному контролю. С этого же времени роспись доходов и расхо­дов начала публиковаться.

В том же 1862 г. была предпринята попытка проведения денежной ре­формы. Получив иностранный заем в размере 85 млн руб., правительство от­крыло свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро по установ­ленному курсу. Но, истратив большую часть металлического запаса, реформаторы не смогли повысить курс рубля. Реформа была прекращена.

Реформы в области просвещения и цензуры

Еще один вопрос, который требовал решения, — изменения в области просвещения и цензуры.

28 июля 1861 г. учрежден Комитет для разработки реформы начального и среднего образования.

В то же время в середине 1861 г. введены «временные правила», ограни­чивающие доступ в университеты разночинцев.

В декабре 1861 г. комиссия подготовила проект университетского устава. Он был разослан для отзывов по университетам, губернаторам, предводите­лям дворянства и т.д.

10 ноября 1862 г. утвержден устав женских гимназий. Первые женские училища для непривилегированных сословий стали открываться еще в 1858 г. С 10 ноября они переименовываются в гимназии.

18 июня 1863 г. утвержден университетский устав (в пятой редакции). Он предоставлял университетам широкую автономию. Действие устава рас­пространялось на 6 университетов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Киевский, Новороссийский (в Одессе).

14 июня 1864 г. издано «Положение о начальных народных училищах». Оно разрешало открывать и содержать начальные школы как общественным учреждениям, так и частным лицам, но ставило эти учебные заведения под контроль уездных и губернских училищных советов.

19 ноября 1864 г. утвержден новый устав гимназий. Он вводиЛ принцип формального равенства в среднем образовании для всех сословий и вероис­поведаний. Гимназии разделялись на классические и реальные.

В 1866 г. отправлен в отставку «либеральный» министр народного про­свещения А.В. Головнин. На его место назначен Д.А. Толстой.

30 июля 1871 г. принят новый гимназический устав, который предусмат­ривал сохранение только классических гимназий, а 15 мая 1872 г. — устав реальных училищ, которые заменили собой реальные гимназии.

В 1857 г. при Министерстве внутренних дел образована комиссия по председательством Д.А. Оболенского для разработки нового цензурного ус­тава.

6 апреля 1865 г. утверждены «Временные правила» о цензуре (отменялась предварительная цензура).

С 1866 г. дела о печати изымались из ведения окружных судов и переда­вались в судебные палаты.

Военная реформа

Поражение в Крымской войне обнаружило слабость русской армии и не­обходимость военной реформы.

В июле 1855 г. была образована Комиссия для улучшения по военной час­ти под председательством Ф.В. Редигера. В 1857 г. началась ликвидация воен­ных поселений. В 1858 г. сократилась численность армии (до 1,5 млн человек).

В 1861 г. военным министром назначен Д.А. Милютин. 15 января 1862 г. он представил Александру II всеподданнейший доклад, в котором содержа­лись основные положения будущих реформ.

Одна из главных задач — сокращение числа армии в мирное время и соз­дание возможностей для значительного ее увеличения в военное время.

Это было достигнуто путем уменьшения небоевого элемента (нестроевых, местных и вспомогательных войск), упразднения Отдельного корпуса внут­ренней стражи, сокращения срока действительной службы, образования обу­ченного запаса.

В результате только в 1864—1867 гг. численность армии была сокращена с 1132 тыс. до 742 тыс. человек.

К 1871 г. была проведена коренная реорганизация армии. Войска дели­лись на полевые, или действующие, и местные. Были упразднены армии и корпуса; высшей тактической единицей принята в пехоте и кавалерии диви­зия. В 1862-1864 гг. — реорганизована система военного управления: 6 авгу­ста 1864 г. специальным положением образовано 15 военных округов, под­чиненных непосредственно военному министру. Изменена организация войсковых штабов. В 1865 г. учрежден Главный штаб — центральный орган управления войсками. В 1868 г. реорганизовано Военное министерство и ут­верждено новое «Положение о полевом управлении войск в военное время».

Новая система имела ряд преимуществ. Ликвидировалась излишняя цен­трализация управления и создавались более благоприятные условия для ру­ководства войсками; сокращались сроки мобилизации запасных в военное время; переход войск, в случае необходимости, с мирного в военный состав обеспечивался необходимым запасом обученных людей,

В 1863-1866 гг. перестроена система подготовки офицеров: кадетские корпуса преобразованы в военные гимназии, учреждены военные училища. Для специальной подготовки военных инженеров, артиллеристов, кавалери­стов были созданы 16 юнкерских училищ с трехлетним сроком обучения.

В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав. Вводились три су­дебные инстанции — полковые, военно-окружные и главный военный суды. На время войны учреждался Главный военно-полевой суд. Решения военных судов подлежали утверждению соответственно полкового и окружного на­чальников, а в последней инстанции — военного министра. Были созданы должности военных прокуроров и следователей. В 1867 г. учреждена Военно- юридическая академия.

Проведено перевооружение армии: в 1867 г. приняты первые нарезные заряжаемые с казны орудия, началась замена чугунных и бронзовых орудий на стальные. В 1868 и 1870 гг, введены винтовки Бердана для пехоты, кава­лерии и казачьих войск.

Военная реформа завершилась введением всеобщей воинской повинности.

В 1870 г. Д.А. Милютин представил Александру II доклад о введении все­общей воинской повинности и получил его одобрение. Под председательст­вом Милютина была создана специальная комиссия для выработки воинского устава. Через два года проект был готов и вынесен на обсуждение Госсовета.

1 января 1874 г. Александр II утвердил «Устав о воинской повинности» и специальный Манифест о нем. По Уставу все воинские силы империи дели­лись на 4 разряда: регулярная армия и флот, иррегулярные войска (казачест­во), запасные войска и ополчение. Воинская повинность распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сосло­вий. Для сухопутных регулярных войск устанавливался 6-летний срок дейст­вительной службы. Отслужившие этот срок увольнялись в запас на 9 лет, по­сле чего зачислялись в ополчение до 40-летнего возраста. Для флота устанавливался 7-летний срок действительной службы и 3 года пребывания в запасе. (В 1888 г. принят новый воинский устав, устанавливавший 5-летний срок действительной службы и 13-летний срок пребывания в запасе).

От действительной службы освобождались: единственный сын у родите­лей, единственный кормилец в семье при малолетних братьях и сестрах, те, у кого старший брат отбывает или уже отбыл срок действительной службы, физически непригодные, духовные лица всех вероисповеданий, представите­ли некоторых религиозных сект, народы Средней Азии и Казахстана, некото­рые народности Кавказа и Крайнего Севера.

Контрреформы   

Несмотря на то что преобразования в целом носили позитивный характер, они вызвали значительную негативную реакцию в обществе. 2 апреля 1879 г. было предпринято покушение на императора (А.К. Соловьев).

26 августа 1879 г. исполнительный комитет «Народной воли» принял ре­шение об убийстве Александра II. Осенью 1879 г., во время возвращения Александра II из Крыма, были сделаны минные подкопы на железной дороге. 18 ноября — предпринята неудачная попытка взрыва императорского поезда в Александровске. 19 ноября — взорван свитский поезд под Курском. 4 фев­раля 1880 г. во время взрыва в Зимнем дворце, устроенного С.Н. Халтури­ным, чуть не погибла вся императорская семья.

Стремясь найти выход из кризиса, правительство предпринимает ряд от­ветных шагов.

Для разработки мер «по охране спокойствия и безопасности империи» в период с марта 1878 г. по апрель 1879 г. созывалось четыре Особых совеща­ния, С 1 августа 1878 г, был введен институт полицейских урядников, кото­рые должны были охранять общественное спокойствие, нравственность и права собственности в своих участках. 9 августа 1878 г. издан закон «О вре­менном подчинении дел о государственных преступлениях и некоторых пре­ступлениях против должностных лиц ведению военного суда, установленно­го для военного времени». 5 апреля 1879 г. указом императора вводились должности временных генерал-губернаторов в крупных административных центрах. 12 февраля 1880 г. учреждается Верховная распорядительная комис­сия во главе с М.Т. Лорис-Меликовым. Комиссия просуществовала полгода. После ее закрытия М.Т. Лорис-Меликов был назначен министром внутрен­них дел. 30 августа последовал рескрипт, признающий, что «успокоение уже наступило и возможно приступить к отмене чрезвычайных мер».

Одновременно правительство стремится заручиться поддержкой либе­ральной части общества. В январе 1880 г. было создано Особое совещание, в состав которого входили: наследник престола Александр Александрович, П.А. Валуев, С.Н. Урусов, шеф жандармов А.Р. Дрентельн и министр внут­ренних дел Л.С. Маков. Заседания совещания состоялись в январе и не дали никаких результатов, так как ни один из представленных конституционных проектов не сочли приемлемым.

11 августа 1880 г. Лорис-Меликов назначил ревизию девяти губерний для выяснения потребностей местного управления. Проводящим ревизию сена­торам было поручено в первую очередь узнать настроение крестьян, соста­вить отчет о количестве и причинах волнений по ревизуемым губерниям, а также о мерах их прекращения. М.Т. Лорис-Меликов предлагает учредить при Госсовете «временные подготовительные комиссии» и общую комиссию с участием лиц, взятых из среды земства и столичных городов. Часть членов этой комиссии должна была выбираться земскими собраниями, часть — на­значаться из числа лиц, принимавших участие в работе подготовительных комиссий, и часть — назначаться из местностей, где не было земских учреж­дений. Члены комиссии должны были привлекаться к обсуждению государ­ственных дел в Госсовете. 22 декабря 1880 г. губернаторам было предписано передать на обсуждение губернских земств проект переустройства органов крестьянского управления. В связи с этим многие земства вновь стати выска­зывать пожелания о передаче волости в управление земским учреждениям и о введении принципа бессословности в сельские учреждения.

В совещании 1 марта 1881 г. императору предстояло сообщить о своем решении, которое должно было определить сроки начала работы мини­стерств над составлением проекта, однако именно в этот день Александр II был убит народовольцами.

Императором становится Александр III[1].

8 и 2! марта 1881 г. состоялись заседания Совета министров с участием великих князей, посвященные обсуждению проекта Лорис-Меликова. Они продемонстрировали заметное преобладание в Совете сторонников дальней­ших преобразований.

Однако сам Александр III, очевидно, был противником реформ. 4 апреля 1881 г. было принято «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия». Срок его действия определялся на три года. В нем подтверждалось право губернаторов и градоначальников утверждать поступающих на все должности в земские и городские органы общественного управления и судебно-мировые установления, а также требо­вать увольнения служащих этих учреждений, если они признаны неблагона­дежными. О фактах выборов на такие должности неблагонадежных лиц гу­бернаторы обязывались доносить в министерство внутренних дел с подробностями биографии и результатами наблюдения за поведением вызы­вающих подозрение лиц.

29 апреля 1881 г. Александр 111 подписал манифест «О незыблемости са­модержавия». М.Т. Лорис-Меликов был отправлен в отставку.

Новым министром внутренних дел назначается Н.П. Игнатьев.

В апреле 1882 г. Н.П. Игнатьев представил императору подготовленный им при участии славянофилов текст манифеста о созыве представительного Земского собора. По мысли Игнатьева, Собор должен был торжественно под­твердить необходимость самодержавия в России. Александр III некоторое время выжидал, а в мае 1882 г. созвал совещание, которое отвергло необхо­димость Собора. Игнатьев был уволен, его место 30 мая 1882 г, занял граф Д.А. Толстой.

Политика в области просвещения

Первой жертвой нового правительства стало просвещение. 20 ноября 1882 г. издан циркуляр И.Д. Делянова о средней школе, усиливавший дисци­плинарные взыскания, а 5 июня 1887 г. — указ о «кухаркиных детях», в ко­тором говорилось о запрещении принимать в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Ре­альные училища были преобразованы в технические школы, их окончание не давало права на поступление в высшие учебные заведения.

23 августа 1884 г. введен новый университетский устав, подготовленный М.Н. Катковым, и фактически ликвидирующий автономию университетов.

В 1885 г. вводится форменная одежда для студентов, для того чтобы удобнее было осуществлять за ними надзор.

С 1887 г. при поступлении в университет необходимо стало представлять характеристику о «благонадежности».

27 августа 1882 г. учреждены новые «Временные правила» о печати. Ре­дакторам вменялось в обязанность по требованию министра внутренних дел сообщать имена авторов статей, печатавшихся под псевдонимом.

Проект реформы местного управления

В ноябре 1881 г. начала работу комиссия по выработке проекта реформ местного управления под руководством М.С. Каханова, бывшего сотрудника М.Т. Лорис-Меликова. В ее состав вошли сенаторы (С.А. Мордвинов, А.А. Половцев, И.М. Шамшин и др.), ревизовавшие в 1880- 1881 гг. ряд гу­берний, а также представители различных ведомств. В апреле 1882 г. из со­става комиссии было выделено Особое совещание для составления нового проекта местного самоуправления, В ноябре 1882 г. в состав комиссии вошел ряд представителей местной администрации и предводителей дворянства: А.А. Пазухин, С.С. Бехтеев, А.Р. Шидловский, Е.Е. Баратынский и др.

К октябрю 1884 г. Особым совещанием был составлен еювый проект, в котором предусматривалась выборность председателей земских собраний, расширение права ходатайств, понижение земельного ценза, избрание глас­ных от крестьян непосредственно сельскими сходами, право созывать общие съезды земских представителей с разрешения губернского присутствия и ми­нистра внутренних дел. Кроме того, предусматривалось упразднение кресть­янской волости и создание низшей земско-административной единицы во главе с волостелем, избираемым земством. В задачу волостеля должен был входить контроль за исполнением земских и правительственных поручений.

В ноябре 1884 г. состав комиссии увеличили за счет представителей раз­личных ведомств и местных экспертов. Возглавил экспертов А.Д. Пазухин. В ходе нового обсуждения выяснилось, что комиссию предлагаемое решение во­проса местного управления не удовлетворяет. Началась выработка нового про­екта. Однако и этот, значительно более реакционный проект не был принят.

28 февраля 1886 г. комиссия была распущена, а материалы ее работы сда­ны в архив.

Закон о земских начальниках

В январе 1887 г. в Государственный совет в первый раз был внесен проект закона о земских начальниках и проект Положения о губернских и земских учреждениях. Однако обсуждение проекта затянулось, было подготовлено несколько вариантов закона. Наконец 4 февраля 1890 г. проект закона был передан в Государственный совет. Министром внутренних дел стал к тому времени И.И. Дурново. 12 июня 1890 г. новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» было принято.

Положение о земских участковых начальниках устранило разнобой в руко­водстве крестьянским управлением. Земским начальникам поручался надзор за всеми установлениями крестьянского общественного управления, производст­во ревизии крестьянских учреждений, судебные функции. При рассмотрении жалоб на действия должностных лиц сельского и волостного управления зем­ский начальник имел право подвергать их замечанию, выговору, денежному взысканию до I руб. или аресту до семи дней. За более важные проступки зем­ский начальник мог временно устранить лиц сельского и волостного управле­ния от должности и требовать их увольнения или предания суду.

Мировой суд в губерниях, где вводился институт земских начальников, ликвидировался. Новые правила уголовного судопроизводства относили к ведению земских начальников все дела, предусмотренные Уставом о наказа­ниях, налагаемых мировыми судьями. Постановления земских начальников по вопросам благонадежности, об утверждении списков для волостного схо­да, а также о наложении взысканий были окончательными и подлежали не­медленному исполнению. Постановления земских начальников, связанные с поземельным устройством, обжаловались в губернское присутствие.

Им предоставлялось также право надзора за состоянием мирских капита­лов, за ссудосберегательными товариществами и кассами, за опекунствами, а также право наложения административных взысканий (ареста или денежного взыскания) за неисполнение сделанных ими распоряжений и требований.

По всем вопросам, относящимся к их компетенции, земские начальники имели право входить с представлениями к губернатору, во все губернские учреждения и в уездный съезд земских начальников. В своей деятельности они были обязаны руководствоваться указаниями этих учреждений.

Надзор и руководство деятельностью земских начальников осуществляли их уездные съезды, губернское присутствие и лично губернатор. Ежегодно земские начальники уезда должны были представлять уездным съездам отче­ты о своей деятельности.

Занимать должности земских начальников могли лица, принадлежащие к потомственным дворянам, соответствующие определенному образователь­ному и имущественному цензу.

[1] Александр 3 родился в 1845 г. Второй сын Александра 2. Стал наследником престола по­сле смерти старшего брага Николая (1865). Учителями его были С.М.Соловьев (история), А.И. Чивилев (политэкономия и статистика), Я.К. Грог (история литературы), И.К. Бабст (по­литэкономия), М.И. Драгомиров (теория военного искусства). К.П. Победоносцев (право). В 1866 г. женился на дочери датского короля Христиана IX Луизе Софии Фредерике Дагмаре (в православии Мария Федоровна). Умер Александр 3 в 1894 г.

Предложения интернет-магазинов