Культура в первой половине 19 века

загрузка...

В начале XIX в. в России окончательно сложилась система высшего, среднего и начально­го образования. В 1802 г. впервые было создано Министерство народного просвещения. Было образовано шесть учебных округов. В каждом из них, помимо Московского, был открыт уни­верситет: в Дерпте (1802), в Казани (1804), в Харькове (1804), Вильно (1804) и в Петербурге (1819). Университеты давали высшее образование. По уставу 1804 г. при всех университетах должны были действовать высшие педагогические учебные заведения, в которых готовили учителей. Таким образом, университеты являлись центрами и учебной, и педагогической дея­тельности. Во второй трети XIX в. были открыты различные военные и технические учебные заведения. Это Петербургский горный институт, Петербургский практический технологиче­ский институт, Инженерная и Артиллерийская академии и др.

Близкое к университетскому образование давали привилегированные дворянские учебные заведения — Демидовский в Ярославле (1805) и Царскосельский (1811) лицеи, которые готови­ли государственных чиновников. В Царскосельском лицее учились А.С. Пушкин, A.M. Горча­ков и другие талантливые соотечественники, проявившие себя в различных сферах жизни страны. Среднее образование давали гимназии; к середине XIX в. их насчитывалось более 50 — почти вдвое больше, чем в конце царствования Александра I. В гимназиях учились дети дво­рян, чиновников, купцов первой гильдии.

Церковно-приходские школы, волостные и уездные училища давали начальное образова­ние. В них могли учиться дети низших сословий. Образование носило сословный характер. Де­ти крепостных крестьян были лишены возможности учиться в гимназиях и университетах.

Помимо заботы об образовании в стране, Министерство народного просвещения осуществ­ляло общее руководство цензурой.

Ослабление цензуры в царствование Александра I способствовало оживлению и расши­рению в России издательской деятельности. Увеличилось число издаваемых книг, появились новые журналы и литературные альманахи («Вестник Европы», «Сын Отечества», «Журнал российской словесности» и др.). Росла читательская аудитория, развивалось библиотечное дело. Спрос на печатную продукцию создавал условия для книгопечатания. В 1820-1840-е гг. наибольшей известностью пользовалась книжная продукция А.Ф. Смирдина. Это издатель­ство выпустило в свет сочинения многих российских писателей и поэтов — В.А. Жуковского, И.А. Крылова, А.С. Пушкина и др.

Невысокие цены на эти издания делали их доступными для широких слоев населения. Первым из отечественных книгоиздателей Смирдин ввел авторский гонорар — оплату литера­турного труда писателей, а также организовал продажу книг по почте в масштабах всей страны.

Во второй четверти XIX в. правительство Николая I вновь ужесточило цензуру, что по­влекло за собой закрытие некоторых литературных изданий («Литературной газеты» А. Дель­вига, газеты «Северная пчела» Н.И. Греча и Ф.В. Булгарина), а также гонения на многих из­вестных писателей — М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.С. Тургенева, И.С. Аксакова и др.

Был усилен и контроль за университетами. Осознавая растущую потребность в образован­ных людях, правительство в то же время с осторожностью относилось к развитию народного просвещения. Под правительственным контролем находились все учебные программы, которые наполнялись религиозным и верноподданническим содержанием. При Николае I министр на­родного просвещения С.С. Уваров сформулировал так называемую теорию официальной народ­ности в триаде «Православие. Самодержавие. Народность».

В первой половине XIX в. значительных успехов достигла отечественная наука.

Профессор Казанского университета Н.И. Лобачевский совершил величайшее открытие в области математики. В 1826 г. он предложил новую геометрическую систему, коренным обра­зом изменившую привычные представления о природе пространства, в основе которых лежало учение древнегреческого математика и философа Евклида. Неевклидова геометрия Лобачев­ского оказала огромное влияние на дальнейшее развитие математического мышления.

Ученые-физики В.В. Петров, Б.С. Якоби и Э.Х. Ленц трудились над разработкой теории электрических явлений.

В.В. Петров впервые продемонстрировал явление электрической дуги и положил начало практическому применению электричества (для сварки металлов и т.д.). Б.С. Якоби открыл гальванопластику. На основе этих открытий стало возможным создание ученым П.Л. Шиллин­гом электромагнитного телеграфа (1832).

В 1839 г. начала работу Пулковская астрономическая обсерватория, оснащенная совре­менным оборудованием. Возглавил ее В.Я. Струве. Этот выдающийся астроном обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного пути, что стало значительным открытием в области астрономии.

Развитие органической химии связано с именем ученого Н.Н. Зинина. Ряд его разработок получил практическое применение (в частности, использовались созданные им и A.M. Бутле­ровым устойчивые химические красители в текстильной промышленности).

Происходило быстрое внедрение научных и технических новшеств в производство. Вы­дающийся металлург П.П. Аносов раскрыл утраченный секрет изготовления булатной стали и разработал четыре варианта технологии ее получения. В 1834 г. в Нижнем Тагиле (на Урале) на заводе Демидова М.Е. и Е.А. Черепановы создали паровоз и проложили небольшую железную дорогу «чугунку». В 1837 г. железнодорожное сообщение было установлено между Петербургом и Царским Селом, а в 1843 г. началось строительство первой двухпутной железной дороги меж­ду Петербургом и Москвой (завершено в 1851 г.). К 1856 г. общая протяженность железных до­рог в стране составила 980 верст.

В медицине выдающиеся открытия были сделаны профессором Медико-хирургической академии Н.И. Пироговым. Основоположник военно-полевой хирургии, он впервые в мире стал оперировать под эфирным наркозом прямо на поле боя. Не только операции, но и приме­нение замечательным хирургом антисептических средств, гипсовых повязок спасли жизнь ты­сячам раненых солдат и офицеров.

В первой половине XIX в. в особую отрасль выделились гуманитарные науки. Развитию гуманитарного знания во многом способствовал рост национального самосознания, вызванный Отечественной войной 1812 г., а также «просвещенная политика», проводимая Александром I в первые годы его царствования. Стремление познать русскую историю, ее героические страни­цы, постичь славные традиции и культурные достижения предков привело к важным практи­ческим шагам в этом направлении.

При Московском университете было создано Общество истории и древностей Российских. Начались поиски и публикации документов по русской истории, литературных произведений прежних эпох (в 1800 г. было опубликовано «Слово о полку Игореве»).

В 1818 г. вышли первые 8 томов «Истории государства Российского» (всего 12 томов) Н.М. Карамзина. Несмотря на неоднозначные выводы и оценки автора, это первое капиталь­ное историческое произведение пробудило интерес общества к прошлому страны и оказало влияние на формирование общественного сознания.

Большие успехи были достигнуты в развитии мореплавания. Русские исследователи со­вершили крупнейшие географические открытия, хотя русские корабли впервые вышли в Ми­ровой океан.

В 1803 г. началось первое в истории российского мореходства кругосветное путешествие И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Руководимые ими корабли «Надежда» и «Нева» три года находились в плавании. За это время на карту были нанесены новые проливы, бухты, мы­сы, уточнены координаты островов. Много интересных данных было собрано о территориях, через которые проплывали участники экспедиции. Тем самым было положено начало развитию новой для России науки — этнографии.

В 1819-1821 гг. Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев на шлюпах «Восток» и «Мирный» совершили еще одно кругосветное путешествие, в ходе которого был открыт новый материк — Антарктида.

Первая половина XIX в. стала Золотым веком русской литературы.

В литературе происходит быстрая смена направлений, идет становление современного ли­тературного языка, основанного на традициях народной речи и сменившего тяжеловесную речь предшествующего столетия.

На рубеже ХУШ-Х1Х вв. произошел переход от классицизма к сентиментализму (яр­ким его представителем был писатель и историограф Н.М. Карамзин). Вскоре на смену сенти­ментализму пришел романтизм. Представители романтизма — В.А. Жуковский, К.Ф. Рыле­ев, М.Н. Загоскин и др. — стремились противопоставить реальной действительности некий идеальный образ. Дань ро­мантизму отдал и молодой Пушкин. Он стал также родона­чальником реализма, который утвердился в русской литерату­ре несколько позднее.

С произведениями А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева в литературе утвердился реализм, вдохновлявшийся реальной жизнью, реальными людьми, глу­бокими раздумьями о судьбах страны и ее народа.

В общественно-культурной жизни России все более замет­ную роль играет театр. Самыми известными в то время государ­ственными (императорскими) театрами были Александринский в Петербурге, Большой (предназначенный для оперных и балет­ных постановок) и Малый (драматический) в Москве. Драмати­ческий театр переживал такую же быструю смену идейно- художественных направлений, как и литература: на рубеже ХУШ-Х1Х вв. на театральной сцене господствовал классицизм, в 20-30-х гг. XIX в. на смену ему приходит романтизм, а с 40-х гг. развивается реалистическое направление.

Крупнейшими представителями русского театрального искусства, заложившими основы русской театральной школы, были актеры П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин, М.С. Щепкин, А.Е. Мартынов.

В музыке появляется особый жанр — русский романс, сочетавший народные мотивы с эмоциональной проникновенностью, психологизмом. В этом жанре создавали свои произведения композиторы А. А. Алябьев, А.Е. Варламов, А.Р. Гурилев и др.

Представителем романтического направления в музыкальном искусстве был А.Н. Вер- стовский, автор оперы «Аскольдова могила».

Особое место в русском музыкальном искусстве первой половины XIX в. принадлежит М.И. Глинке — автору романсов, этюдов, хоров, опер. М.И. Глинка стал родоначальником ос­новных жанров отечественной классической музыки. Его опера «Жизнь за царя» («Иван Суса­нин») прославила простого костромского крестьянина-патриота, а вместе с ним силу и стой­кость русского народа.

Как и Глинка, представителем реализма в музыке был композитор А.С. Даргомыжский. Его оперы «Русалка», «Каменный гость» при всем своем академизме были насыщены народ­ными песенными мелодиями.

В живописи этого периода присутствуют различные художественные направления. Клас­сицизм представлен творчеством К.П. Брюллова («Последний день Помпеи», «Всадница» и др.), а также картинами А.А. Иванова («Явление Христа народу» и др.). На своих полотнах художники сумели передать настроение и переживания героев, придать индивидуальность ка­ждому образу.

Одним из ярких представителей романтизма был живописец О.А. Кипренский — автор замечательных по своей выразительности портретов (в том числе А.С. Пушкина).

Реалистичная манера присуща творчеству В.А. Тропинина, стремившегося запечатлеть на своих картинах человека в окружающей его обстановке, за любимым занятием («Кружевни­ца», «Золотошвейка» и др.).

Основоположник критического реализма в русской жи­вописи — П.А. Федотов («Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Анкор, еще анкор!»).

В бытовом жанре, который вошел в русскую живопись в первой половине XIX в., написаны картины А.Г. Венециа­нова «На пашне. Весна», «Захарка», «На жатве. Лето» и др. На своих полотнах художник поэтизировал повседневный быт и труд крестьян.

Исключительное место не только в русской, но и ми­ровой пейзажной живописи занимает художник-маринист И.К. Айвазовский, посвятивший 60 лет творчества красо­те морской стихии («Девятый вал», «Радуга», «Чесмен­ский бой»).

На рубеже XVIII-XIX вв. отмечен подъем русской скульптуры. В 1818 г. был сооружен первый в Москве памятник — К. Минину и Д. Пожарскому, установленный на Красной площа­ди (автор памятника — И.П. Мартос) Т

В Петербурге возле Казанского собора были воздвигнуты памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли (работы скульптора Б.И. Орловского).

П.К. Клодту принадлежит скульптурная группа «Укротители коней» (на Аничковом мосту в Петербурге) и конная статуя Николая I.

Главным направлением в архитектуре и градостроительстве было создание грандиозных ансамблей и их упорядочение. Наряду с ансамблевой застройкой велось сооружение специ­альных зданий государственного и общественного назначения: музеев, библиотек, театров, больниц.

В архитектуре продолжал господствовать классицизм. Своеобразным развитием и завер­шением его стал ампир с присущей ему массивностью и монументальностью архитектурных форм, богатым декором и т.д.

Крупнейшими представителями русского ампира были А.Д. Захаров (здание Адми­ралтейства в Петербурге), А.Н. Воронихин (Горный институт, Казанский собор в Петербур­ге), К.И. Росси (здание Сената и Синода, Главного штаба и министерств на Дворцовой пло­щади, Михайловский дворец (Русский музей), ансамбль Александринского театра в Петер­бурге).

По проекту французского архитектора О. Монферрана в Петербурге был построен Исаа- киевский собор — самое грандиозное архитектурное сооружение в России первой половины XIX в. По его же проекту была воздвигнута 40-метровая колонна на Дворцовой площади в Пе­тербурге в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 г. Венчает колонну скульп­тура ангела с лицом императора Александра I (скульптор Б.И. Орловский).

В этот же период в Петербурге сформировались Дворцовая, Сенатская и Адмиралтейская площади. Именно в первой половине XIX в. Петербург стал подлинным шедевром мировой ар­хитектуры.

Успешно восстанавливалась и отстраивалась после пожара 1812 г. Москва. Архитектором О.И.Бове была, реконструирована Красная площадь, разбит Александ­ровский сад, возведены Манеж и Триумфальные ворота, оформлен ансамбль Театральной площади со зданиями Большого и Малого театров.

В стиле ампир работал также архитектор Д.И. Жи­лярди (здание Московского университета, здание Опе­кунского совета).

В 30-е годы XIX в. на смену классицизму приходит русско-византийский стиль. В этом стиле архитектором К.А. Тоном в Москве были созданы Большой Кремлев­ский дворец, Оружейная палата, а также храм Христа Спасителя (строился при трех российских императорах и был освящен в 1883 г.).

Преображались и губернские города, перестройка которых шла по специальным планам.

В целом в первой половине XIX в. русская культура переживала колоссальный подъем, возрастало ее влия­ние на жизнь всех слоев общества. Многие достижения наших соотечественников стали неотъемлемой частью мировой культуры.

Предложения интернет-магазинов