Отмена крепостного права

Социально-экономические и политические предпосылки буржуазных реформ 6о—70-х гг. XIX в.

Говоря о предпосылках отмены крепостного права, часть историков об­ращают внимание на экономические процессы (углубление процесса общест­венного разделения труда, рост промышленности, внутренней и внешней торговли разлагали феодальную систему и втягивали Россию на путь капита­лизма; после Крымской войны в России сложилась революционная ситуация; показателем остроты кризиса были крестьянские выступления); другая часть историков считают, что в основном отмена крепостного права вызвана внеш­неполитическими причинами (к середине XIX в. феодализм еще мог разви­ваться поступательно, крестьянские бунты второй половины XIX в., разроз­ненные и малочисленные, революцией не грозили; Россия — единственная страна в Европе, где сохранялось крепостное право, не могла соперничать с индустриальными державами, что особенно отчетливо показала Крымская война).

!8 февраля 1855 г. после недолгой болезни скончался император Нико­лай I. Престол занял Александр II[1].

По случаю коронации (26 августа 1856 г.) он дал амнистию декабристам, участникам Польского восстания 1830-1831 гг., петрашевцам, приостановил на 3 года рекрутские наборы, списал недоимки.

Наступил период либерального правления, который некоторые историки даже называют «оттепелью» самодержавия. Проблемы, которые стояли перед Александром II, оставались те же (уже ставшие традиционными для России — крестьянский вопрос, состояние суда и органов власти, просвещение и цензура, финансы). Крымская война показала также н!еобходимость военной реформы.

Вначале, на стадии выработки проектов, реформатора нередко интересо­вали наиболее прогрессивные и законченные предложения.

Выработка проекта

Предвидя, что отмена крепостного права будет встречена большинством консервативно настроенного дворянства в штыки, Александр II первоначаль­но стремился решить вопрос «кулуарно» и в то же время до некоторой степе­ни подготовить «общественное мнение». В речи, произнесенной перед пред­водителями дворянства 30 марта 1856 г., Александр II публично заявил, что лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда оно само собою начнет отменяться снизу. Император имел довольно четкое представление о том, что говорит, поскольку в 1846 и 1848 гг. был председателем Секретных комитетов по крестьянскому делу.

3 января 1857 г. под его председательством был образован еще один Сек­ретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих кре­стьян». Однако работа Секретного комитета шла вяло и нерезультативно, Единственный принцип будущей реформы, установленный в Секретном ко­митете: дарование крестьянам личной свободы без выкупа.

Убедившись, что решить вопрос на уровне «секретных комитетов» не­возможно, Александр II попытался инициировать дворянство само вырабо­тать программу преобразований.

20 ноября 1857 г. был дан рескрипт генерал-губернатору В.И. Назимову об учреждении из числа местных помещиков Виленской, Ковенской и Гроднен­ской губерний комитетов и одной общей комиссии в Вильне для подготовки проектов «улучшения быта помещичьих крестьян» (в основу рескрипта легла программа, выработанная летом 1856 г. товарищем министра внутренних дел А.И. Левшиным, предусматривавшая предоставление крепостным крестьянам гражданских прав, но сохранение вотчинной власти помещиков; помещику ос­тавлялось право собственности на всю землю в его имении; крестьянам должна была отводиться надельная земля, за которую они обязаны были нести в пользу помещиков регламентированные феодальные повинности).

5 декабря 1857 г. аналогичный рескрипт дан петербургскому генерал- губернатору П.Н. Игнатьеву, а 24 декабря 1857 г. рескрипт был опубликован.

После этого 16 февраля 1858 г. Секретный комитет переименован в Глав­ный комитет по крестьянскому делу.

В соответствии с данными рескриптами в губерниях начинают учреж­даться комитеты. В течение 1858 г. они были созданы в 47 губерниях России.

В ходе работы комитетов были выработаны проекты, которые отражали интересы помещиков различных регионов (Нечерноземье — быстрейшая ли­квидация крепостнических отношений и получение максимального выкупа; Черноземье — сохранение в руках помещиков максимального количества земли, но не полное обезземеливание крестьян; степная зона — помещики выступали за личное освобождение крестьян и предоставление им граждан­ских свобод, но, ввиду недостатка рабочих рук в степной зоне, предлагали сохранить барщину и вотчинную власть помещика на 10-12 лет).

4 декабря 1858 г. Главный комитет принял новую программу, предусмат­ривавшую предоставление крестьянам их наделов в собственность посредст­вом выкупа и полное освобождение крестьян, выкупивших свои наделы.

Стремясь «подтолкнуть» дворянство к решению крестьянского вопроса «личным примером», Александр II 20 июня 1858 г. и 26 августа 1859 г. под­писал указы, дававшие личную свободу удельным крестьянам.

4 марта 1859 г. при Главном комитете учреждены Редакционные комис­сии для рассмотрения материалов, подготовленных губернскими комитета­ми, и составления закона (председатель Я.И. Ростовцев).

С этого момента борьба сосредоточилась на вопросах о способах выкупа и о размерах надела. Депутаты первого созыва настаивали на обязательности выкупа, но при условии уменьшения наделов и увеличения крестьянских по­винностей; депутаты второго созыва пыталась возродить идею безземельного освобождения, исходя из положения о неприкосновенности прав частной собственности.

В результате победил принцип освобождения крестьян с землей, за кото­рую должен вноситься выкуп.

В Комиссиях было определено также административное устройство кре­стьян на началах сословного самоуправления.

В конце августа 1859 г. проект «Положений о крестьянах» был в основ­ном подготовлен.

10 октября 1860 г. Редакционные комиссии завершили свою работу и проект поступил в Главный комитет по крестьянскому делу.

28 января 1861 г. проект поступил в последнюю инстанцию — Госсовет.

Положения о крестьянах и Манифест 19 февраля 1861 г.

16 февраля 1861 г. Госсовет завершил обсуждение проекта, и 19 февраля 1861 г. Положения о крестьянах и Манифест были подписаны Алексан­дром И.

Крестьяне объявлялись лично свободными и становились юридическими лицами (могли заключать различные сделки, приобретать имущество, откры­вать торговые и промышленные заведения и т.д.; но при этом сохранялась принадлежность к крестьянскому сословию, юридически самому неполно­правному).

Надел

«Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» устанавливало обязательное наделение крестьян усадебной и полевой землей, за исключением тех, кто не имел земли до реформы. Наделение землей носи­ло принудительный характер — помещик обязан дать надел, а крестьянин — взять его. Нормы наделов определялись местными положениями. Вся терри­тория Европейской России была разделена на три полосы — черноземную, нечерноземную и стенную — и для каждой устанавливались свои нормы. Для черноземной и нечерноземной — «высшая» и «низшая» (1/3 высшей), для степной — одна — «указная». Если до реформы крестьянин пользовался большим наделом, чем определялось «высшей» нормой, то помещик мог «от­резать» излишки, если меньшим, чем «низшая» норма, — должен был «при­резать» землю. Кроме того, закон разрешал «отрезки», если у помещика по­сле раздела оставалось менее 1/3 земли по отношению к крестьянским наделам (в степной зоне — менее 1/2). Возможно было выделение 1/4 нормы надела — «в дар» бесплатно, в таком случае остальная земля также «отреза­лась». Не получали земли те категории крестьян, которые не пользовазись ею до реформы, например дворовые, или крестьяне мелкопоместных помещиков (эти последние могли переселяться на казенные земли, если совсем не полу­чали надела от помещика). Помешик имел также право нарезать землю «че- респолосно», в разных местах своего имения, и переносить крестьянские усадьбы и наделы в другое место в момент раздела. При переходе на выкуп крестьянин получал наименование «крестьянина-собственника», но земля находилась в общинной собственности. В связи с увеличением количества домохозяев община впоследствии получала возможность переделять землю, что приводило к измельчению наделов, находившихся в пользовании отдель­ных семей. Стремясь сдержать этот процесс, правительство принимает 18 марта 1886 г. закон, по которому семейный раздел мог производиться толь­ко с согласия главы семьи и с разрешения не менее 2/3 домохозяев на сельском сходе, а 8 июня 1893 г. — закон, который позволял производить переделы по­левой земли в общине не чаще чем через 12 лет, при этом для назначения пере­дела требовалось 2/3 голосов на сельском сходе. По закону до 1870 г. крестья­нин не мог отказаться от надела, Чтобы отказаться после 1870 г., нужно было полностью рассчитаться со всеми податями и повинностями.

Повинности

До перехода на выкуп и полного расчета с помещиком крестьянин должен был выполнять фиксированные законом повинности. Для барщинных имений устанавливалась единая норма барщинных дней — 40 дней мужских и 30 — женских на один душевой надел. 2/3 дней отрабатывались летом (12 часов в день), 1/3 — зимой (9 часов в день). Для оброчных имений за высший надел в промышленных губерниях — 10 руб., в остальных — 8-9 руб. с души муж­ского пола (д.м.п.). Собственником земли крестьянин формально считался с момента перевода на выкуп. В основу выкупа была положена не рыночная стоимость выделяемой крестьянам земли, а феодальные повинности, которые крестьяне несли до реформы. Размер выкупа определялся путем «капитали­зации» оброка из расчета 6% годовых. Таким образом, при годовом оброке в 10 руб. крестьянин должен был бы единовременно заплатить помещику 166 руб. 67 коп. (10 руб.: 6% х 100% = 166 руб. 67 коп.). Дело выкупа взяло на себя государство. Выкупная операция проводилась под контролем Главно­го выкупного учреждения (1861-1895), с 1895 г. — Департамента окладных сборов Министерства финансов. Крестьяне получали от государства выкуп­ную ссуду, которую должны были погасить в течение 49 лет по 6% ежегодно (т.н. выкупной платеж), из них 0,5% предназначалось на покрытие расходов правительства, а 5,5% — на уплату процента и погашение долга. Государство выплачивало помещику 75-80% суммы выкупной оценки — в зависимости от размера надела, предоставленного крестьянам (80% — если крестьяне по­лучали по норме высший надел, и 75% — если менее высшего), остальные 20-25% — т.н. дополнительный платеж — крестьяне вносили сами — едино­временно или, по соглашению с помещиком, в рассрочку сроком на 3-10 лет; нередко дополнительный платеж заменялся работой.

Выкуп

Выкупная сумма выдавалась помещику (за вычетом долга кредитным уч­реждениям) специально выпущенными 5%-ми бумагами (аналогично долго­срочному кредиту) и выкупными свидетельствами, которые принимались ка­значейством в уплату по платежам. Ссуда выдавалась крестьянам только при приобретении усадьбы вместе с землей. Всего помещикам было выдано 902 млн руб. Из них 316 млн зачтено в уплату их долгов банкам.

С 1 июля 1882 г. выкупные платежи крестьян центральных губерний Ев­ропейской России были понижены на 20%. Прекратилось взимание с кресть­ян выкупных платежей по закону от 1 января 1907 г.

Постепенно, в течение двух лет составлялись уставные грамоты, опреде­лявшие пореформенные повинности и поземельные отношения крестьян с помещиками. Летом 1861 г. создан институт мировых посредников, которые должны были проверять и утверждать уставные грамоты, удостоверять вы­купные акты при переходе крестьян на выкуп, разбирать споры между кре­стьянами и помещиками, утверждать сельских старост и волостных старшин, надзирать за органами крестьянского самоуправления.

Мировые посредники назначались Сенатом из местных потомственных дворян-землевладельцев по представлению губернаторов совместно с гу­бернскими предводителями дворянства и были подотчетны уездному съезду мировых посредников (иначе — «мировому съезду»), а съезд — губернскому по крестьянским делам присутствию.

По «Положениям 19 февраля 1861 г.» крестьяне переводились на положе­ние «временнообязанных» до момента перехода на выкуп. Первоначально за­кон не определял срок перевода крестьян на выкуп. Лишь 25 декабря 1881 г. принят закон о переводе всех помещичьих крестьян на обязательный выкуп начиная с 1 января 1883 г. В 1895 г. в 29 великорусских губерниях завершен перевод на выкуп помещичьих крестьян. Временнообязанным крестьянам предоставлялось право пользования землей за установленные законодатель­ным путем повинности или платежи. С приобретением земельного надела в собственность временнообязанный крестьянин переходил в разряд землевла­дельцев.

26 июня 1863 г. определено поземельное устройство, повинности и выкуп удельных крестьян.

24 ноября 1866 г. принят закон о поземельном устройстве государствен­ных крестьян, а 12 июня 1886 г. — закон о переводе их на выкуп.

[1] Александр II родился 17 апреля 1818 г., 12 декабря 1825 г. объявлен наследником пре­стола. Наставником Александра был В.А. Жуковский, учителями — М.М. Сперанский (за­конодательство), К.И. Арсеньев (история, статистика), Е.Ф. Канкрин (финансы), Ф.И. Вру­нов (внешняя политика). В 1841 г. женился на принцессе Гессен-Дармштадтской Максимилиане Вильгельмиие Августе Софии Марии (в православии Мария Александров­на). Умер 1 марта 1881 г. в Петербурге.

Предложения интернет-магазинов