Экономическая политика СССР в середине 1950-х — первой половине 1960-х гг.

Смерть Сталина

5 марта 1953 г. умер И.В. Сталин. 6 марта, в то время как тело вождя пе­ревозили из Кунцева в Дом Союзов и начиналась подготовка к церемонии за­хоронения, произошел первый раздел постов в правительстве. Президиум, избранный XIX съездом, был сокращен до 10 членов и 4 кандидатов. Из прежних членов Президиума остались только М.З. Сабуров и М.Г. Первухин. Председателем Совета министров стал Г.М. Маленков, его заместителями — Л.П. Берия (министр внутренних дел) и В.М. Молотов (министр иностранных дел), два других заместителя Г.М. Маленкова — Н.А. Булганин и Л.М. Каганович. Председателем Президиума Верховного Совета был утвер­жден К.Е, Ворошилов, секретарем ЦК КПСС — Н.С. Хрущев. Но не успели преемники распределить посты, как между ними началась ожесточенная борьба за власть, в результате которой победил Н.С. Хрущев. В сентябре 1953 г. на очередном Пленуме ЦК (с 3 по 7 сентября) он был избран первым секретарем ЦК КПСС.

Одним из вопросов, который предстояло решить новому руководству го­сударства, был поиск путей реформирования и перестройки экономики. Свои концепции предлагали Маленков (он считал, что необходимо перенести центр тяжести на развитие легкой и пищевой промышленности, а также раз­витие сельского хозяйства. Для повышения производительности труда в сельском хозяйстве предполагалось включение фактора личной заинтересо­ванности, а для этого -— намечено было снизить нормы обязательных поста­вок с личного подсобного хозяйства колхозников, уменьшить денежный на­лог с каждого колхозного двора и снять недоимки по налогу за прошлые годы) и Хрущев (предлагал обеспечить подъем сельского хозяйства путем повышения закупочных цен на колхозную продукцию и быстрое расширение посевных площадей за счет целинных и залежных земель).

Попытки реформ в сельском хозяйстве

В августе 1953 г. был принят новый бюджет, который предусматривал дотации на производство товаров широкого потребления и в пищевые отрас­ли. На сентябрьском 1953 г. пленуме ЦК было принято решение о выделении дополнительных средств на развитие сельского хозяйства, ускорении темпов оснащения колхозов и совхозов техникой, повышении государственных за­купочных цен для колхозов (заготовительные цены на скот и птицу были по­вышены более чем в 5 раз, на молоко и масло — в 2 раза, на картофель — в 2,5 раза, на овощи — на 25-40%; поднялись закупочные цены на продукты, продаваемые колхозами сверх обязательных поставок: на мясо — до 30%, на молоко — в 1,5 раза, при этом государственные розничные цены на эти про­дукты остались прежними) и уменьшении поставок, списании долгов с кол­хозов, снижении налогов с приусадебных участков и с продаж на свободном рынке.

Проведены некоторые преобразования в структуре управления сельским хозяйством. Штаты Министерства сельского хозяйства и заготовок СССР, Министерства совхозов СССР, а также их местных органов значительно со­кращались. Районные управления сельского хозяйства и заготовок упраздня­лись, а их функции передавались машинно-тракторным станциям.

В декабре 1953 г. на страницах периодической печати началось обсужде­ние вопроса об освоении целины. В начале 1954 г. проблема использования новых земель обсуждалась на всесоюзных совещаниях работников МТС, совхозов, передовиков колхозов различных краев и областей. На февраль­ском 1954 г. пленуме принято решение об освоении целинных земель Север­ного Казахстана, Сибири, Алтая и Южного Урала. В оборот введено 42 млн га пашни, где выращивалось к концу десятилетия до 40% всех зерновых.

После выступления Н.С. Хрущева на январском 1955 г. пленуме ЦК на­чинается так называемая «кукурузная кампания». За два года кукурузой были засеяны 18 млн га (часто в районах, совсем не подходящих для нее).

В марте 1956 г. было принято пс тановление «Об уставе сельскохозяйст­венной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организа­ции колхозного производства и управлении делами артели». Колхозы полу­чили право на общем собрании устанавливать количество скота в личном пользовании колхозного двора, размер приусадебного участка, определять минимум трудодней, вносить изменения в нормы выработки и расценки за их выполнение.

Начало реформ принесло обнадеживающие результаты — за три года производство сельскохозяйственной продукции увеличилось на 25%. Сле­дующий шаг был сделан в мае 1957 г., когда Хрущев на собрании представи­телей колхозников выдвинул лозунг «Догнать и перегнать Америку!» (в ос­новном по производству мяса и молочных продуктов). 1957-1959 гг. были отмечены серией административных реформ и кампаний («кукурузная», «мясная», «молочные рекорды»).

С 1957 г. начинается ликвидация МТС. Решениями февральского (1958) пленума ЦК КПСС и принятым в марте 1958 г. законом Верховного Совета СССР МТС были преобразованы в РТС (ремонтно-технические станции), а техника, принадлежавшая МТС, передавалась колхозам в собственность по­средством выкупа. Это привело к сокращению парка сельскохозяйственных машин и изъятию у колхозов значительных денежных средств.

Еще одна реформа заключалась в новом укрупнении колхозов. Ее целью было образование крупных объединений, которые могли бы в дальнейшем способствовать индустриализации сельского хозяйства. Стремясь выполнить завышенные обязательства, руководители колхозов начинают наступление на приусадебное хозяйство (урезают приусадебные участки, принуждают про­давать личный скот колхозу и т.д.). В марте 1962 г. было перестроено управ­ление сельским хозяйством. В районах появились колхозно-совхозные управления (КСУ), в областях и республиках аналогичные комитеты. Позднее в сельских районах были упразднены парткомы, функции которых были переданы парторганизациям КСУ.

Попытки реформ п промышленности

В начале октября 1952 г. был утвержден пятый пятилетний план (на XIX съезде ВКП(б), проходившем с 5 по 14 октября 1952 г.). Он намечал даль­нейшие приоритеты в промышленности — развитие энергетики, топливной промышленности, металлургии, машиностроения, нефтяной и химической промышленности. Реализация плана началась, но после смерти Сталина но­вым руководителям страны предстояло выработать собственные подходы к приоритетам и путям развития промышленности. Концепция, предложенная Маленковым, в целом была отвергнута, но некоторые его идеи были исполь­зованы впоследствии Н.С. Хрущевым в выработке собственной программы развития промышленности. Предусматривалось, что рост производства това­ров широкого потребления должен обогнать увеличение выпуска средств производства. В этом заключалась сущность подхода Н.С. Хрущева к зада­чам промышленного развития, так как снижение цен на товары широкого по­требления породило существенный дефицит в этой области. Капиталовложе­ния в лег кую и пищевую промышленность увеличивались.

Рычаг ами ускорения промышленного развития были названы: внедрение достижений науки, повышение научно-технического уровня производства;

  • ценообразование (в 1955 г. начинается пересмотр оптовых цен на про­мышленную продукцию);
  • изменение порядка финансирования предприятий;
  • совершенствование планирования, расширение прав министерств, руко­водителей ведомств, предприятий и производственных участков в изменении плановых показателей.

В годы пятой пятилетки вступили в строй Куйбышевская, Каховская, Камская, Цимлянская, Горьковская, Верхне-Свирская, Усть-Каменогорская гидроэлектростанции; освоены новые районы угледобычи — Альметьевск, Бугульма, Лениногорск. Белебей; на новом каспийском промысле «Нефтяные камни» впервые в мире в промышленных масштабах освоена добыча нефти в открытом море: в металлургии начинается введение в строй новых предпри­ятий-гигантов — Череповецкого, Закавказского, Сумгаитского, Орско- Халиловского и др.; развиваются новые отрасли машиностроения — ракето­строение. радиоэлектроника и др.; вводится в строй Южно-Сибирская желез­нодорожная магистраль, начинается эксплуатация Волго-Донского канала. Пятилетка была выполнена за четыре года и четыре месяца.

В то же время на июльском 1955 г. пленуме ЦК КПСС было отмечено, что ряд отраслей промышленности продолжает развиваться слишком мед­ленными темпами. Было предложено: сократить формы отчетности и обяза­тельных показателей при планировании; расширить права директоров пред­приятий в области планирования, строительства, регулирования штатов и зарплаты; на предприятиях — создавать производственно-технические сове­ты во главе с главными инженерами; производственным коллективам пре­доставить больше самостоятельности в использовании средств предприятия для совершенствования техники и на культурно-бытовые нужды. На пленуме был снят тезис о том, что при социализме техника не устаревает. Для быст­рейшего внедрения достижений науки и техники в народное хозяйство в сен­тябре 1955 г. при Совете министров СССР был образован Комитет по делам изобретений и открытий. Для координации научных исследований и руково­дства внедрением их результатов в производство создавался Государствен­ный комитет Совета Министров СССР по новой технике, а при нем — инсти­тут научно-технической информации. Были также пересмотрены условия социалистического соревнования, причем особое внимание обращалось на показатели, отражающие успехи борьбы за технический прогресс.

В середине февраля 1956 г. XX съезд КПСС принял план шестой пятилетки.

Главной задачей шестой пятилетки в области промышленности было объ­явлено первоочередное развитие черной и цветной металлургии, топливной и химической промышленности, обеспечение опережающих темпов строитель­ства электростанций, ускоренный подъем машиностроения, производства средств автоматики и приборов.

Одновременно делаются попытки найти новые способы повышения про­изводительности труда и ускорения роста промышленного производства.

На первом плане стояли усиление надзора за сверхурочными работами и контроль за материальным поощрением. Были возрождены производствен­ные совещания. В комиссиях, созданных для улучшения работы предприятий и учреждений, объединялись представители администрации и специашсты.

С апреля 1956 г. начался пересмотр трудового законодательства с целью его гуманизации (реформа не была завершена).

Идут поиски в области форм управления промышленностью. В декабре 1956 г. намечены меры по расширению прав министерств и ведомств, но уже на февральском 1957 г. пленуме ЦК КПСС принято решение осуществлять руководство хозяйством страны по экономическим районам. С I июля 1957 г. союзные промышленные министерства были заменены совнархозами, кото­рые должны были устанавливать прямые связи между собой. Совнархозы были подчинены советам министров союзных республик. Они получили со­ответствующие права в области планирования, капитального строительства, организации производства, пруда и заработной платы, материал ьно- технического снабжения, финансирования и кредитования. В стране было образовано 105 совнархозов. Большинство общесоюзных и союзно-респуб­ликанских промышленных и строительных министерств упразднялось. Эта реформа принесла мало положительных экономических результатов.

Она привела к раздробленности руководства отраслями промышленности, нарушению сложившихся экономических связей между предприятиями раз­ных районов, к задержке развития отраслевой специализации. Затруднялось проведение единой государственной технической политики в масштабах от­расли. «Административная лихорадка» шла по нарастающей, а темпы эконо­мического развития страны снижались. Однако ощущаться это стало только в начале 60-х гг.

Своего рода попыткой выполнить планы шестой пятилетки, оказавшиеся под угрозой срыва, стал переход к семилетке. 27 февраля собрался внеоче­редной XXI съезд КПСС, который заслушал доклад Н.С. Хрущева «О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959-1965 годы», «Контрольные цифры» были утверждены, но семилетний план в кон­це концов остался невыполненным.

Социальные преобразования

В 1955-1959 гг. был принят ряд мер по улучшению жизни населения, главным образом городского. Регулярно повышалась зарплата. Прекратился выпуск обязательных облигаций госзаймов. Принят закон о пенсиях по воз­расту для рабочих и служащих, увеличена продолжительность отпуска по бе­ременности, сокращена рабочая неделя. Отменена плата за все виды обуче­ния. Шло массовое строительство жилья. Начало 60-х гг. вскрыло серьезные проблемы в экономике, которая была в значительной мере деструктурирова- на необдуманными реформами и штурмовщиной. Правительство попыталось разрешить эти проблемы за счет трудящихся — почти на треть снижены та­рифные расценки на производство и почти на столько же возросли цены на продовольствие. Это привело к нарастанию социальной напряженности: про­изошли стихийные выступления рабочих (самое крупное — в июне 1962 г. в Новочеркасске). В итоге в октябре 1964 г. Хрущев был вынужден уйти в от­ставку.

Предложения интернет-магазинов