Культура в годы Великой Отечественной войны. Научно-технические достижения и изобретения

загрузка...

Представители художественной интеллигенции — писатели, художники, артисты — не остались в стороне от тяжелых испытаний, обрушившихся на СССР в 1941 г. Писатели и поэты М. Шолохов, А. Фадеев, А. Твардовский, К. Симонов, А. Гайдар, Б. Полевой и другие ушли на фронт военными корреспондентами.

Ведущими темами в литературе становятся героизм, мужество и подвиг на фронте и в тылу. Появляются произведения о войне: «Жди меня» (К. Симонов), «Василий Теркин» (А. Твардов­ский), «Молодая гвардия» (А. Фадеев) и др.

Сразу же популярными становились художественные фильмы, отснятые в годы войны: «Жди меня», «Два бойца», «Небесный тихоход», «В шесть часов вечера после войны» и др. Ли­рические песни «Темная ночь» Н. Богословского, «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого, «Зем­лянка» К. Листова знали наизусть. В составе фронтовых актерских бригад выступали Л. Рус­ланова, К. Шульженко, В. Серова, Л. Утесов.

Композитор Д.Д. Шостакович в осажденном Ленинграде начал работу над Седьмой сим­фонией. Впервые симфония была исполнена 5 марта 1942 г. в Куйбышеве, а 9 августа 1942 г. — в блокадном Ленинграде. Симфония Шостаковича стала музыкальным памятником героизму и несломленности ленинградцев.


На сопротивление врагу поднимала всех советских людей песня «Священная война» А.В. Александрова на стихи В.И. Лебедева-Кумача (1941).

Твердость и самоотверженность защитников Роди­ны, их ненависть к врагу показаны в работах художни­ков А.А. Дейнеки («Оборона Севастополя», «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»), С.А. Герасимова («Мать партизана»), А.А. Пластова («Фашист пролетел»).

События и настроения военного времени отражало быстро и наглядно искусство плаката. В первые дни войны художник И. Тоидзе создает самый известный плакат военного времени— «Родина-мать зовет!». В жанре плаката работали Кукрыниксы (М.В. Куприя­нов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов).

Огромный вклад в победу внесли советские ученые, конструкторы и инженеры. В течение всей войны они создавали и совершенствовали различные виды вооружения и боевой техники.

А.П. Александровым был найден эффективный метод защиты кораблей от магнитных мин. Академик Е.О. Патон разработал способ автоматической сварки брони.

Выдающийся конструктор стрелкового оружия В.А. Дегтярев в 1930-х гг. сконструиро­вал 12,7-мм крупнокалиберный пулемет (ДК). В 1938 г. Г.С. Шпагин усовершенствовал этот пулемет, и он стал называться ДШК. В годы войны ДШК успешно применялся для борьбы с воздушными и наземными целями.

Конструктор стрелкового оружия Г.С. Шпагин в 1940 г. создал 7,62-мм пистолет-пулемет (автомат) ППШ, принесший ему всемирную известность. ППШ был прост в конструкции и на­дежен в бою. Уже в первые месяцы войны был налажен его массовый выпуск.

В конце 1930-х гг. группа советских ученых создала многозарядный станок, предна­значенный для запуска реактивных снарядов. Станок был смонтирован на грузовом автомо­биле. Реактивная установка под обозначением БМ-13 накануне войны встала на вооруже­ние. 14 июля 1941 г. состоялось боевое крещение «катюши» под Оршей — ее первый залп. Секрет «катюш» фашисты так и не узнали до конца войны.

В первые месяцы войны большой неожиданностью для герман­ского командования было появление на полях сражений советских танков Т-34 и К В («Клим Ворошилов»), ставших по-настоящему ле­гендарными. Танк Т-34 был признан лучшим средним танком Второй мировой войны. Он был разработан под руководством М.И. Кошкина. Дизельный двигатель, установленный на танке, заводился даже при сильных морозах, что выгодно отличало Т-34 от немецких танков. Совершенствовали «тридцатьчетверку» соратники Кошкина конст­рукторы Л.А. Морозов и Н.А.Кучеренко. Летом 1942 г. начался массовый выпуск танков Т-34.

Танк КВ-1С был принят на вооружение в конце 1939 г. КВ — это тяжелый танк с противоснарядной броней. Танк КВ стал резуль­татом многолетних разработок конструктора Ж.Я. Котина.

Под руководством Котина наряду с КВ-1С были разработаны советские тяжелые танки КВ-85, ИС-1 («Иосиф Сталин») и ИС-2.

Танк ИС-2 был создан в переломном 1943 г. и стал одним из самых мощных танков Второй мировой войны. Немецкие тяжелые танки остерегались вступать с ИС-2 в открытый бой. Как правило, они старались действовать против него из засад и укрытий.

В 1943 г. Ж.Я. Котин на основе тяжелых танков сконструиро­вал самоходные артиллерийские установки (САУ). В их числе зна­менитая ИСУ-152. В феврале 1943 г. она прошла испытания и нача­ла поступать в войска. В сражениях ИСУ-152 показала себя мощным орудием в борьбе с фашистскими «супертанками» («Ти­грами» и «Пантерами»). Советские солдаты прозвали ИСУ-152 «зверобоем».

В начале войны советские авиаконструкторы разработали боевые самолеты, многие из ко­торых по своим характеристикам превосходили зарубежные образцы.

В 1942 г. в серийное производство был запущен самолет Ту-2, спроектированный под ру­ководством авиаконструктора А.Н. Туполева. Великолепные летные данные сделали Ту-2 од­ним из лучших бомбардировщиков Второй мировой войны.

Знаменитые Яки авиаконструктора А.С. Яковлева выгодно отличались легкостью, ма­невренностью и хорошей управляемостью.

Самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны стал Як-9. Як-3 и Як-9У заняли достойное место в ряду лучших истребителей мира. Всего полгода понадоби­лось А.С. Яковлеву для создания легкого транспортного самолета Як-6.

Самолет Ил получил название в честь своего создателя — авиаконструктора С.В. Илью­шина. Илы применялись в годы войны не только как бомбардировщики, но и в качестве торпе­доносцев, транспортных самолетов. Штурмовик Ил-2 стал самым знаменитым самолетом Иль­юшина. Еще накануне войны он был запущен в серийное производство. Летчики называли его «летающим танком». Аналог этого самолета гитлеровцам так и не удалось создать. В 1944 г. Ильюшин выпустил еще более совершенный штурмовик Ил-10.

В 1940 г. в серийное производство был запущен истребитель ЛаГГ-3. Его создателями яв­лялись авиаконструкторы С.А. Лавочкин, В.П. Горбунов и М.И. Гудков. В начавшейся войне, несмотря на отличное вооружение и прочную конструкцию, ЛаГГ-3 все же уступал немецким истребителям. Это заставило Лавочкина всего за несколько месяцев коренным образом модер­низировать ЛаГГ и превратить его в один из лучших истребителей Второй мировой войны —

Ла-5. За ним последовала целая серия блестящих боевых машин — Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7. Лучший советский ас И.Н. Кожедуб, которого немцы назвали Иваном Грозным, всю войну ле­тал на самолетах Лавочкина.

Главный конструктор опытного конструкторского бюро по самолетостроению А.И. Мико­ян (1905-1970) незадолго до начала войны совместно с М.И. Гуревичем создал скоростной сек­ретный истребитель для действия на больших высотах МиГ-1. На основе его модификации поя­вился МиГ-3 — основной высотный истребитель Военно-воздушных сил РККА. МиГ-3 активно участвовал в боях в начальный период войны.

В 1940 г. под руководством В.М. Петлякова был создан пикирующий бомбардировщик Пе-2. «Пешки», как называли фронтовики Пе-2, сыграли важную роль в борьбе с фашистскими захватчиками. Пе-2 стал одним из лучших пикировщиков Второй мировой войны. В следую­щем году на базе Пе-2 был сконструирован тяжелый истребитель Пе-3.

С 1926 по 1949 г. в СССР выпускался небольшой самолет из фанеры и полотна — У-2. В годы войны этот самолет прославился как ночной бомбардировщик. Именно на этих самолетах летал всю войну знаменитый женский 46-й гвардейский ночной легкобомбардировочный полк. У-2 стал самым знаменитым самолетом авиаконструктора Н.Н. Поликарпова. В память о нем У-2 был переименован в ПО-2 («Поликарпов-2»).

 

Предложения интернет-магазинов