Первые тайные организации декабристов

«Союз спасения» и «Союз благоденствия»

В этих условиях начинают появляться первые декабристские организа­ции. Первоначально они имели много общего с масонскими. В 1814 г. М.Ф. Орлов создал тайную организацию «Орден русских рыцарей». Предпо­лагалось отменить крепостное право и ограничить самодержавную власть императора, который должен был быть лишен права вести войну, изменять законы, вводить налоги без согласия Сената, включающего 200 представите­лей высшей знати, 400 провинциальных дворян и 400 депутатов от других сословий.

Тогда же возникла «Священная артель», в которую входили офицеры (Александр и Михаил Муравьевы) и лицеисты (И.И. Пущин, В.К. Кюхельбе­кер). Эта организация не имела ни программы, ни устава, но ее участники ве­ли беседы о желательности изменения существующего строя.

В феврале 1816 г. в Петербурге был образован «Союз спасения». В него вошли: С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьев, М.И. и С.И. Муравьевы-Апостолы, И.Д. Якушкин, Е.П. Оболенский, И.И. Пущин и др. Возглавлял общество Александр Муравьев. Организационно Союз оформился в конце 1816 г., ко­гда в него вошел П.И. Пестель. В феврале 1817 г. был составлен устав обще­ства — «Статус». Общество получило новое название — «Общество истин­ных и верных сынов Отечества». В члены общества принимались офицеры гвардейских полков и Генерального штаба, поэтому оно было очень немно­гочисленно — вначале 10-12 человек, к концу существования — около 30.

Основными целями общества были введение конституции и гражданских свобод и уничтожение крепостного права.

В 1817 г. общество прекратило свое существование.

Этому предшествовало событие, получившее название «Московский за­говор».

В августе 1817 г. на одном из собраний «Союза спасения» было зачитано письмо, присланное С.П. Трубецким, раскрывающее планы императора Александра I о восстановлении границ Польши, какими они были до 1772 г. А это означало отторжение от России Украины и Белоруссии.

Возникла идея цареубийства. Александр Муравьев предложил тянуть жребий, кому убить Александра 1, но И.Д. Якушкин заявил, что он первым решил убить императрра без всякого жребия. План И.Д. Якушкина состоял в том, чтобы при выходе Александра I из Успенского собора после литургии приблизиться к нему с двумя пистолетами. Из одного И.Д. Якушкин соби­рался убить императора, а из другого — самого себя.

Но Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы не дали своего согласия на ца­реубийство. Они предлагали овладеть Москвой с помощью армии.

В результате было решено создать более широкую организацию для фор­мирования общественного мнения.

Она сложилась в январе 1818 г. и получила название «Союз благоденст­вия». В нее вошло около 200 человек. Организация ставила своей целью раз­витие благотворительности, смягчение и гуманизацию нравов, не исключая в дальнейшем необходимости переворота, но отодвигая его во времени.

Для выработки устава Союза, известного под названием «Зеленая книга», из членов общества была создана специальная комиссия. В составлении пер­вой части устава принимали участие Александр и Михаил Муравьевы, П. Колошин и князь С.П. Трубецкой. В основу этого документа был положен устав немецкого тайного общества Тугенбунд. Интересно, что немецкий ус­тав предусматривал освобождение крестьян с землей в течение одного года. Проект устава «Союза благоденствия» рекомендовал только человечное от­ношение к крестьянам, заботу об их просвещении и, по возможности, борьбу со злоупотреблениями крепостным правом.

«Зеленая книга» отражала позиции довольно умеренно настроенных чле­нов общества, которые видели основные задачи Союза в просветительной и пропагандистской работе. Однако некоторые члены общества были настрое­ны значительно более решительно. Уже при разработке первой части устава из комиссии из-за идейных разногласий вышел Никита Муравьев. Довольно холодно относился к работе комиссии кн. С.П. Трубецкой.

Были попытки составить вторую часть устава, значительно более ради­кальную по содержанию, однако она не была утверждена Коренной управой Союза.

Поскольку основной задачей своей «Союз благоденствия» считал форми­рование общественного мнения и просвещения, он стремился подчинить сво­ему влиянию литературные организации. Так, «Союз благоденствия» пытал­ся вести пропаганду своих идей через литературные кружки «Арзамас» и «Зеленую лампу», через Вольное общество любителей российской словесно­сти, ланкастерские школы и т.д.

Чем шире становился круг «Союза благоденствия», тем более усилива­лась разнородность его состава.

В 1820 г. произошло восстать в Семеновском полку.

Многие офицеры полка разделяли идеи декабристов, некоторые входили в «Союз благоденствия». Стремясь на практике следовать своим идеалам, они установили гуманные отношения с солдатами, не прибегали к телесным наказаниям и т.д. В 1820 г, командование полком принял полковник Г.Е. Шварц, человек суровый и деспотический. Он попытался установить в полку жесткую дисциплину и даже велел высечь нескольких георгиевских кавалеров, которых закон освобождал от телесных наказаний. В ответ на это одна из рот полка возмутилась. Взбунтовавшуюся роту отправили в крепость, но остальная часть полка поддержала бунтовщиков. Офицеры (в том числе и С.И. Муравьев-А постол) пытались отговорить солдат от бунта, но ничего не достигли. Восстание было быстро подавлено, виновных прогнали через строй, сам полк был расформирован.

Тем не менее, восстание в Семеновском полку показало, что «Союз бла­годенствия» в прежнем виде существовать больше не может.

Предложения интернет-магазинов