Культура Руси 9-15 века

загрузка...

Основные этапы развития культуры Руси в IX—XV вв.

Для развития культуры Древней Руси характерны следующие особенности: 1) влияние наследия восточных славян и окружающих народов — финно-угров, балтов, хазар, половцев, западных славян; 2) переплетение христианских и народно-языческих традиций; 3) большое влияние византийских традиций на культуру Древней Руси.

Для русской духовной культуры середины XII—XIII в. характерно становление «полицен­тризма» — появления в разных регионах Руси самобытных культурных центров.

Установившееся ордынское владычество нанесло большой урон русской культуре. Церк­ви и монастыри лежали в развалинах. Погибли иконы, церковная утварь. Лучшие мастера были убиты или уведены в плен. Многие виды ремёсел были утрачены. Утрачено огромное количество книг, исчезли библиотеки и школы, прервалось летописание.

В конце XIII в. на Руси возобновилось каменное строительство.

Со второй половины XIV в. начинается постепенное преодоление разобщённости рус­ских земель и возрождение единой русской культуры. Этому способствовали перемещения большого количества людей из одних земель в другие, вызванные монгольским нашествием, освоение новых территорий на севере и северо-востоке страны, успехи хозяйственного раз­вития Северо-Восточной Руси. Идея борьбы с ордынским владычеством становится одной из ведущих тем культуры. Победа на Куликовом поле вызвала национальный подъём и в зна­чительной степени отразилась на развитии культуры. Главной темой многих художественных произведений стало укрепление мощи единого государства. Но в то же время всё больший интерес проявлялся к семье, человеку, его внутреннему миру.

Освобождение от ордынского владычества и создание единого государства дали воз­можность расширить культурные контакты России с другими странами.

В конце XIV—XV в. особое положение в развитии русской культуры занимает Москва. Она становится центром русского зодчества. Московский Кремль, созданный как парадная резиденция русских великих князей, стал символом их могущества.

Литература Руси

В правление Ярослава Мудрого и его сыновей появились многочисленные переводы греческих и болгарских книг. Создавались и первые русские книги. К оригинальной древне­русской литературе относятся поучения, послания, жития, хождения, воинские повести, ле­тописи. В конце XIII—XIV в. возникли новые центры летописания: Новгород, Суздаль, Ростов. С 1325 г. летописи стали вестись и в Москве.

Победа на Куликовом поле, а затем и падение ордынского владычества привели к подъ­ёму в настроениях русских людей, придали им уверенность в своих силах, вызвали желание отразить эти события в различных видах творческой деятельности. Под воздействием по­беды возник так называемый Куликовский цикл произведений. Многие из них были созданы как народные сказания и впоследствии пересказаны в летописях.

В XIV в. на Русь стали ввозить бумагу — более удобный материал для письма, чем бе­реста, и значительно дешевле, чем пергамен. С появлением бумаги книги стали дешеветь, их стало больше. Крупнейшими центрами книжного дела были монастыри.

Жанр Характеристика Пример произведения, автор
Летопись Изложение событий по годам «Повесть временных лет» (около 1113 г.). Автором счи­тают монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Описал становление Древнерусского государства, дея­тельность первых князей, отношения с другими государ­ствами и народами.

Местное летописание с XIII в.: владимиро-суздальские летописи отражали интересы князей, поощряли их стремление быть первыми. В новгородских летописях фигура князя отступала на второй план, но освещались события городской жизни.

В XV в. возродилось общерусское летописание. Первая летопись (Троицкая) была составлена в Москве в нача­ле XV в. Все московские летописи пронизывала мысль о необходимости государственного единства и сильной великокняжеской власти

Житие Жизнеописание лю­дей, причисленных к лику святых «Житие Александра Невского» (XIII в.); «Житие Сергия Радонежского» (XV в.)
Слово Поучающее обраще­ние «Слово о законе и благодати» (40-х гг. XI в.), митрополит Иларион. В произведении славится Русь, русский народ, власть князя, подчёркивается преимущество христианства
Поучение Проповедь, содержа­щая наставления о жизни «Поучение Владимира Мономаха» («Поучение детям») (XII в.), Владимир Мономах
Повесть и сказание Повествование о конкретном событии или коротком отрез­ке времени «Слово о полку Игореве» (XII в., предположительно); «Слово о погибели Русской земли» (XIII в.); «О разорении Рязани Батыем» (XIII в.); «Сказание о Мамаевом побоище» (XV в.); «Повесть о Шевкапе» (песня о Щелкане) (XIV в.); поэма «Задонщина» (конец XIV — начало XV в., Сафоний Рязанец)
Хождение Путевые заметки «Хождение за три моря» (середина XV в.), Афанасий Никитин: описание путешествия тверского купца, от­правившегося в торговых целях на Северный Кавказ и оказавшегося затем в Иране и Индии

 

Устное народное творчество

Важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор — песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, сказки. Большим уважением пользовались бояны — скази­тели и певцы. Их основной герой — богатырь, защитник народа.

Наивысшего расцвета достиг в XIV в. былинный героический эпос. Сохранили своеобра­зие новгородские былины. Героями вольнолюбивого и богатого Новгорода были разудалый купец Василий Буслаевич и Садко — богатый гость-купец. В этот же период оформился но­вый жанр устного народного творчества — исторические песни. Героями этих произведений были простые люди, совершавшие подвиги в борьбе с завоевателями.

загрузка...

Образование

Создателями славянской азбуки считаются византийские монахи Кирилл и Мефодий (IX в.). На Русь со времён Владимира Святославича стали приезжать церковные книжники, переводчики из Византии и Болгарии. При церквях и монастырях были открыты школы.

Жители Новгородской республики были в своём большинстве грамотными людьми — занятие ремеслом и торговлей требовало определённых знаний, умений считать и писать. О широком развитии письменности в новгородском быту свидетельствуют берестяные грамоты, найденные во время археологических раскопок. Они представляли собой письма простых горо­жан, хозяйственные записи, долговые расписки, завещания. Обилие дешёвого писчего матери­ала — бересты — также способствовало распространению грамотности в Новгороде. Система образования в Галицко-Волынской Руси охватывала не только детей аристократии, но и купцов, ремесленников. Там большое влияние на становление культуры оказывала и католическая цер­ковь. Немало свидетельств существует и о развитии образования в других городах Руси.

Ремесло

Воины многих стран высоко ценили изготовленные русскими мастерами оружие и до­спехи. Высоким уровнем отличалось искусство русских ювелиров — мастеров по тонкой обработке драгоценных металлов и камней. Для изготовления украшений использовались очень сложные техники, такие как зернь и скань.

Зодчество

На Руси было развито деревянное зодчество. Первые сооружения из камня были по­строены приезжими византийскими мастерами. Внутреннее убранство соборов отличалось изысканностью и богатством. Стены были покрыты фресками — картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке, а центральный купол переливался мозаикой — картинами из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.

Основным типом храмового зодчества был крестово-купольный храм. В классическом варианте он представляет собой прямоугольный объём, центр которого разделён столбами. Перекрытием служат крестообразно расположенные своды, а над центральной частью храма возвышается барабан с куполом.

Город Памятники архитектуры
Киев Десятинная церковь (X в.). На строительство и содержание храма князь отдал десятую часть княжеских доходов.

Софийский собор — храм, построенный в первой половине XI в. в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы 1037 г. над печенегами. Золотые ворота — один из немногих памятников оборонного зодчества Древнерусского го­сударства периода правления Ярослава Мудрого.

Киево-Печерская лавра — один из первых монастырей в Древнерусском государстве. Основан в период правления в Киеве Ярослава Мудрого

 

Продолжение

Город Памятники архитектуры
Новгород Софийский собор (XI в.) (см. № 3) — главный православный храм Великого Новгорода, духовный центр Новгородской республики.

Церковь Спаса на Нередице (XII в.), Георгиевский собор Юрьева монастыря (XII в.). Во второй половине XIV в. были сооружены храмы, ставшие классическими образцами нов­городского стиля, — церковь Фёдора Стратилата и церковь Спаса на Ильине улице. В от­личие от сурового внешнего облика новгородских церквей XII—XIII вв., эти храмы поражают лёгкостью, нарядностью и торжественностью своих форм

Полоцк Софийский собор. Первоначально построен в XI в. В середине XVIII в. восстановлен в сти­ле виленского барокко
Владимир- на-

Клязьме

Характерной особенностью владимиро-суздальского зодчества стала пышность и торжественность каменных церковных построек. Они были призваны подчеркнуть силу владимирских князей. Дмитриевский собор (XII в.) знаменит своей белокаменной резьбой (см. № 1). Успенский собор (XII в.) — главный храм Владимиро-Суздапьской Руси, в нём венчались на великое княжение владимирские и московские князья.

Золотые ворота (XII в.) — выполняли оборонительную функцию, но в то же время придавали ве­личие городу. Они оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Храм Покрова на Нерли (XII в.) (см. № 2), белокаменный дворец Андрея Боголюбского

Москва Белокаменный Кремль (1367 г.) — единственный в тот период во всей Северо-Восточной Руси. В конце XV в. псковскими мастерами в Московском Кремле создан Благовещенский со­бор; под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти возведён Успенский собор Московского Кремля; архитекторы Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари построили в Кремле Грановитую палату — главный парадный приёмный зал великокняжеского дворца. В конце XV — начале XVI в. под руководством итальянских архитекторов были созданы новые краснокирпичные стены и башни Московского Кремля

 

Живопись

С XIV в. начался расцвет русской живописи. Большой вклад в её развитие внёс Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, а затем в Москве. В конце XIV в. на Руси появились иконостасы как самобытное культурное явление.

В конце XIV — начале XV в. в Москве складывается собственная школа живописи. В творчестве Андрея Рублёва получает своё завершение процесс отделения русской живописи от византийской. Андрей Рублёв и его последователи окончательно отказались от византий­ской суровости и аскетизма. В своих произведениях они создавали образы живых людей, передавали душевные переживания и настроения русского человека того времени.

Феофан Грек (около 1340 — около 1410) Андрей Рублёв (около 1360—1428) Дионисий (конец XV — начало XVI в.)
Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса Преоб­ражения в Великом Новгороде Икона Святой Троицы (XV в.) Димитрий Прилуцкий с жити­ем, икона из Спасо-Прилуцко- го монастыря
В Москве расписал церковь Рождества, Кремлёвский терем великого князя Василия Дми­триевича, создал фрески для Архангельского собора, иконо­стас Благовещенского собора Вместе с Феофаном Греком и Про­хором из Городца расписывал сте­ны старого Благовещенского собо­ра в Московским Кремле. В 1408 г. вместе с Даниилом Чёрным работал над фресками Успенского собора во Владимире и фресками собора Тро- ице-Сергиева монастыря Написал часть икон и фресок Успенского собора Московско­го Кремля. На иконах Диони­сия лики святых обрамлялись рисунками, на которых изо­бражались отдельные эпизоды их жизненного пути

Предложения интернет-магазинов