Культура в 1917-1920-х годах

загрузка...

События первой четверти XX в., в том числе Первая мировая война, Российская револю­ция, перемена политических ориентиров и т.д., нашли отражение в культуре. Главными ее за­дачами являлись установление идеолого-партийного контроля над духовно-культурной сферой и внедрение в сознание масс коммунистической идеологии, а также повышение общего куль­турного уровня населения.

Религиозные основы жизни народов России рушились. Государство поощряло атеизм и антирелигиозную пропаганду. Основным идейным течением становится марксизм-ленинизм (учение, основанное на идеях и работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина). Выразители других идейных течений подвергались преследованиям. В 1922 г. так называемый философ­ский пароход увез из России принудительно выдворенных более 160 ученых, среди которых были известные философы Н. Бердяев, И. Ильин и др.

За печатной продукцией осуществлялся контроль.

В 1922 г. был создан Главлит — специальный цензурный орган. Массовая чистка библио­тек должна была оградить общество от «антисоветской и антихудожественной» литературы.

Часть интеллигенции, покинувшей в годы Гражданской войны Россию, обосновалась за рубежом. Одни сохранили к советской власти отношение неприемлемое, а нередко и враждеб­ное. Другие изменили свое отношение к новой России, отказались от идеи антибольшевистской интервенции и сочли союз и сотрудничество интеллигенции и советской власти вполне воз­можным. Выразителями этих идей стали «сменовеховцы» во главе с Н. Устряловым.

В 1921 г. в Праге вышел их сборник статей под названием «Смена вех» (отсюда и название этого общественно-политического течения в среде интеллигенции, главным образом эмигрант­ской). Поскольку деятельность «сменовеховцев» способствовала переходу части эмигрантской и оставшейся в России интеллигенции к сотрудничеству с большевиками, советское правитель­ство не препятствовало их деятельности.

В 1920-1930-х гг. в Советский Союз вернулись писатели М. Горький, А. Куприн, М. Цве­таева, композитор С. Прокофьев и др.

Новое общество не могло быть построено людьми необразованными. Поэтому задача вос­питания «нового человека», преданного идеям коммунизма и образованного, выходила на пер­вый план.

Была создана новая система управления культурой. Руководство различными отраслями культуры осуществлял Наркомпрос (Народный комиссариат просвещения). Возглавил в 1917 г. Наркомпрос А.В. Луначарский.

В государственных масштабах развернулась борьба с неграмотностью. В 1919 г. был издан декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Создавались добровольные общества и пункты ликвидации неграмотности, избы-читальни. За парты сели миллионы лю­дей разного возраста.

Декрет 1918 г. объявлял о создании единой общедоступной (бесплатной) школы, ведущей обучение на родном языке. Школа отделялась от церкви. Каждый гражданин отныне имел воз­можность получить начальное, среднее и высшее образование. Гимназии, реальные училища, церковно-приходские и земские школы ликвидировались. Создавалась единая для всей страны трудовая школа.

Школа в течение 1920-х гг. подвергалась многочисленным педагогическим эксперимен­там. Историю как учебный предмет прекратили преподавать. Домашние задания, отметки, классно-урочная система занятий были отменены, что сказывалось на учебной дисциплине и качестве знаний.

Преимущественным правом поступления в высшие учебные заведения обладали рабочие и беднейшие крестьяне. Для их подготовки в 1919 г. создавались рабфаки — рабочие факульте­ты, которые давали им необходимый минимум знаний.

Литература и искусство в 1920-х гг. отличались удивительным многообразием взглядов, стилей и направлений. Продолжали работать представители Серебряного века — А. Ахмато­ва, А. Блок, В. Брюсов, востребованными были произведения поэтов С. Есенина, В. Маяков­ского.

Художественные объединения «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет» уст­раивали выставки. Однако многие выдающиеся деятели культуры в 1917-1920-х гг. покинули страну. В их числе оказались писатели И. Бунин, И. Шмелев, А. Куприн, музыканты С. Про­кофьев, С. Рахманинов, И. Стравинский, певец Ф. Шаляпин, художники И. Репин, К. Коро­вин, Л. Бакст, М. Шагал и др.

В архитектуре получил поддержку конструктивизм, в подчеркнутой простоте которого видели проявления эстетики нового общества (заводские клубы: имени И.В. Русакова; «Кау­чук» и фабрики «Буревестник»; арх. К.С. Мельников). Уникальным сооружением является собственный дом архитектора в Москве — круглое в плане здание с делением внутреннего про­странства на зоны перегородками (1927-1929).

В 1917 г. появилась культурно-просветительская организация Пролеткульт, выявлявшая талантливых молодых людей и развивавшая в них творческие задатки.

На художественных выставках демонстрировались картины М.Б. Грекова («Тачанка»), Б.В. Иогансона («Рабфак идет»).

Востребованным становится жанр плаката, имевший агитационную направленность («Ты записался добровольцем?», «Помоги!» Д.С. Моора).

Советские скульпторы создавали произведения, прежде всего соответствующие плану мо­нументальной пропаганды («Булыжник — оружие пролетариата» И. Шадра, «Крестьянка» В. Мухиной).

В литературе одной из главных тем становится Гражданская война. О ней в своих произ­ведениях рассказывали читателям Д. Фурманов («Чапаев»), М. Булгаков («Белая гвардия»), А. Серафимович («Железный поток») и др.

В кинематографе важной вехой стал фильм режиссера С. Эйзенштейна «Броненосец По­темкин» (1925).

Развитие науки в первые послереволюционные годы связано прежде всего с именами И.П. Пав­лова (исследование физиологии высшей нервной деятельности), К.А. Тимирязева (растениеводст­во), Н.И. Вавилова (генетика), Н.Е. Жуковского (самолетостроение), А.Е. Ферсмана (геология) и др. Российская академия наук была преобразована в Академию наук СССР и переведена из Ленинграда в Москву.

Предложения интернет-магазинов