Культура во второй половине 19 века

Либеральные реформы 1860-1870-х гг. повлекли за собой изменения и во всех областях культуры.

Принятое в 1864 г. «Положение о народных училищах» определило основы начального образования в пореформенный период. Начальное образование давали народные училища, церковно-приходские и земские школы. В них в течение 2-3 лет обучали Закону Божьему, чте­нию, письму и счету. Рост количества начальных учебных заведений способствовал повыше­нию уровня грамотности в России (с 7% в 1861 г. до 21% в 1897 г.).

Система среднего образования включала гимназии, которые подразделялись на классиче­ские с преподаванием древних языков, а также гуманитарных предметов, и реальные (позднее их стали называть училищами) с преимущественным изучением математики, физики, химии. В отличие от выпускников классической гимназии, которые имели право продолжить образо­вание в университетах, выпускники реальных гимназий могли поступать только в технические вузы.

Позитивные сдвиги произошли и в системе высшего образования. Были открыты универ­ситеты в Одессе (1865) и Томске (1888). Новый устав (1863) предоставлял университетам значи­тельную автономию. Увеличилось число специальных высших учебных заведений, что было обусловлено быстрым развитием капитализма в стране и возросшей потребностью в высокооб­разованных профессиональных кадрах. Были открыты Горный и Лесной институты, Сельско­хозяйственная академия и др.

Происходило становление женского образования. На общественные средства были откры­ты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), а также женские курсы В.И. Герье в Москве.

В средних учебных заведениях различного типа к началу 1890-х гг. занимались до 75 тыс. женщин.

Большую роль в развитии народного просвещения сыграла российская интеллигенция. При ее участии создавались комитеты грамотности, просветительские общества. Организовы­вались бесплатные воскресные школы для взрослых, а в конце 1890-х гг. начали возникать ра­бочие курсы.

Однако в целом уровень грамотности населения России продолжал оставаться одним из самых низких в Европе.

В 1880-1890 гг. деятельность правительства в области образования приобрела реакцион­но-охранительную направленность. Циркуляр 1887 г. «О сохранении гимназического образо­вания», известный в обществе как циркуляр «о кухаркиных детях», не рекомендовал прини­мать в подготовительные классы гимназии детей кучеров, лакеев, прачек и т.д. Усилилось влияние церкви на школьное образование. Новый университетский устав (1884 г.) упразднял прежнюю внутреннюю университетскую автономию.

Изменение акцентов в образовательной политике самодержавия не могло остановить ди­намичное развитие отечественного образования. Увеличилось число общедоступных библио­тек и читальных залов, открывались научные, технические, литературные и краеведческие музеи.

«Временные правила о цензуре и печати» (1865 г.) отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий, что привело к значительному росту объемов издаваемой печатной продукции. Периодические издания отражали противоборство между различными идейно- политическими направлениями.

Журналы «Современник» и «Отечественные записки» издавались демократами. «Вестник Европы», «Русский вестник» и газета «Русские ведомости» были либеральными изданиями. Газета «Московские ведомости» отстаивала консервативные позиции.

Активизировалось книгоиздательское дело. Крупнейшие книгоиздатели Ф.Ф. Павлен- ков (биографическая серия «Жизнь замечательных людей», «Научно-популярная библиотека по естествознанию» и др.), И.Д. Сытин («Библиотека для самообразования», произведения русских классиков, детская литература) стремились сделать книги доступными для мало­имущих.

В 1890-1907 гг. вышло издание, ставшее лучшей российской энциклопедией, — «Энцик­лопедический словарь» Брокгауза и Эфрона в 82 томах.

Во второй половине XIX в. продолжала успешно развиваться отечественная наука. 1860- 1870-е гт. стали золотым веком отечественной химии. Ученый-химик A.M. Бутлеров создал тео­рию химического строения органических веществ. Д.И. Менделеев открыл в 1869 г. Периодиче­ский закон химических элементов — один из основных законов естествознания. В математике зна­чительных успехов добились П.Л. Чебышев и С.В. Ковалевская. Ученый-физик А.Г. Столетов обосновал электромагнитную теорию света и открыл закон фотоэффекта. П.Н. Яблочков создал дуговую электрическую лампу, a AM. Лодыгин — лампу накаливания. В 1895 г. А.С. Попов изо­брел электрическую связь без проводов (радио).

«Отец русской авиации» ученый Н.Е. Жуковский стал основоположником современной гидроаэродинамики. К.Э. Циолковский обосновал возможность межпланетных космических полетов. Начало новой науки — почвоведения — заложили труды В.В. Докучаева.

Важные открытия были сделаны в физиологии и медицине. И.М. Сеченов создал учение о рефлексах головного мозга. И.П. Павлов разработал учение об условных рефлексах как форме приспособления организма к окружающей среде. И.И. Мечников стал одним из разработчиков теории иммунитета и вместе с Н.Ф. Гамалеей организовал первую в России бактериологиче­скую станцию.

Все эти достижения российской науки имели всемирное значение и принесли российским ученым широкую известность. В начале XX в. И.П. Павлов и И.И. Мечников были удостоены одной из самых престижных в современном мире наград — Нобелевской премии.

Во второй половине XIX в. продолжалось развитие географических знаний. П.Н. Семе- нов-Тян-Шанский совершил ряд экспедиций в Среднюю Азию и горы Тянь-Шань. Н.Н. Мик­лухо-Маклай изучал быт, хозяйство и нравы народов Новой Гвинеи. Н.Н. Пржевальский от­крыл целый ряд не известных европейцам горных хребтов, впервые составил описание некоторых животных Центральной Азии. Адмирал академик Ф.П. Литке обследовал Камчат­ку, Чукотку и ряд островов в северной части Тихого океана.

Мировая географическая наука в те годы в значительной мере опиралась на открытия рус­ских путешественников. Имена многих из них остались на карте мира.

Развитие гуманитарных наук во второй половине XIX в. связано прежде всего с выдаю­щимися учеными-историками С.М. Соловьевым («История России с древнейших времен», «Публичные чтения о Петре Великом» и др.), В.О. Ключевским («Боярская Дума Древней Руси», «Курс русской истории»). Настоящий научный подвиг совершил В.И. Даль, подгото­вив «Толковый словарь живого великорусского языка», не утративший и по сей день своего значения.

Литература второй половины XIX в. дала блестящую плеяду талантливых писателей, твор­чество которых развивало традиции критического реализма. В произведениях М.Е. Салтыкова- Щедрина, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, В.Г. Короленко, А.П. Чехова отобразилась реаль­ная жизнь сквозь призму ее критического восприятия, проявился пристальный интерес к про­бі

стому человеку, содержались глубокие раздумья над социальными пороками и постоянный по­иск путей борьбы с ними. В произведениях выдающегося писателя Л.Н. Толстого («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и др.) особенно остро отразились социальные и философ- ско-нравственные проблемы эпохи. Глубоким психологизмом проникнуты произведения Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», «Бедные люди», «Идиот», «Униженные и ос­корбленные» и др.

Театр в пореформенной России играл особую роль. Он был единственным публичным ме­стом, где легально могли проявиться не только личные, но и общественные симпатии. Развитие русского театра в тот период тесно связано с именем драматурга А.Н. Островского. Его пьесы «Гроза», «Лес», «Волки и овцы», «Бесприданница» и другие обличали невежество, ханжество и другие пороки, взывали к гуманности и просвещению. На сцене Малого театра в Москве, ко­торый называли «Домом Островского», были поставлены практически все его произведения. В его пьесах блистали великие актеры П.М. Садовский, М.Н. Ермолова.

В Александринском театре в Петербурге сверкал талант актрисы П.А. Стрепетовой. В 1860 г. в Петербурге открылся Мариинский театр.

Окончательно сформировалась национальная русская музыкальная школа. Это было вре­мя расцвета русского музыкального искусства.

В начале 1860-х гг. в России сложилось творческое содружество композиторов, названное критиком В. Стасовым «Могучей кучкой» (М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Ц.А.Кюи, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков). В своих произведениях эти композиторы стремились передать особенности национального характера народа, его жизнь, традиции и стремления. Темы и сюжеты они черпали в русском фольклоре и классической литературе. Всемирную из­вестность со временем приобрели оперы Бородина «Князь Игорь», Мусоргского «Борис Году­нов», Римского-Корсакова «Псковитянка» и др.

Богатейшее музыкальное наследие оставил П.И. Чайковский. В мировую классику вошли его оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красави­ца», «Щелкунчик», оркестровые произведения, прежде всего симфонии.

В конце XIX столетия начинается творческая деятельность оперных певцов Ф.И. Ша­ляпина, Л.В. Собинова, А.В. Неждановой, композитора и музыканта С.В. Рахманинова. В 1859 г. по инициативе пианиста и дирижера Рубинштейна появилось Московское отделе­ние русского музыкального общества, благодаря которому широкая аудитория знакомилась с симфонической музыкой.

В 1862 г. в Петербурге, а в 1866 г. в Москве были открыты консерватории.

В изобразительном искусстве утверждается реализм, а преобладающим жанром становит­ся социально-бытовой.

В 1863 г. в Петербурге произошел «бунт четырнадцати»: группа выпускников Академии ху­дожеств отказалась писать дипломные работы на темы из скандинавского эпоса и покинула Ака­демию. Художники основали свою артель, которая в 1870 г. была преобразована в Товарищество передвижных художест­венных выставок. На своих полотнах передвижники стреми­лись отражать жизнь со всеми ее проблемами и противоре­чиями. Свое искусство они несли в народ. Передвижные выставки устраивались не только в столичных городах, но и в провинциях. В этом движении приняли участие такие вы­дающиеся русские художники, как И.Н. Крамской, Г.Г. Мя­соедов, Н.Н.Ге, А.К. Саврасов, И.И.Шишкин, В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.М. Васнецов и др.

Творчество И.Е. Репина и В.И. Сурикова по праву считается вершиной реализма в русской живописи. Эти художники на своих полотнах создали собирательный образ русского народа. В художественном наследии И.Е. Репина — картины «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Отказ от исповеди», портреты знаменитых деятелей культуры. В своем творчестве Репин нередко обра­щался к историческим сюжетам. Широкую известность и признание получили картины «Царев­на Софья», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Запорожцы пишут письмо ту­рецкому султану».

Главным героем полотен В.И. Сурикова является русский народ. Лучшие картины Сури­кова написаны в историческом жанре («Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Пере­ход Суворова через Альпы», «Меншиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком Тимофее­вичем»).

Духом народных былин и сказок проникнуто творчество В.М.Васнецова («Аленушка», «Богатыри», «Витязь на распутье», «Гусляры», «После побоища Игоря Святославича с полов­цами». Величие русской природы запечатлел «певец русского леса» И.И. Шишкин («Утро в со­сновом лесу», «Корабельная роща»); лирическим неспешным созерцанием родного пейзажа пронизаны картины А.К. Саврасова («Грачи прилетели») и А.И. Куинджи («Лунная ночь на Днепре»), И.И. Левитана («Над вечным покоем»).

К историческим темам неоднократно обращались художники Н.Н. Ге, А.П. Рябушкин, А.Д. Кившенко («Военный совет в Филях» и др.). Серию картин, посвященных Отечественной войне 1812 г. и Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., создал В.В. Верещагин. Ему же принад­лежит картина «Апофеоз войны».

Многие полотна замечательных русских художников были приобретены купцом и меценатом П.М. Третьяковым, который счел своим долгом передать свою коллекцию русской живописи в дар Москве.

Выдающиеся произведения создали в этот период русские скульпторы: М.М. Антокольский («Нестор-летописец», «Иван Грозный», «Петр I», «Ярослав Мудрый», «Ермак»; A.M. Опекушин (памятник А.С. Пушкину в Москве, памятник М.Ю. Лермонтову в Пятигорске); М.О. Микешин (памятник «Тысячелетие России» в Новгороде, памятник Екатерине II в Петербурге.

В архитектуре классицизм утратил свои позиции. Развитие капитализма в стране вызвало настоящий строительный бум. В городах одно за другим воздвигали здания общегражданского на­значения (банки, магазины, доходные дома, вокзалы). Все это требовало новых композиционных и стилевых решений. На сме­ну классицизму пришла эклектика — смешение архитектурных стилей и разнообразие направлений.

В русско-византийском стиле был построен по проекту архитектора К.А. Тона храм Хри­ста Спасителя в Москве. В неорусском (или «псевдорусском») стиле воздвигнуты здания Исто­рического музея (архитекторы А.А. Семенов и В.О. Шервуд), Городской думы (архитектор Д.Н. Чичагов), Верхних торговых рядов (архитектор А.Н. Померанцев) в Москве.

Предложения интернет-магазинов