Образование СССР. Национально- государственное строительство в 1920-1930-х гг.

Программа большевиков по национальному вопросу

Национальный вопрос был одним из самых актуальных в Российской им­перии. Однако ни царское, ни Временное правительство разрешить его не могли и не хотели. В самых первых программных документах РСДРП уже намечена программа решения национального вопроса.

Возможны были различные пути его решения — унитарное государство, автономия, федерация и, наконец, конфедерация. Программный тезис о нраве наций па самоопределение (при приоритете классовых интересов над нацио­нальными) не ограничивал пути решения вопроса о будущем национазьно- государственном устройстве. Сама позиция большевиков по этому вопросу с течением времени менялась — например, в 1913 г. В.И.Ленин допускал ре­шение национального вопроса в рамках «широкой областной автономии». В 1917 г. Ленин сформулировап принцип «союза свободных республик», т.е. федерацию. Федеративный принцип, как и право народов свободно решать вопрос о вхождении в советскую федерацию, законодательно закреплялся Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.).

В результате реализации первых шагов в области национальной политики 31 декабря 1917 г. подписан Декрет о признании государственной независи­мости Финляндии, в августе 1918 г. — Декрет об отказе от договоров о раз­деле Польши, заключенных царизмом, отделилась Тува (1918); образовались и суверенные Советские республики (Украинская — декабрь 1917 г., Эстон­ская — декабрь 1918 г., Латвийская — декабрь 1918 г., Литовская — февраль 1918 г., Белорусская — январь 1919 г. и т.д.).

Малые народы, проживавшие компактно, получили в РСФСР автономию двух уровней: республиканскую (Башкирская АССР, Татарская АССР, Даге­станская АССР и др.) и областную (Бурят-Монгольская АО, Вотская АО, Калмыцкая АО, Марийская АО, Чувашская АО).

Некоторые историки полагают, что большевики, провозглашая право наций на самоопределение, не ожидали, что на практике им пожелают воспользовать­ся практически все входившие в империю народы. В годы гражданской войны на территории бывшей империи насчитывают до 70 государственных образо­ваний, причем некоторые из них существовали буквально несколько дней.

Тем не менее, при обсуждении II программы партии на VIII съезде РКП(б) большевики не отказались от тезиса о праве наций на самоопределе­ние, хотя национальный вопрос и вызвал серьезные дискуссии.

Против выступили Бухарин и Пятаков. Они считали невозможными на­ционально-освободительные войны в условиях социализма, отрицали про­граммное требование о праве наций на самоопределение вплоть до отделе­ния. Они заявляли, что это право в условиях империализма неосуществимо, а при социализме — излишне, так как развитие общества идет в направлении слияния наций. Бухарин противопоставил программному требованию партии в национальном вопросе положение о самоопределении трудящихся классов каждой нации. Однако в тексте программы тезис о праве на самоопределение именно наций остался без изменения.

Складывание военно-политического союза республик

В годы гражданской войны оформился военно-политический.союз суве­ренных республик. Это было оформлено декретом ВЦИК от 1 июня 1919 г. В союз первоначально вошли Россия, Украина, Белоруссия, Латвия и Литва. Целью союза провозглашалась «борьба с империализмом». Последовало объ­единение вооруженных сил, вводилось единое военное командование (Рево­люционный военный Совет РСФСР и Главком Красной армии). Представи­тели республик были включены в состав высших органов’государственной власти и управления, были объединены совнархозы, железнодорожный транспорт, наркоматы труда и финансов. В период подготовки к междуна­родной конференции в Генуе сложился дипломатический союз республик.

Такая форма объединения получила название договорной федерации. Свое­образие ее заключалось в том, что российские управленческие структуры фак­тически играли роль общегосударственных органов власти. Республиканские компартии были включены в состав РКП(б) на правах областных парторгани­заций. Задача момента — достижение единства военных действий — была ре­шена но одновременно суверенитет республик был несколько ограничен.

Хозяйственный союз республик. Расширение союза

После окончания гражданской войны на первое место выдвинулась зада­ча восстановления экономических связей. В 1920-1922 гг. все советские рес­публики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хо­зяйственном и дипломатическом союзе. Увеличилось число общесоюзных наркоматов.

Столкновение объединительных и центробежных тенденций продемонст­рировало образование ЗСФСР. Кавказское бюро партии под руководством Орджоникидзе стремилось объединить на федеративных началах Грузию, Армению и Азербайджан. Проект отстаивался также Лениным и Сталиным. Однако он встретил сопротивление со стороны грузинской партии и одной из фракций азербайджанской. Но впоследствии Ленин поддержал грузинских оппозиционеров. В результате 29 ноября 1921 г. ЦК РКП(б) утвердил проект постановления, предложенный Лениным, в котором федерация закавказских республик признавалась безусловно необходимой и принципиально верной, а 12 марта 1922 г. в Тифлисе на конференции центральных исполкомов Азер­байджанской ССР, Армянской ССР и Грузинской ССР был подписан договор о федеративном союзе. Высшим органом союза объявлялась Полномочная конференция представителей трех республик, а исполнительным — Союзный Совет. Для объединения деятельности всех экономических органов респуб­лик был сформирован Высший экономический совет. Однако дискуссия про­должалась и приобрела еще большую остроту — во время одного из споров Г.К. Орджоникидзе применил рукоприкладство. ЦК Грузинской компартии подал в отставку. Инцидент стал известен в центральных парторганах, ЦК Грузинской компартии было поставлено на вид.

В декабре 1922 г. создание федерации было завершено — на 1 Закавказ­ском съезде Советов было принято решение о преобразовании Союза закав­казских советских республик в Закавказскую Социалистическую Федератив­ную Советскую Республику (ЗСФСР). На съезде была принята Конституция ЗСФСР.

Весной 1922 г. высшие партийные органы Украины, Белоруссии и Закав­казской Федерации заявили о необходимости «уточнения» взаимоотношений между республиками, конкретизации их прав и обязанностей.

Проекты создания Союза ССР

Для разработки плана объединения советских республик в августе 1922 г. была создана специальная комиссия во главе с В.В. Куйбышевым. За основу решения комиссии был взят план, предложенный И.В. Сталиным. В соответ­ствии с ним предусматривалось включение в состав РСФСР Украинской, Бе­лорусской и Закавказских республик на правах автономии. С Бухарской, Хо­резмской народными республиками и с ДРВ предлагалось сохранить прежние договорные отношения (план автономизации).

Были и другие взгляды — например, татарские и башкирские национали­сты предлагали ликвидировать РСФСР, а автономные республики превратить в союзные.

В 20-х числах сентября 1922 г. В.И. Ленин ознакомился с выводами Ко­миссии, мнением Сталина и позицией республик. В результате он предложил свой план — государственного союза равноправных республик. Ленин пред­ложил назвать эту федерацию «Союзом Советских Республик Европы и Азии» (ССРЕА).

6 октября 1922 г, пленум ЦК. РКП(б) принял проект резолюции о взаимо­отношениях РСФСР с независимыми советскими социалистическими рес­публиками, исправленный с учетом предложений Ленина.

29 декабря 1922 г. в Москве состоялась конференция полномочных деле­гаций союзных республик. Она утвердила проекты Декларации и Договора об образовании СССР, а также повестку и срок открытия Всесоюзного съезда Советов.

1 съезд Советов СССР

30 декабря 1922 г. состоялся Съезд полномочных представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (I съезд Советов СССР). В его работе приняли участие 2215 делегатов, в том числе от РСФСР — 1727, УССР — 364, ЗСФСР — 91 и БССР — 33. Почетным председателем съезда был избран Ленин. С докладом об образовании СССР выступил И.В. Сталин. Он огласил Декларацию и Договор об образовании Союза ССР.

Съезд избрал Центральный исполнительный комитет (ЦИК) в составе 371 человека — представителей от всех объединившихся республик. Его воз­главили 4 председателя: М.И. Калинин (РСФСР), Г.И. Петровский (УССР), Н.Н. Нариманов (ЗСФСР), А.Г. Червяков (БССР).

Первое правительство и Конституция СССР

Завершающим этапом оформления СССР была выработка Конституции. В январе 1923 г. были образованы конституционные комиссии в союзных республиках, а в апреле 1923 г. — создана объединенная (расширенная) Кон­ституционная комиссия из представителей ЦИК всех союзных республик под председательством М.И. Калинина.

В конце июня — начале июля 1923 г. проект Конституции был рассмот­рен и одобрен специальными ЦИК республик, 6 июля — утвержден II сесси­ей ЦИК СССР.

В январе 1924 г. съезды Советов союзных республик ратифицировали Конституцию СССР. 31 января 1924 г. II съезд Советов СССР окончательно утвердил ее.

Конституция СССР провозглашала добровольность объединения респуб­лик, их равноправность, свободу выхода из СССР, а также право других го­сударств на вхождение в СССР.

Высшим органом власти объявлялся Всесоюзный съезд Советов, а между съездами — ЦИК, состоявший из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей (первый избирался съездом из представителей рес­публик пропорционально их населению; во второй входили по пять предста­вителей от каждой союзной республики и автономной области). Высшим ис­полнительным органом провозглашачея Совет народных комиссаров СССР. Он ведал иностранными делами, обороной страны, внешней торговлей, пу­тями сообщения, финансами и т.д. В ведении союзных республик оставались внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспече­ние, здравоохранение. (Впоследствии постановление ВЦИК СССР от 12 но­ября 1923 г. «О порядке управления промышленными предприятиями, имеющими общесоюзное значение и находящимися в ведении Высших сове­тов народною хозяйства» и «Положение о ВСНХ СССР» ограничили права союзных республик в области управления промышленностью в пользу Союза как целого).

Сессия ЦИК СССР избрала первое союзное правительство — Совет на­родных комиссаров СССР во главе с Лениным. В правительство также во­шли: заместители председателя СНК Л.Б. Каменев, М.Д. Орахелашвили, А.И. Рыков, А.Д. Цурюпа, В.Я. Чубарь. Наркомы: иностранных дел — Г.В.Чичерин; по военным и морским вопросам — Л.Д.Троцкий; внешней торговли — Л.Б. Красин; путей сообщения — Ф.Э. Дзержинский; почт и те­леграфов И.Н. Смирнов; РКИ — В.В. Куйбышев; труда — В.В. Шмидт; продовольствия — Н.П. Брюханов; финансов — Г.Я. Сокольников.

Предложения интернет-магазинов