Культура русских земель и княжеств в 12 — начале 13 века

загрузка...

В начале XII в. в истории Руси начался новый этап, связанный с распадом единого госу­дарства. Условной датой начала этого этапа считают 1132 г. В тот год умер великий князь киев­ский Мстислав Владимирович (1125-1132) — сын Владимира Мономаха. Летописец записал в летописи: «раздрася вся русская земля». Распад единого государства на фактически независи­мые части пережили в своем развитии почти все европейские страны, многие страны Востока. На Руси период раздробленности продолжался с начала XII в. до начала XVI в., когда все рус­ские земли были воссоединены в границах единого Российского государства.

В XII—XIII вв., несмотря на раздробление государства, развивались и совершенствовались местное хозяйство, общественно-политические институты. В русских землях появились заме­чательные памятники культуры. Продолжалось летописание. В новых исторических условиях возникают местные центры летописания (в Новгороде, Полоцке, Ростове, Владимире, Черниго­ве и других городах), появляются семейные и княжеские летописи.

Выдающимся памятником русской литературы, относящимся к XII в., является «Слово о полку Игореве». Автор его неизвестен. В основе произведения лежит историческое событие 1185 г. — неудачный поход против половцев новгород-северского князя Игоря Святославича. Автор искренне переживает за Русскую землю, восхищается русскими князьями, черпавшими силу в единстве, и печалится о княжеских распрях, ослаблявших Русь. Тревога за судьбу Руси и ее независимость роднит «Слово о полку Игореве» с другими выдающимися произведениями XII—XIII вв. — «Словом» и «Молением» Даниила Заточника.

В условиях распада Русского государства княжества и земли, а нередко и города соперни­чали между собой, стремясь различными средствами подчеркнуть свое значение и особенности.

Прежде всего, эти тенденции отразились в архитектуре.

В XII—XIII вв. архитектурным постройкам были присущи меньшая масштабность, более простые, но по-прежнему выразительные формы, скромность внутренней отделки. Имевшие место различия и особенности прослеживаются в первую очередь в архитектуре Новгородской земли и Ростово-Суздальского (затем Владимиро-Суздальского) княжества.

Среди памятников новгородского каменного зодчества особое место занимает княжеская церковь Спаса на Нередице, построен­ная в 1198 г. близ Новгорода.

В сравнении с Новгородской Софией храм Спаса на Нередице меньших размеров, отсутствует геометрическая точность линий и форм. Простота композиции, однокупольность, суровость, скупость декора почти всех новгородских храмовых строений во многом объ­ясняются суровостью природных условий и сдержанным характе­ром самих новгородцев.

Внутри церкви все небольшое пространство было расписано фресками. Большинство фресок Спаса на Нередице погибло во вре­мя Великой Отечественной войны, когда церковь была разрушена вражеской артиллерией.

В XII—XIII вв. широкий размах получило строительство в Ростово-Суздальском княжестве. Это собор Спаса-Преображения в Переславле-Залесском, церковь Бориса и Глеба в селе Кидекше под Суздалем, церковь Покрова Богородицы на Нерли, Успенский и Дмитриевский соборы во Вла­димире. Для архитектуры княжества характерна изумительная декоративная выразитель­ность.

В 1160-х гг. по приказу князя Андрея Боголюбского был построен храм Покрова Богоро­дицы на Нерли. По распространенной версии егпзо возведение связано со смертью сына кня­зя — Изяслава. Этот храм стал первым на Руси, посвященным празднику Покрова Пресвятой Богородицы (1(14) октября).

Храм Покрова на Нерли относится к типу небольших одноглавых четырехстолпных хра­мов. Он стоит в открытом поле на рукотворном холме. Создатели храма сначала заложили лен­точный фундамент глубиной 1,6 м. На нем возвели каменные стены высотой в 3,7 м, а затем за­сыпали их внутри и снаружи грунтом.

Такое подземное основание должно было ограждать храм от природных катаклизмов. Во время весенних разливов островок окружен водой. Но ни разу вода не попадала внутрь храма.

В XII в. церковь имела один шлемообразный «верх», то есть купол (сегодня барабан венчает «луковка»). Одинокая и печальная стоит весной церковь посреди полноводья вот уже девятое столетие. Она пережила гибель своего основателя, монгольское нашествие, прекращение бого­служебной жизни, не утратив своего облика и обаяния. Художник и искусствовед И.Э. Грабарь назвал ее «не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величай­ших памятников мирового искусства». В 1990-х гг. храм Покрова на Нерли был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В течение семи лет (1158-1165) в княжеской резиденции Боголюбове шло каменное строи­тельство. Строительных дел мастеров приглашали «из иных земель». В возведении первых ка­менных построек участвовали и западноевропейские зодчие. В итоге были возведены белока­менный княжеский дворец с церковью Рождества Богородицы, крепость с земляными валами и каменными стенами.

На сегодняшний день уцелело немногое: от княжеского дворца сохранилась нижняя часть церковных стен и северная галерея с лествичной башней. Именно в этой башне по ка­менной винтовой лестнице сползал в ночь убийства, спасаясь от заговорщиков, Андрей Бого- любский. Лестница ведет в небольшое помещение, которое освещается необычным окном с двумя колоннами посредине. Это окно уникально, оно — единственное в русском белокамен­ном зодчестве.

Церковь Рождества Богородицы была центром ансамбля в Боголюбове. С двух сторон к ней примыкали двухъярусные галереи-переходы с лествичными башнями.

Храм Рождества Богородицы в Боголюбове не сохранил свой первоначальный вид. По су­ществу, в XVIII в. он был заново построен.

Стараниями князя Андрея Боголюбского незначительный прежде город Владимир изме­нился до неузнаваемости.

Андрей возвел Владимир в один ряд со старейшими городами подвластной ему земли — Ростовом и Суздалем. Именно во Владимир из Ростова была перенесена столица княжества.

Наряду с Успенским собором, который стал главным культовым сооружением Владими- ро-Суздальской Руси, были возведены Золотые ворота.

В 1194-1197 гг. по приказу владимирского князя Всеволода III Большое Гнездо во Вла­димире был построен дворцовый храм в честь святого Дмитрия — «небесного покровителя»

При определенном сходстве с храмом Покрова на Нерли (в плане это четырехстолпные, крестово-купольные, одноглавые храмы) эти архитектурные шедевры заметно различаются.

Дмитриевский собор не производит впечатление невесомости и легкости, присущих храму Покрова на Нерли. Дмитриевский собор более монументален и торжественен, ведь зод­чие стремились подчеркнуть силу и мощь владимирского князя. Широкие арки несут массив­ный барабан главы с золоченым шлемовидным куполом. Храм отличает богатое декоративное убранство. Всю верхнюю наружную часть собора покрывает причудливая каменная резьба, на­поминающая о традициях деревянного зодчества. В сюжетах резьбы переплетаются как хри­стианские, так и языческие мотивы.

При всех отличительных особенностях местных строений архитектура XII — первой по­ловины XIII в. сохраняет общие черты. Это крестово-купольная основа храмов, апсиды, купола и мощные барабаны.

После принятия христианства на Руси появилась иконопись. Ико­на — это изображение Иисуса Христа, Божьей Матери, святых, а также событий из Священной и церковной истории. На Руси сформировались Новгородская, Псковская, Владимиро-Суздальская, Тверская и другие иконописные школы. В XII в. в Новгороде была написана икона «Спас Нерукотворный», ставшая самой почитаемой (ныне находится в Госу­дарственной Третьяковской галерее). Другая известная икона новгород­ской школы XII в. «Архангел Гавриил», или «Ангел Златые Власы» (в настоящее время в Русском музее в Санкт-Петербурге). В Успенский со­бор во Владимире при Андрее Боголюбском была помещена икона Бого­матери, известная как Богоматерь Владимирская.

По легенде эта икона была написана евангелистом Лукой. В 450 г. икона была принесена из Иерусалима в Константинополь, а в начале XII в. из Константинополя привезена в Киев князю Юрию Долгорукому и поставлена в Девичьем монастыре в Вышгороде.

В 1155 г. Юрий Долгорукий занял киевский престол и передал в удел Андрею Вышгород. Князь Андрей без ведома отца покинул город и отправился во Владимирскую землю. С собой князь вез икону Бого­матери.

Позднее для этой иконы во Владимире был возведен Успенский собор.

Собор строился в 1158-1160 гг. на высоком берегу Клязьмы, чтобы издалека было видно. По высоте собор не уступал Киевской Святой Со­фии. Он был одноглавый, сложен из белоснежного известняка, сверкав­шего на солнце, и великолепно украшен.

Икона Богоматери в окладе из золота и серебра с драгоценными камнями была поставлена на почетном месте. С тех пор она стала назы­ваться Владимирскою. По представлениям людей того времени, обладание этой реликвией зна­чительно повышало духовный престиж Владимиро-Суздальской земли. Православные связы­вали с этой иконой многие чудеса.

Сейчас икона «Богоматерь Владимирская» находится в храме Николая Чудотворца в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.

Образ эпохи

С 60-х гг. XI в. начались набеги на Русь кочевников половцев (кипчаков), опустошавших все на своем пути.

В конце XI в. князю Владимиру Мономаху удалось сплотить силы русских князей для борьбы с половцами. Набеги половцев на Русь прекратились: теперь половцы были вынуждены оборонять свои кочевья. С началом распада Руси половцы возобновили набеги на южную Русь.

В 1185 г. новгород-северский князь Игорь Святославич совершил поход на половцев. Прежде Игорь не участвовал в успешных военных походах на Степь, организованных великим князем киевским Свято­славом. Очевидно, надежда на легкую победу, добычу и славу подтолкнули Игоря к собственному походу.

В итоге его войско было разбито, а сам он попал в плен.

К этой теме обратился в 80-х гг. XIX в. художник В.М. Васнецов и по мотивам «Слова о полку Игореве» создал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами».

Васнецов изобразил не саму битву, а завершение недавнего кровопролитного боя. А над полем в полумраке уже кружат стервятники в поисках легкой добычи.

Это одна из серии картин, в которых художник A.M. Васнецов показал становление и развитие Москвы на протяжении нескольких столетий. На картине изображен высокий Боровицкий холм, нахо­
дящийся у слияния речки Неглинной с полноводной Москвой-рекой. На первом плане лежат подготов­ленные к строительству бревна. За спиной князя, окруженного боярами, видны терем и постройки кня­жеского двора. События отнесены к 1156 г., когда и велись работы по строительству первого Москов­ского Кремля.

Предложения интернет-магазинов