Культура второй половины 18 века

загрузка...

Культура России середины и второй половины XVIII в. ознаменована многочисленными достижениями.

В XVIII в. в России сложилась система светского образования. Для обучения дворян еще в 1731 г. был создан Шляхетский корпус, который впоследствии разделился на Морской, Су­хопутный, Артиллерийский, Инженерный. Подготовка к гражданской службе велась в Па­жеском корпусе. В 1755 г. был открыт Московский университет, готовивший специалистов по различным отраслям знания. В создании университета велика заслуга М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова. В 1757 г. была учреждена Академия художеств. В 1783 г. открылась Россий­ская академия по изучению русской словесности, возглавила ее Е.Р. Дашкова. По проекту И. Бецкова и под его руководством в Петербурге в 1764 г. был открыт Смольный институт благородных девиц. Инициатива открытия этого первого учебного заведения для женщин принадлежала Екатерине И. В 1786 г. был принят Устав народных училищ, согласно которо­му в каждом губернском городе учреждались главные народные училища с четырьмя класса­ми, в уездных городах — малые двухклассные народные училища.

Значительных успехов достигла российская наука. «Первым нашим университетом», по образному выражению А.С. Пушкина, стал ученый-энциклопедист М.В. Ломоносов. Его гений проявился практически во всех отраслях знания: химии, физике, гео­графии, истории, минералогии, литературе и т.д.

В.Н. Татищев — «отец русской истории» — написал «Историю Российскую с самых древнейших времен». С.П. Крашенинников соста­вил «Описание земли Камчатки». Расцвет технической мысли связан с именами русских изобретателей-самоучек И.И. Ползунова (изобретение универсальной паровой машины почти на 20 лет раньше, чем Дж. Уатт) и И.П. Кулибина (часы в форме яйца с автоматическим устройством, про­ект одноарочного деревянного моста через Неву и т.д.). Однако большин­ство изобретений не получили своевременного применения.

В литературе этого периода выделяются три направления: классицизм, реализм и сенти­ментализм. К первому направлению можно отнести творчество А.П. Сумарокова (стихотворе­ния, басни, трагедии, комедии). Реализм отразился в творчестве Д.И. Фонвизина (комедии «Не- дросль», «Бригадир»). Представителемсентиментализма был Н.М. Карамзин («Бедная Лиза»).

В 1750 г. в Ярославле был открыт первый профессиональный театр, основателем которого был Ф.Г. Волков. В 1756 г. Волков был приглашен в столицу и содействовал становлению на­ционального театра, указ об учреждении которого подписала Елизавета Петровна.

Известные русские вельможи открывали частные театры. Декорации, костюмы, ноты вы­писывали из-за границы, а музыкантами и актерами служили их крепостные. Большую из­вестность получил театр Н.П. Шереметева в подмосковных усадьбах Шереметевых в Кусково и Останкино. Настоящей жемчужиной театра была крепостная певица П.И. Ковалева (псевдо­ним Жемчугова ей дал сам граф).

Развивались русские народные промыслы.

В подмосковной деревне Гжель мастера-умельцы издавна изготавливали красивую посуду. А со второй половины XVIII столетия в Гжели начали производить майолику — посуду из обож­женной глины, покрытую глазурью. Глазурь была белой, и нанесенная на нее многоцветная рос­пись смотрелась празднично и весело. Позднее мастера стали использовать для росписи гжель­ских изделий лишь ярко-синий цвет.

За Великим Устюгом с XVIII в. закрепилось первенство в искусстве чернения по серебру. Мастера сохранили и приумножили известную еще в Древней Руси технику украшения золо­тых и серебряных изделий.

В конце XVIII в. в России началось производство лаковых изделий. Вскоре на всю Россию стали известны центры уникальной лаковой миниатюры. Это Федоскино (около 30 км от Моск­вы), Палех и Холуй в Ивановской области и Мстера во Владимирской области. Расписанные лаками шкатулки, броши, деревянные футляры становились произведениями искусства. На маленьких картинах мастера с любовью воспроизводили сказочные сюжеты и, конечно, красо­ту родной природы.

Скульптура этого периода представлена прежде всего работами Э.М. Фальконе (памятник Петру I в Петербурге — «Медный всадник»); Ф.И. Шубина (скульптурные портреты М.В. Ло­моносова, Екатерины II, Павла I, а также исторических деятелей прежних эпох: Дмитрия Дон­ского, Василия Шуйского и др.).

На вторую половину XVIII в. приходится расцвет русской портретной живописи. Круп­нейшие портретисты этого периода: Ф.С. Рокотов (портреты императрицы Екатерины II, А.П. Струйской), А.П. Антропов, Д.Г. Левицкий (портрет П.А. Демидова), В.Л. Боровиков­ский (портреты князя А.Б. Куракина, М.И. Лопухиной), а также крепостной художник графа Н.П. Шереметева И.П. Аргунов (портрет неизвестной крестьянки в русском костюме).

В архитектуре в стиле барокко работал архитектор Б.Ф. Растрелли (Зимний дворец, ан­самбль Смольного монастыря в Петербурге, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе). В стиле классицизма выполнены прекрасные архитектурные сооружения В.И. Баженова (Дом Пашкова в Москве, проект Михайловского (Инженерного) замка в Петербурге), М.Ф. Казакова (здание Московского университета, Голицынская больни­ца, здания Благородного собрания и Сената в Москве). В разные годы В.И. Баженов и М.Ф. Ка­заков трудились над проектами архитектурного обустройства усадьбы Царицыно под Москвой.

В стиле классицизма построены также Таврический дворец и Троицкий собор в Александ- ро-Невской лавре в Петербурге (архитектор И.Е. Старое).

В общественную мысль проникали идеи европейского Просвещения. Представители про­светительской мысли в России второй половины XVIII в. — это Н.И. Новиков, крупный изда­тель, выпускавший сатирические журналы «Трутень», «Живописец», и А.Н. Радищев, автор «Путешествия из Петербурга в Москву». Радищев в своей книге показал несовершенство мо­нархической формы правления в России, подверг критике феодально-крепостнические поряд­ки. Екатерина II сочла Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева».

Образ эпохи

В конце XVIII в. Россия в союзе с Англией и Австрией участвовала в войнах против французской Директории.

В 1799 г. император Павел I назначил главнокомандующим русской армией в Северной Ита­лии А.В. Суворова. Итальянский и Швейцарский походы прославили русское оружие. В труднейших условиях заснеженного альпийского высокогорья окруженные втрое превосходящими силами про­тивника, русские войска под командованием 70-летнего полководца с боями прошли по горным тропам. Чудо-богатыри, как называл солдат Суворов, покрыли себя неувядаемой славой. Чтобы показать неприступность скалистых вершин, Суриков расположил холст вертикально. Пейзаж ху­дожник писал на месте исторического перехода, сам много раз скатывался со склонов, чтобы ощу­тить скольжение.

Солдаты смотрят на своего полководца с безграничным доверием и восхищением: они беспре­кословно готовы подчиниться его приказу.

По завершении работы Суриков выслушал немало упреков по поводу штыков, выставленных не по уставу. На это художник говорил, что у Суворова многое было не по уставу, при этом он оставался гениальным полководцем. По замыслу художника войско, скатываясь с ледяной горы, обрушивается прямо на зрителя.

В 1899 г. на XXVII Передвижной выставке картину приобрел Николай II и поместил ее в Музей Александра III (ныне Русский музей). По настоянию Сурикова гвардейским частям было разрешено по­сетить музей и увидеть картину.

Русский художник-маринист И.К. Айвазовский (1817-1900) не раз обращался в своем творчестве к теме великих морских сражений.

Картина рассказывает о важнейшем эпизоде Русско-турецкой войны 1768-1774 гг. — Чесмен­ском морском сражении.

В июне 1770 г. русская объединенная эскадра под командованием графа А. Орлова заперла ту­рецкий флот в Чесменской бухте и в одну ночь практически его уничтожила. В том бою потери турок были огромными — около 10 тысяч человек. Русские потеряли 11 человек.

Предложения интернет-магазинов