Культура России 16-17 века

загрузка...

Характерные черты культуры России XVI в.

  1. Распространение публицистики.
  2. Появление книгопечатания.
  3. Возникновение шатрового стиля в архитектуре.
  4. Широкое строительство крупных оборонительных сооружений.
  5. Значительное влияние церкви на развитие культуры.

Характерные черты культуры России XVII в.

  1. Усиление демократических черт в культуре.
  2. Распространение просвещения.
  3. Отход от строгих церковных канонов в архитектуре и живописи.
  4. Появление парсунной живописи.
  5. Возникновение автобиографического жанра в литературе.
  6. Усиление влияния европейской культуры.
  7. Возникновение «нарышкинского» (московского) барокко в зодчестве.

! Общими тенденциями развития культуры России в XVI—XVII вв. являются объединение местных культур в процессе формирования единой культуры Российского государства, отра­жение в культуре процесса укрепления самодержавной власти и становления абсолютизма, постепенная секуляризация (обмирщение) российской культуры, развитие культуры России во взаимодействии с культурами других стран.

Развитие просвещения, науки и техники

Основные события (процессы) Год(-ы), суть событий (процессов)
Издание в Москве первой печатной точ­но датированной кни­ги «Апостол» 1564 г. Появление печатных книг способствовало распространению грамотности и имело огромное значение для последующего развития культуры России
Создание Царь-пушки 1586 г. В России была отлита, как боевое орудие, самая большая для своего времени пушка в мире, весом около 40 тонн
Издание «Букваря» Василия Бурцева 30-е гг. XVII в. Появился дешёвый (стоил 1 копейку) печатный учебник, доступ­ный широкому кругу людей, желающих обучаться грамоте
Учреждение учили­ща при Андреевском монастыре 1648 г. Ф. М. Ртищев учредил при монастыре училище, в котором преподава­лись «словесные» науки и греческий язык

 

Продолжение

Основные события (процессы) Год(-ы), суть событий (процессов)
Переиздание в Мо­скве «Синопсиса» 1678 г. «Синопсис» (краткое обозрение) был составлен и издан в Киеве Иннокентием Гизелем и содержал элементарные сведения, главным образом по древней истории
Открытие Славяно- греко-латинской ака­демии 1687 г. В Москве на Никольской улице открыта первая в России высшая шко­ла. В академии преподавали грамматику, пиитику, риторику, логику и физику на латинском и греческом языках, но первостепенное значение уделялось изучению греческого языка и культуры
Составление «Буква­ря» Кариона Истомина 1692 г. К. Истомин составил букварь для сына Петра I царевича Алексея, в котором использовал наглядный метод обучения (каждой букве отводилась осо­бая страница с несколькими начертаниями этой буквы, рисунками предметов, названия которых с неё начинались)
Деятели образования и науки (техники): Иван Фёдоров (основатель книгопечатания в России, создатель первой типографии в Москве); Андрей Чохов (русский литейщик, пу­шечных и колокольных дел мастер, отливший Царь-пушку), Иоанникий и Софроний Лихуды (первые преподаватели Славяно-греко-латинской академии) Развитие литературы
Писатель, поэт, автор публицистических произведений Произведения, характеристики
XVI в.
Монах Филофей В послании великому князю Василию III сформулировал теорию «Москва — третий Рим» о роли Русского государства как преемника Римской и Византий­ской империй и защитника православной веры
И. С. Пересветов Писатель-публицист второй половины XVI в., развивавший в своих произведе­ниях идею самодержавной власти, опирающейся на постоянное войско. Пред­лагал проекты государственных преобразований
Митрополит Макарий Участвовал в создании «Великих Четьи-Миней» (книги для чтения по месяцам). Свод содержал множество жизнеописаний русских святых, церковных уставов и богословских сочинений
Протопоп Сильвестр Считается автором «Домостроя» — памятника русской литературы XVI в., сбор­ника моральных правил и житейских наставлений
А. М. Курбский В посланиях Ивану IV и в «Истории о великом князе московском» выступал за сохра­нение сословно-представительной монархии и осуждал царские жестокость и произвол
XVII в.
Авраамий Палицын Келарь (монах, заведовавший монастырским хозяйством) Троице-Сергиева мона­стыря, создатель «Сказания» — исторического труда о событиях начала XVII в. в России
Аввакум Петров «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» стало первым в русской литера­туре примером автобиографии или мемуаров. Автор, один из крупнейших деятелей раскола, рассказывает о своём заточении и вспоминает о пережитых испытаниях, временами обращаясь к толкованию отдельных мест из Священного Писания
Симеон Полоцкий (С. Г. Петровский-Сит- нянович) Был придворным поэтом и воспитателем детей царя Алексея Михайловича. Считается одним из ранних представителей русской силлабической поэзии (сборники «Вертоград многоцветный», «Рифмологион») и драматургии («Коме­дия притчи о Блудном сыне»)

 

 

! Новыми жанрами в литературе этого периода стали историческая и сатирическая повести.

Произведение Краткая характеристика
«Повесть об Азовском осадном сидении дон­ских казаков» Рассказ об обороне донскими казаками от турок захваченной ими крепости Азов. Описанные события происходят в годы правления царя Михаила Фё­доровича
«Повесть о Шемякином

суде»

Сатирическая повесть о Шемякином суде, которая обличала судейские по­рядки в России в XVII в.
«Повесть о Ерше Ершо­виче, сыне Щетинни- кове» Сатирическая повесть, главными персонажами которой были рыбы, живущие в Ростовском озере, пародировала систему российского судопроизводства своего времени
«Калязинская челобит­ная» Памятник русской литературы XVII в., написанный в форме пародии на челобит­ную, описывает жизнь монахов, проводивших время в безделье и пьянстве

 

Развитие живописи (иконописи)

В XVI в. церковь и светская власть развернули активную деятельность по пропаганде официальной идеологии. Большое значение в этой связи придавалось и живописному ис­кусству. Стоглавый собор 1551 г. возвёл иконописание Андрея Рублёва в канон, следование которому стало обязательным для всех живописцев. Специальные старосты, поставленные церковью, контролировали точное соблюдение предъявлявшихся к художникам требований. В XVII в. жёсткую регламентацию иконописного дела продолжил патриарх Никон. Иконы, на­писанные не по «греческому чину», уничтожались.

Крупнейшим иконописцем второй половины XVII в. был Симон Ушаков. Им были соз­даны иконы «Тайная вечеря», «Древо Государства Российского», «Троица». В этих и других работах он изобретал новые композиции, присматривался к западным образцам и к натуре, стремился придавать фигурам характерность и движение.

В связи с интересом к человеческой личности в начале XVII в. на смену иконописной манере в изображении тех или иных исторических деятелей приходит парсуна (портрет). Сохранились портреты царя Фёдора Ивановича, воеводы М. В. Скопина-Шуйского и др.

Во второй половине XVII в. парсуна представлена рядом произведений, созданных ино­странными художниками, принятыми на службу в Оружейную палату: Детерсоном, Вухтерсом (портреты патриарха Никона), С. Лопуцким (портрет царя Алексея Михайловича). Вслед за ино­земцами стали писать портреты и русские мастера (например, портрет А. Л. Ордина-Нащокина). Реалистический подход к портретным изображениям начали переносить и в область иконописи.

Развитие архитектуры

Памятники архитектуры Годы, зодчие, краткие характеристики
Архангельский собор Москов­ского Кремля 1505—1508 гг. Алевиз Новый. Собор стал усыпальницей московских князей и царей (до Петра I). В обработке стен использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения
Церковь Вознесения в Коломен­ском 1528—1532 гг. Строительство церкви связывают с рождением буду­щего царя Ивана IV. Является одним из первых российских храмов, построенных в шатровом стиле
Китайгородская крепостная сте­на 1535—1538 гг. Петрок Малый. Примыкала к Кремлю со стороны Крас­ной площади. Была построена с целью защиты посада. Сохранилась в виде небольших фрагментов
Собор Покрова Пресвятой Бого­родицы, что на Рву (храм Васи­лия Блаженного) 1555—1561 гг. Барма и Постник. Построен в память о взятии Казани войском Ивана Грозного
Стены и башни Белого города 1585—1591 гг. Ф. С. Конь. Крепостная стена длиной 10 км, защищав­шая Москву. Полностью снесена в конце XVIII в.
Смоленская крепостная стена 1595—1602 гг. Ф. С. Конь. Имела большое оборонное значение для Российского государства
Теремной дворец 1635—1636 гг. Б. Огурцов, А. Константинов, Т. Шарутин, Л. Ушаков. Построен в Московском Кремле по приказу царя Михаила Фёдорови­ча. Памятник, в котором сохранились черты деревянного зодчества, был новым для своего времени типом многоэтажного жилого дома. Отличался богатейшим декоративным оформлением фасадов
Ансамбль Новоиерусалимского монастыря В ансамбле монастыря, основанного патриархом Никоном в 1656 г., отражена попытка перенести образ храма Гроба Господня, связанного со святынями, которые были дороги каждому христианину, на русскую землю
Дворец царя Алексея Михайло­вича в Коломенском 1667—1672 гг. Деревянный царский дворец, вызывавший своим бо­гатым декором восхищение современников. Разобран во второй по­ловине XVIII в. В 2010 г. построен с использованием новых технологий макет дворца в натуральную величину.
Церковь Покрова Пресвятой Бо­городицы в Филях 1690—1694 гг. Памятник раннего московского барокко. Храм постро­ен на средства дяди Петра I Л. К. Нарышкина, поэтому данный стиль известен как нарышкинское (московское) барокко

 

Открытия российских землепроходцев в XVII в.

Землепроходцы Краткие характеристики походов
И. Ю. Москвитин В 1639 г. с отрядом казаков первым достиг Охотского моря, открыл его побережье и Сахалинский залив
С. И. Дежнёв В 1648 г. участники похода обогнули крайнюю северо-восточную оконечность Азии — Чукотский (или Большой Каменный) нос и прошли через пролив, отделяющий ази­атский материк от Америки. Составили чертёж р. Анадырь
В. Д. Поярков В 1643—1646 гг. руководил отрядом, который впервые проник в бассейн р. Амур, открыл р. Зея, Амурско-Зейскую равнину, среднее и нижнее течение р. Амур до устья. Собрал ценные сведения о природе и населении Приамурья
Е. П. Хабаров В 1649—1653 гг. совершил ряд походов в Приамурье, составил «Чертёж реке Амуру»
В. В. Атласов В 1697—1699 гг. совершил походы по Камчатке. Дал первые сведения о Камчатке и Курильских островах

 

Театр

Развитие связей с западными странами побудило царя и его приближённых органи­зовать в 1672 г. в Москве придворный театр под руководством пастора Грегори. Кроме пьес библейского содержания, исполнялись светские произведения («Комедия о Бахусе с Венусом»). Все женские роли исполнялись мужчинами. В 1675 г. на сцене театра впервые в России появился балет. После смерти Алексея Михайловича по настоянию патриарха Иоакима театр был закрыт.

Повседневная жизнь и быт

Во второй половине XVII в. в боярском быту гораздо сильнее, чем раньше, сказывалось иноземное влияние, восточное и особенно западное. Оно нашло отражение прежде всего в жилище. В домах многих бояр имелись заграничные предметы обстановки. В конце века азиатское великолепие одежды начало уступать место более скромному костюму на за­падноевропейский лад. К русским музыкальным инструментам — гуслям, домрам, дудкам и др. в XVII в. прибавились новые, западноевропейские: органы, клавикорды и скрипки. Во дворце, а также у некоторых светских и духовных лиц имелись библиотеки. Библиотека князя В. В. Голицына насчитывала 266 печатных и рукописных книг, из них около 100 светских, в том числе несколько западноевропейских рыцарских романов в польских переводах с фран­цузского языка. С 1621 г. в Посольском приказе для царя и его окружения составлялись «Вести-Куранты» — выписки из иностранных изданий о событиях в мире (фактически, первая рукописная российская газета).

 

Предложения интернет-магазинов