Советская культура в 1920-1930-е гг.

Особенности культуры этого периода

Революция расколола интеллигенцию — вопрос о возможности сотруд­ничества с большевиками и советской властью оставался актуальным и по окончании гражданской войны, Часть интеллигенции не приняла или «не по­няла» революцию. Им суждено будет вскоре покинуть страну, добровольно или принудительно. Часть вполне искренне сотрудничала с большевиками из тех или иных соображений. До известного момента советское правительство было заинтересовано в таком сотрудничестве, всячески привлекая на свою сторону «старых специалистов». Наиболее революционно настроенная часть интеллигенции активно участвовала в создании новой культуры (Пролет­культ, программа «Театральный Октябрь», РАПП, АХРР, РАМП и т.д.). Дру­гая часть интеллигенции не покинула страну, но не разделяла взглядов боль­шевиков.

Заметный отпечаток на начальный этап этого периода наложило осмыс­ление революции. Оно проявлялось и в дискуссиях и диспутах на политиче­ские темы, и в монументальной революционной пропаганде, и в революци­онной героике произведений литературы и искусства.

Другой отличительной чертой периода стала идеологизация культуры и четко выраженный классовый подход, который несколько ослабился в годы нэпа, а затем еще больше усилился.

Образование

Одной из главных задач начала 20-х гг. оставалась борьба с неграмотно­стью. Свыше 75% населения оставалось неграмотным; 48 национальностей не имели своей письменности.

26 января 1919 г. Совнарком издал декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР». В 1920 г. при Наркомпросе была создана Всерос­сийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности и малогра­мотности. В то же время на нужды Наркомпроса выделялось не более 3% го­сударственного бюджета.

В 1923 г. создано Всероссийское добровольное общество «Долой негра­мотность» (председатель М.И.Калинин). В 1928 г. по инициативе комсо­мольцев начался всесоюзный культурный поход «Грамотный — обучи не­грамотного».

Второй серьезной задачей стало преобразование школы. Реорганизация системы народного образования началась в сентябре 1918 г. с создания еди­ной для всей страны трудовой школы из двух ступеней со сроком обучения 5 лет и 4 года. Плата за обучение отменялась.

По данным на 1925 г., в 104 тыс. начальных и средних девятилетних школ РСФСР обучалось более 10 млн человек.

В 1930 г. в СССР введено всеобщее начальное образование (в городах — обязательное семилетнее). В 1931 г. постановлениями ЦК ВКП(б) в школу возвращались старые, дореволюционные методы обучения (уроки, предметы, оценки). В школы было направлено 350 опытных партработников и 100 ком­сомольских работников для осуществления идеологического руководства. В 1932 г. все эксперименты в области программ обучения были объявлены «ле­вацким уклоном» и «скрытым троцкизмом». В школе вводится твердое рас­писание, дисциплина. С 1934 г. восстановлено преподавание в школе все­мирной истории, русской истории, введены стабильные учебники по всем предметам. Декретами СНК и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. вводилась на­чальная школа с 1 по 4 класс, неполная средняя — с 1 по 7 класс, средняя — с 1 по 10 класс.

Нужды производства обостряли необходимость создания профессиональ­ной школы. В 20-е гг. широко разворачивается сеть ФЗУ (фабрично- заводское ученичество), ШРМ (школы рабочей молодежи), ШКМ (школы крестьянской молодежи). К концу восстановительного периода в таких шко­лах обучалось свыше 400 тыс. человек. В 1933-1937 гг. вводится обязатель­ный минимум технических знаний для рабочих различных специальностей, создается система школ и курсов по профессиональному обучению при заво­дах и фабриках. Открываются новые технические и сельскохозяйственные вузы. Широкое распространение получило высшее и среднее образование без отрыва от производства.

Первые преобразования в области высшего образования были произведе­ны еще в годы гражданской войны. В 1918 г. были отменены вступительные экзамены в высшие учебные заведения, отменена плата за обучение. С 1919 г. во многих вузах начали создаваться рабочие факультеты (рабфаки) для под­готовки к обучению в высшей школе молодежи, не имевшей среднего обра­зования (впоследствии ликвидированы).

В 20-е гг. началась работа по созданию письменности у народов, не имевших ее. К концу 30-х гг. свою письменность получили 46 народов.

Наука

В 1925 г. Российская академия наук преобразована в Академию наук СССР и переведена из Ленинграда в Москву. В 1929-1931 гг. в состав акаде­миков впервые были избраны 10 ученых-коммунистов (И.М. Губкин, Н.И. Бухарин, Г.М. Кржижановский, А.В. Луначарский, С.Г. Струмилин и др.). В 1929 г. открылась Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ, президент Н.И. Вавилов).

Проводились исследования по проблемам микрофизики (П.Л. Капица), физики полупроводников (А.Ф. Иоффе), атомного ядра (И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров, А.И. Алиханов и др.), ракетной техники. Незадолго до начала войны под руководством А.П, Александрова были созданы способы защиты кораблей от магнитных мин. Большие средства вкладывались в создание кон­структорских бюро, где велась разработка новых образцов боевой техники: танков (Ж.Л. Котин, М.И. Комкин, А.А. Морозов); самолетов (А.И. Туполев, С.В. Ильюшин, Н.Н. Поликарпов, А.С. Яковлев); артиллерийских орудий и минометов (В.Г. Грабин, И.И. Иванов, Ф.Ф. Петров); автоматического ору­жия (В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев).

В середине 30-х гг. в регионах РСФСР и союзных республиках создава­лись отделения Академии наук СССР, научно-исследовательские институ­ты. Во второй половине 30-х гг. в стране работали свыше 850 НИИ и их филиалов.

Литература и искусство

В 20-е гг. началась реализация программы монументальной пропаганды. В список памятников в честь революционеров было внесено 69 имен. Пер­вым был сооружен памятник А.Н. Радищеву в Петрограде (1918 г.; скульптор — Л.В. Шервуд), в 1922 г. у фасада здания Московского университета от­крыты памятники А.И. Герцену и Н.П. Огареву (скульптор Н.А. Андреев). В то же время разрушаются памятники «в честь царей и их слуг», архитектур­ные памятники (Сухарева башня, храм Христа Спасителя, Чудов и Воскре­сенский монастыри Московского Кремля, Красные ворота и т.д.). Индуст­риализация конца 20-х — начала 30-х гг. способствовала развитию массового градостроительства. Результатом поисков новых выразительных средств ста­ли Дом культуры им. Русакова в Москве (архитектор К.С. Мельников), театр Красной армии (архитекторы К.С. Алабян и В.Н. Симбирцев), Памятниками 30-м гг. стали здания Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, станции Московского метрополитена, Крымский мост через Москву-реку, скульптур­ная композиция В. Мухиной «Рабочий и колхозница» и т.д. В 1932 г. создан Союз архитекторов.

В двадцатые годы живопись переживала довольно бурный период иска­ний новых форм и изобразительных средств. Устраиваются выставки картин последователей «Мира искусства», «Бубнового валета», «Голубой розы» и т.д. В 30-е гг. время творческих поисков в живописи прошло. Господствую­щим направлением стал социалистический реализм. В 1934 г. был создан республиканский Союз художников.

Литературная жизнь первых послевоенных десятилетий поражает обили­ем творческих группировок и течений. Только в Москве их насчитывалось свыше 30. Продолжали публиковать свои произведения писатели и поэты Серебряного века (А.А. Ахматова, А. Белый и др.). Рядом с ними творили молодые представители левомодернистских течений и «внутренние эмигран­ты» (такие как М.А. Булгаков, Е.И. Замятин). Довольно быстро литературные споры между рапповцами и напостовцами, с одной стороны, и «попутчика­ми» — с другой, приобрели политическую окраску. В 1925 г. было принято постановление о литературе, несколько умерившее активность «левых».

Постановлением от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно- художественных организаций» многочисленные объединения были ликвиди­рованы. Вместо них в 1934 г. был создан Союз писателей.

Предложения интернет-магазинов