Социально-экономическое развитие России во второй половине 19 века

Административно-территориальное деление России во второй половине XIX в. Население. Социальная структура

Во второй половине XIX в. территория России достигла 19 млн кв. верст, из них 14 млн находилось в азиатской части и было слабо освоено.

В административном отношении страна делилась на губернии и облас­ти: в Европейской России находилось 49 губернии и I область; в Царстве Польском — 10 губерний; в Великом княжестве Финляндии — 8 губерний; на Кавказе — 7 губерний и 4 области; в Сибири — 4 губернии и 5 областей; в Средней Азии — 9 областей.

Население, по данным 10-й ревизии (1858), составляло 74 млн человек, а по данным первой всеобщей переписи (1897) — 126,4 млн человек (из них 16,7 млн — городское население). При этом на Европейскую Россию прихо­дилось 120,2 млн человек (плотность населения в Европейской России со­ставляла 22,2 человека на кв. м, в то время как в целом по империи — 6,8). Быстрый прирост населения объясняется в первую очередь высокой рождае­мостью — в России она была в 1,5 раза выше, чем в Западной Европе (хотя и по смертности Россия опережала Европу).

По сословному положению население России распределялось таким обра­зом: 71,1% — крестьяне; 10,7% — мещане; 6,6% — инородцы (в XIX — на­чале XX в. — название ряда народов Казахстана, Сибири и Средней Азии, принятое официально. В 1822-1901 гг. в Восточной Сибири были созданы специальные инородные управы для управления этими народами); 2,3% — казаки (в первой половине XIX в, существовало 9 казачьих войск, к концу XIX в. — 13); 1,5% — дворяне; 0,5% — купцы и почетные граждане (появ­ляются после 1832 г.); 0,5% — духовенство; 0,8% — «прочие», в основном деклассированные элементы.

В 60-70 гг., в связи с перестройкой промышленности, темпы производст­ва несколько снизились, особенно в традиционных промышленных районах. К началу 80-х гг. промышленный переворот (переход к машинному произ­водству), начавшийся еще в 30—40-е гг. XIX в., в основном завершился. Он вызвал изменения не только в экономике, но и в социальной структуре обще­ства: начинают складываться пролетариат и буржуазия. Источником фор­мирования буржуазии были купечество, отчасти мещанство, зажиточное кре­стьянство; основным источником пролетариата — разоряющееся крестьянство. Увеличилось количество потомственных рабочих, стали созда­ваться кадры постоянных рабочих, проживающих со своими семьями в круп­ных промышленных центрах.

Особенности и этапы развития капитализма в России

Капиталистический способ производства основан на частной капитали­стической собственности на средства производства и эксплуатации наемных рабочих, полностью отчужденных от средств производства. Капиталистиче­ское производство развивается циклически, т.е. рост производства при нере­гулируемой рыночной экономике приводит к кризису перепроизводства, ко­гда товаров произведено больше, чем может поглотить рынок, что, в свою очередь, приводит к спаду производства и депрессии. Основные классы ка­питалистического производства —- буржуазия (владелец средств производст­ва и организатор самого процесса производства) и рабочий класс.

Развитие капитализма в России имело свои особенности. Вступив на путь капиталистического развития позже, чем другие страны Европы, Россия зна­чительно быстрее проходила эту стадию.

Темпы развития капитализма и концентрация производства были высо­кими, хотя по уровню развития — сохранялось отставание. Фактором, уско­рявшим развитие было вторжение в русскую экономику иностранного капи­тала (с 1861 по 1890-е гг. иностранный капитал в России вырос в 23 раза, причем первое место занимали Франция, Великобритания, Германия, Бель­гия. Для привлечения иностранного капитала в 1897 г. введено золотое обес­печение рубля, который стал конвертируемой валютой). Возможность для капитализма развиваться «вширь», распространяясь на новые территории, находить рынки сбыта и источники сырья в колонизуемых окраинах на ка­кое-то время смягчала противоречия.

Огромную роль в развитии промышленности играло государство. Стадия свободной конкуренции в России выражена слабо. В 60-е гг. правительство попыталось разрешить свободное учреждение акционерных обществ, дове­рило железнодорожное строительство частному капиталу, но вскоре верну­лось к практике активного вмешательства в экономику.

Развитие капитализма в промышленности прошло три стадии:

  • мелкотоварное производство (в основном крестьянские промыслы);
  • капиталистическая мануфактура;
  • капиталистическая фабрика, возникновение машинной индустрии.

Завершение промышленного переворота создало предпосылки для инду­стриализации, т.е. для создания крупной, технически развитой промышлен­ности и прежде всего отраслей, производящих орудия труда и средства про­изводства. В 80-90 гг. начался промышленный подъем. Появились новые отрасли производства: угольная, нефтедобывающая, химическая, машино­строение и т.д.

Одной из особенностей этого периода была многоукладность промыш­ленности. Наряду с крупным машинным производством продолжают играть значительную роль мелкие промыслы. Развитие промыслов идет за счет рас­пространения из традиционных центров на окрестные селения (промысловые округа); на окраины (чтобы избежать конкуренции с машинной индустрией); появления новых промыслов, в том числе и обслуживающих машинную про­мышленность.

Для экономики этого периода характерно неравномерное размещение промышленности на территории империи. Наряду с традиционным центрами

– Московским, Петербургским, Прибалтийским и Уральским, появляются новые промышленные районы — Южный угольно — металлургический (Донбасс и Украина — во второй половине 80-х гг. оттесняет Урал) и Бакин­ский нефтедобывающий. Вместе с тем значительная территория оказывается практически не освоенной.

Развитие торговли и транспорта

Еще одной особенностью промышленности этого периода было неравно­мерное распределение по отраслям: в первые пореформенные десятилетия развивались преимущественно текстильная и горнодобывающая промыш­ленность; с 80-гг. растет производство средств производства. К концу XIX в. производство средств производства, т.е. группа «А» (тяжелая промышлен­ность) обгоняло рост производства группы «Б» (легкую промышленность).

В 1857 г. учреждено Главное общество российских железных дорог, раз­работан план железнодорожного строительства, предусматривавший соеди­нение хлебопроизводящих районов с судоходными реками и портами Черно­го и Балтийского морей.

Недостаток государственных средств вынудил правительство привлечь к железнодорожному строительству частный капитал, гарантируя частным пред­принимателям 5% ежегодной прибыли. К 1871 г. почти все дороги оказались в частных руках, но к 1880 г. их задолженность казне составляла около 1 млрд руб. и государство начинает выкупать железные дороги у частных владельцев. К середине 90-х гг. 60% железнодорожной сети принадлежало казне.

В середине 50-х гг. построена Николаевская железная дорога, которая связала Москву с Петербургом. Подъем железнодорожного строительства приходится на 60-70 гг. (начинается железнодорожное строительство на ок­раинах России: в Закавказье, Средней Азии, Сибири) и затем — на вторую половину 90-х гг. (началось строительство Транссибирской магистрали). Инициатором «железнодорожного бума» был С.Ю. Витте, в феврале 1892 г. ставший управляющим Министерством путей сообщения. К 1900 г. в России построено 47800 верст железных дорог.

Рост транспорта привел к широкому развитию внутренней и внешней торговли.

Число ярмарок и базаров возросло, но обороты их почти не выросли, и они отходят на второй план; растет сеть магазинов, лавок, товарных бирж в розничной и оптовой торговле. Появилась масса новых центров торговли хлебом и другими продуктами в виде железнодорожных станций. Временное падение цен заставило вывозить на рынок больше хлеба. Внутренний торго­вый оборот России (без мелкой торговли) составлял в 1873 г. 2,4 млрд руб., а в 1895 г.— 8,2 млрд.

В 4 раза возросли обороты внешней торговли. Главным объектом вывоза был хлеб. За первое пореформенное пятилетие ежегодно вывозилось 865,2 млн пудов, а за 1891-1895 гг. — 444,2 млн пудов. На втором месте по­сле экспорта хлеба стояла шерсть, затем лен, далее — масличные семена, са­ло, пенька.

Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Аграрный кризис 80-90-х гг. XIX в.

К середине 90-х гг. хлеб оставался основным экспортным продуктом (306 млн руб.) Резко увеличилась стоимость вывозимого леса — в 10 раз. За­тем шел лен, экспорт которого вырос в три раза. Сократился экспорт шерсти и сала. В 10 раз вырос вывоз яиц, в 5 раз — масла; в 62 раза вырос экспорт сахара, увеличился вывоз хлопчатобумажных тканей, нефти, керосина. В структуре вывоза сельскохозяйственные товары составляли 75%, промыш­ленные — 25%. Первое место в импорте товаров в Россию в 1860 — 1865 гг. составлял хлопок-сырец, затем чай, красильные вещества, ткани, машины, вина. К середине 90-х гг. на первом месте оказался импорт машин (он соста­вил 15% общей стоимости ввоза). На втором месте — ввоз хлопка, затем — металл, уголь, чай, нефть.

К концу века на первое место в торговле с Россией вышла Германия (25% экспорта, 32% импорта); второе место занимала Англия (20% экспорта, 20% импорта).

В 60-е гг. Россия вывозила и ввозила товаров примерно на одинаковую сумму, в начале 70-х гг. ввоз был больше, а в 80-е — начале 90-х — вывоз превышал ввоз на 150 — 230 млн руб. ежегодно.

В пореформенной России было три основные формы землевладения: на­дельное, частное и казенное.

Надельные земли до полного выкупа считались неполной собственностью крестьян: или можно было пользоваться, передавать по наследству, сдавать в аренду, но нельзя продавать. Крестьянин также не мог отказаться от надела, который в ряде местностей, особенно в нечерноземных, приносил доход меньше платежей.

Размеры наделов были различными в разных регионах страны (в среднем по стране — 11,1 десятин на двор, в черноземье — 4,8 десятин на двор в 60-е гг.; к началу XX в. — в черноземье в среднем 2,6 десятин на двор; при этом помещичьи крестьяне в 60-е гт. имели в среднем 6,7 десятин на двор, государственные — 12,5). Особенностью надельного владения было то, что 3/4 его находилась во владении общин. Только в западных губерниях и на Украине общины были ликвидированы и существовало подворное землевла­дение.

Одним из способов приобретения земли для крестьян была аренда, Дру­гим — покупка. В 1883 г. был создан Крестьянский банк, предоставлявший крестьянам кредит для покупки земли.

Помещичье землевладение сокращается — в 1861 г. у помещиков нахо­дилось 87 млн. десятин земли, а в 1877 г. — 73 млн десятин; к 1880 г. в зало­ге оказывается около 15% помещичьей земли.

Капитализм в сельском хозяйстве России мог развиваться двумя путями:

1-й путь — помещичий, или «прусский»: когда помещичье землевладение сохранялось и постепенно приспосабливалось к капитализму;

2-й путь — крестьянский (фермерский), или «американский»: при кото­ром помещичье землевладение должно быть ликвидировано, должно разви­ваться частное крестьянское хозяйство.

В 60-70 -х гг. посевы хлебов и картофеля несколько уменьшились, но за­тем стали снова увеличиваться. Увеличиваются посевы пшеницы — основно­го товарного хлеба. Значительное влияние на зерновое производство оказал мировой кризис цен на хлеб — с середины 70-х до начала 90-х гг. экспортные цены на пшеницу упали с 85 до 56 коп., на рожь — с 63 до 47 коп. Тем не ме­нее, в 70-е гг. вывозится до 10% чистого сбора хлебов, а в 80-е — до 20%. Падение цен на хлеб способствовало ускорению расслоения крестьянства.

Перемещается центр зернового производства (Херсонская, Бессарабская, Таврическая, Донская, Екатеринославская, Самарская, Саратовская и Орен­бургская губернии давали более четверти сбора зерновых в стране). В нечер­ноземных губерниях растет производство льна, в Прибалтике — молока и масла; в юго-западных и южных губерниях растет производство сахарной свеклы. Выделяются районы табаководства, коноплеводства, хлопководства и т.д.

Предложения интернет-магазинов